Круглый стол в Ассоциации военных политологов по итогам Всеармейского совещания сержантов и старшин Вооруженных Сил Российской Федерации.Ведущий (Олег Забузов): В течение 22-24 мая 2007 года в поселке Мосрентген Московской области, на базе 27-й Севастопольской мотострелковой бригады, проходило Первое Всеармейское совещание сержантов и старшин Вооруженных Сил. Как бы Вы причины проведения такого столь масштабного мероприятия? Александр Перенджиев, кандидат политических наук. Из заявлений высшего политического руководства (в лице Верховного Главнокомандующего и Министра обороны России) можно понять, что предпосылкой к этому событию послужили следующие события: - заявлена цель военного строительства – создание профессиональной и мобильной армии. По словам Президента России, к 2008 году наша армия более чем на две трети должна стать профессиональной; - сокращение срока службы по призыву до 12 месяцев; - на очереди – новая программа, в соответствии с которой уже весь сержантский и старшинский состав армии и флота должен быть переведен на военную службу по контракту. Сергей Мельков, доктор политических наук. Первое Всеармейское совещание сержантов и старшин Вооруженных Сил было анонсировано некоторыми СМИ (например, «Красной Звездой») как мероприятие, проводимое с целью «…окончательно определиться в способах достижения младшим комсоставом тех высот (профессиональных, социальных), которые позволят обеспечить должный уровень дисциплины и качества подготовки подчиненного рядового состава». Сергей Павлов, кандидат политических наук. Повестка дня всеармейского совещания сержантов Вооруженных Сил РФ такова: «Выработка путей совершенствования работы младших командиров в укреплении правопорядка, законности, воинской дисциплины, повышения эффективности правовой и предупредительно-профилактической работы среди военнослужащих». Конечно, на такой шаг руководство Минобороны пошло не только из-за проблемно сформулированной темы совещания, а с целью существенного изменения роли сержантов в армии. Предстоит также в соответствии с решением Верховного Главнокомандующего выполнять федеральную целевую программу по переводу сержантов и старшин, а также плавсостава подводных и надводных кораблей на контрактный способ комплектования. Эта программа рассчитана на 3 года (2009 2011). Согласно ей, планируется перевести на контракт порядка 65 тысяч сержантов и 21 тысячу матросов и старшин плавсостава. Для ее осуществления предполагается выделить 153 млрд рублей. Ведущий: Для чего нужно высшему военно-политическому руководству России поднимать роль сержантского состава Вооруженных Сил? Александр Перенджиев. Сошлюсь на мнение первого заместителя министра обороны генерала армии А. Белоусова: «Осуществить перевод сержантов и старшин на контракт необходимо как можно быстрее», – сказал он в интервью «Красной Звезде», – чтобы вылечить нашу армию от старой головной боли: решить вопросы соблюдения законности и правопорядка, воинской дисциплины, обучения и воспитания личного состава». Предположительно, что в первую очередь речь идет о поиске путей по слому не правовой системы взаимоотношений в воинских коллективах, известной как «дедовщина». Предпринимаемые военным руководством меры по борьбе с этим негативным явлением, пока не привели к желаемым результатам. Руководство Минобороны ищет механизмы противодействия пресловутой «дедовщине», которая разлагает воинские коллективы изнутри, дестабилизирует в них всю систему управления, значительно ухудшает морально-психологическое состояние личного состава, то есть становится серьезной угрозой безопасности страны. По-видимому, у руководство Минобороны есть надежда, что сержантский (старшинский) состав может стать опорой в решении этой проблемы. Сергей Павлов. Предполагается, что измененный институт сержантов Вооруженных Сил РФ (комплектуемый на контрактной основе) сможет действительно повлиять на качественные преобразования в армии. И что сержанты станут ближайшими помощниками офицеров в подготовке и обучении подчиненных, смогут повлиять на состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях. Ведущий: Какие, по-вашему, негативные моменты могут помешать высшему политическому руководству в решении «сержантской» проблемы? Сергей Мельков. Во-первых, полагаем, что решение любой проблемы, в той числе и «сержантской», возможно только на основе глубокого анализа создавшегося положения (то есть, необходимо провести проблематизацию). Насколько это удалось сделать до совещания? В определенной мере удалось. Так, свое видение данной проблемы высказали многие представители руководства Минобороны, политические и общественные деятели. Но вот мнение экспертного сообщества, как представляется, пока не услышано в полной мере. Услышано ли мнение самих сержантов (при условии, что у них есть сформировавшееся мнение)? По всей видимости, пока этот вопрос остается открытым. Во-вторых, очевидно, что вес и влияние сержантов в воинских коллективах может повыситься только в случае увеличения объема их властных полномочий. С сержантами должны поделиться властью командиры (начальники) всех степеней, с ними должны считаться, им должны больше доверять. Но вот готовы ли российские офицеры делегировать свои властные полномочия сержантам и старшинам? Это также пока открытый вопрос, хотя мы склоняемся к тому, что психология российских офицеров несколько иная. Ведь не секрет, что и к контрактникам сейчас кое-где продолжают относиться как к военнослужащим по призыву (мелочный контроль, недоверие, увольнение по увольнительным запискам, денежные поборы с них и т.