Газопровод Туркменистан – Китай и перспективы двустороннего сотрудничества.


Во время своего апрельского шестидневного визита 2006 года в Китайскую Народную Республику президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и Председатель КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение о строительстве газопровода и поставках туркменского газа в Китай с 2009 года. Продолжительность визита туркменского лидера, который не особо любил покидать пределы своей страны, может указывать на большую значимость, которую Ниязов придавал развитию двусторонних отношений с КНР.

Экономические связи между двумя государствами развивались достаточно динамично и к 2006 году выросли в семь раз, по сравнению с 2000 годом, составив 180 миллионов долл. США. Китайские компании приняли участие в 37 инвестиционных проектах, вложив в экономику Туркменистана около 420 миллионов долл.

Однако соглашение подписанное в Пекине о сотрудничестве в нефте-газовой области стало новой вехой в развитии отношений между двумя странами. В пункте 2 соглашения говорится, что Китай будет закупать 30 млрд. кубометров туркменского газа ежегодно в течении 30 лет. Стороны изъявили желание совместно разрабатывать газовые залежи на правом берегу Амур-Дарьи на условиях соглашения о совместном разделе продукции (Прим. месторождение, откуда газ будет поступать по трубопроводу в Китай через Узбекистан и Казахстан в Урумчи (западный Китай) и далее в Шанхай (восточный Китай)). Обе стороны заявили, что проект газопровода и цены будут согласованы к концу 2006 года. В пункте 4 говорится о том, что цены на газ будут устанавливаться «на разумной и справедливой основе, исходя из сравнимой цены на международном рынке. Оплата будет производиться исключительно в долларах США». Руководство Китая также заявило, что проведет переговоры с правительствами стран через которые будет пролегать газопровод о достижении взаимной выгоды от транзита природного газа через их территории.

В интервью информационному агентству Синьхуа, президент Ниязов заявил, что Туркменистан готов поставить Китаю 30-40 млрд куб. м. газа. По словам Туркменбаши, учитывая огромные запасы энергоносителей, приблизительно оцениваемые в 12 млрд. тонн нефти и 22 трлн. куб. м. природного газа, Туркмения способна выполнить взятые на себя обязательства. «У нас есть возможность реализовать наши возможности, включая совместную разработку Каспийского шельфа», - заявил Ниязов.

Туркменистан входит в пятерку государств мира по объемам запасов природного газа. Но добытый газ надо еще и реализовать. В данном случае есть два варианта – либо направить добытую продукцию на внутренний рынок, либо экспортировать. Пока Туркменистан не входит в состав индустриально развитых стран и промышленность республики не нуждается в больших объемах природного газа. Население Туркменистана также не многочисленно и естественно внутреннее потребление голубого топлива оценивается в 11-13 млрд. кубометров в год. Поэтому в настоящий момент главным вариантом остается прокачка газа по трубопроводам на международный рынок. Получение из газа полипропилена и полиэтилена, а также другие варианты переработки газа пока не в состоянии конкурировать с газопроводом. И, к сожалению, магистральных газопроводов из Туркменистана на внешний рынок не так много. Гораздо больше других проектов, связанных с прокладкой трубопровода через Афганистан или через Каспийское море.

Как и в советское время, так и сейчас, Туркменистан в огромной степени зависит от магистрального трубопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Это один из основных способов поставить природный газ в Россию и далее к потенциальным его потребителям. Конечно, существует и другой трубопровод из Туркменистана в Иран. Но пока газопровод «Корпедже-Курт-Куи», проложенный в 1997 году, не вышел даже на проектную мощность. Правда, в феврале 2006 года в Ашхабаде был подписан ряд документов с Ираном о том, что в 2007 году по нему будет прокачано 14 млрд. кубометров газа. Даже если это и произойдет, все равно данная магистраль не станет серьезной альтернативой трубопроводу САЦ.

Нельзя пока всерьез говорить и о китайской альтернативе, однако, подписанное в начале апреля соглашение не возникло на пустом месте. В январе 2006 года президент Туркменистана встретился с заместителем председателя Государственного Комитета по Развитию и Реформам Китая Чжан Гобао. По сообщениям информационных агентств, они обсудили проект двустороннего соглашения о поставках туркменского газа в Китай. Официальные лица Китая в течении всего времени проявляли интерес в туркменских проектах, например таких как модернизация Сейдинского НПЗ (Лебапский велаят). Очевидно, что рамочное соглашение между двумя странами Туркменистан будет использовать в своей игре с Россией и ее газовым гигантом ОАО «ГАЗПРОМ». Упоминание о «разумной и справедливой цене» вряд ли можно назвать просто случайным стечением обстоятельств, принимая во внимание высказывания Туркменбаши о не справедливой закупочной цене туркменского газа Россией. Соглашение с Киатем снизит зависимость Туркмении от России и Украины, основных импортеров туркменского газа, и даст возможность Туркменистану поднять цены.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже в сентябре 2006 года, в результате очередного раунда туркмено-российских переговоров о закупке ОАО «ГАЗПРОМ» туркменского природного газа была достигнута договоренность, согласно которой начиная с четвертого квартала 2006 года, в течение 3-х лет, Туркменистан поставит России 162 млрд. кубометров газа по цене 100 долл. США за тысячу кубометров (Прим: В первом полугодие 2006 года закупочная стоимость туркменского природного газа равнялась 65 долл. США). «Мы определили средний объем поставок, и по цене договорились, цена достойная – 100 долл. за тысячу кубометров. Будем постепенно, через каждые три года, с учетом конъюктуры мирового рынка, пересматривать условия и совместно определять цену на следующие три года», - заявил президент. По истечению 25-летнего соглашения Россия может рассчитывать еще на 25 лет поставок природного газа, заявил Ниязов.

ОАО «ГАЗПРОМ» имеет право расчитывать на дальнейшее сотрудничество с Туркменией в газвой области, ведь трубопровод в Китай еще надо построить. А пока еще не определены такие важные параметры, как принципы строительства трубы, организационные, правовые и финансовые условия поставок. Выполнение проекта также может осложниться проблемами в туркмено-узбекских отношениях, а именно через Узбекистан и планируется проложить трубопровод. Однако, в случае успешной реализации проекта, очевидно, что газа на всех не хватит. Принимая во внимание, что Туркменистан экспортирует свой газ не только в Россию, но и на Украину и Иран, для выполнения взятых на себя обязательств ему придется удвоить или даже утроить добычу газа. А соглашение между Туркменистаном и КНР неявно выражает, что поставка туркменского газа в Китай станет приоритетом для руководства страны. В тексте соглашения говорится, что газ в Китай пойдет с правобережья Амударьи, но там также отмечается, что в случае возникновения необходимости в дополнительных объемах газа, туркменская сторона гарантирует поставку газа с других месторождений.

Так что Россия, главный поставщик газа в Европу, в скором времени может столкнуться с нехваткой производственных мощностей. Соглашение между Туркменией и Китаем указывает именно на это обстоятельство. Для Китая же, который осуществляет энергетическую экспансию, данный трубопровод будет служить гарантом бесперебойного потребления энергоносителей. Если же проект останется только на бумаге, все равно политически КНР окажется в выигрыше. С другой стороны, для Туркмении данный трубопровод сулит независимоть от России, а также возможность диктовать свои цены ОАО «ГАЗПРОМ», который в последнее время стал весьма зависимым от поставок туркменского газа для выполнения взятых на себя обязательств перед его евпропейскими партнерами.

При этом важно отметить, что данное соглашение может привести к серьезному столкновению интересов Китая и России в Центральной Азии. ОАО «ГАЗПРОМ» для выполнения своих обязательств перед Европой может задействовать политические рычаги для оказания давления на туркменское руководство и защиты своих интересов в жизненно важном для него регионе. И, в случае, если Китай сделает все для претворения соглашения с Туркменистаном в жизнь, при этом хорошо проинвестировав строительство трубопровода, который соединит Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, то будущее российско-китайского сотрудничества в регионе, может быть подвергнуто серьезным испытаниям.

Об авторе: Азад Чарыяров, специалист по международным отношениям, (Туркменистан).

Источник: http://www.analitika.org