п.). Сергей Павлов. У меня возникает вопрос, смогут ли предпринимаемые меры действительно повлиять на качественные преобразования в Российской Армии и будут ли бюджетные деньги, спланированные на ФЦП, потрачены эффективно? Поясню, в чем мне видится здесь проблема. Так, срок выполнения ФЦП определен, будут выделены средства. Однако пока в открытых источниках не была четко озвучена и обоснованно представлена концепция сержантского корпуса Российской Армии. А вот она пока общественности и экспертному сообществу не представлена. По нашему мнению подобрать за 2 года 86 тысяч российских граждан на замещение сержантских должностей можно. Но будут ли эти люди действительно «сержантским костяком» будущей профессиональной армии? Более того, по мнению генерала армии Белоусова «… мы стремимся к тому, чтобы плавсостав был переведен на контракт до конца этого года». Наверно, это правильно, однако в иностранных армиях переход на контракт длился многие годы, а мы хотим сделать это за менее длительный период. Произойдут ли после этого в армии качественные изменения? По нашему мнению, становление института сержантов в армии и использование выделяемых средств будет эффективней, если сделать акцент на качество отбора кандидатов на должности сержантов. Только иное качество сержантов и старшин может действительно повлиять на улучшение состояния армии и укрепление воинской дисциплины в подразделениях. Ссылаясь на мнение ученого В. Серебрянникова, соглашусь с тем, что среди всего населения «воинами по призванию» (т.е. люди с «военной косточкой», жаждущие посвятить жизнь военному делу, подвергнуть себя риску сражений) всего 3-5%, а «воинов по долгу» (т.е. идущие на службу или войну по велению внутреннего понимания долга) не более 18%. Именно из этой категории граждан необходимо отбирать кандидатов на службу по контракту, если мы хотим действительно иметь в будущем профессиональную армию. Для этих людей служба по контракту будет действительно профессией, которой они посвятят длительное время. Набор других категорий граждан по контракту – «всех желающих», «людей не чистых на руку», «пацифистов», и т.п. является пустой тратой средств и приведет к люмпенизации и маргинализации армии, вымывая из нее профессиональное ядро. Александр Перенджиев. Мне пока не очень понятно, каким образом можно заинтересовывать людей идти на военную службу по контракту, в том числе на должности, замещаемые сержантами (старшинами). Первый заместитель министра обороны генерал армии А. Белоусов считает, что этого можно достичь «в первую очередь за счет улучшения привлекательности военной службы». А улучшать привлекательность воинского труда, по словам высшего военного руководителя, необходимо путем введения различных социальных льгот, повышения воинских окладов и улучшения социально-бытовых условий военнослужащих (возведения жилья, различных культурно-досуговых заведений в городках, «где можно и спортом позаниматься и в конце концов зайти в бар кружку пива выпить»). И я с этим согласен. Однако А. Белоусов в то же время признает, что существующая система социальных стимулов не обеспечивает должной привлекательности военной службы. Денежное довольствие военнослужащих (прежде всего сержантов-контрактников) ниже среднего размера заработной средней зарплаты в каждом регионе России. Добавим от себя, что в настоящее время престиж воинского труда сержантов-контрактников не может быть кардинально улучшен, так как даже денежное довольствие, обеспечение жильем и в целом социальный статус офицерского состава и прапорщиков оставляет желать лучшего. Поэтому, можно предположить, что повышение роли и места младших командиров в Вооруженных Силах невозможно без повышения в целом статуса военнослужащего, а также статуса офицерского корпуса в российском обществе. Ведущий: Какие еще общеармейские проблемы могут помешать повышению статуса младших командиров? Сергей Мельков. В-первых, вряд ли можно ожидать серьезных позитивных сдвигов в армейской среде без кардинального изменения характера внутриармейских отношений. Ведь отношения в российском обществе за последние 15-16 лет очень сильно изменились, а отношения в воинских коллективах остались во многом советскими, тоталитарными. Их «советскость» в первую очередь выражена в содержании принципа единоначалия, когда командир/начальник отвечает за всё. Любой же управляющий (вне армии) отвечает за результаты своей деятельности. Разница очевидна. Поэтому считаю: вряд ли можно ожидать каких-либо «плюсов» от деятельности сержантов, пока принцип отношений между людьми в армейских коллективах остается прежним. Достаточно почитать так называемые «новые» общевоинские уставы (с лета текущего года они начинают действовать), чтобы увидеть, что они на 95% дублируют советские уставы. Лично меня ссылки на то, что они «написаны кровью наших предков», ни в чем не убеждают. Зато я точно знаю, что нужны иные уставы, в которых были бы отражены реалии демократического общества. Во-вторых, по всей видимости, не решив социальные и иные проблемы офицерского состава, трудно ожидать, что они будут разрешены для сержантов. Иное же предположение, по меньшей мере, нелогично, а практически – просто утопично. Александр Перенджиев. Хочу согласиться с В. Денисовым из «Красной Звезды», который замечает, что «существующая законодательная база, регламентирующая статус сержантов, устарела и не соответствует современным реалиям». Поясню. Согласно ныне действующему Федеральному Закону «О воинской обязанности и военной службе» сержанты и старшины отнесены не к начальствующему составу, а к низовому, наряду с солдатами и матросами. На наш взгляд В. Денисов верно указывает на то, что «сержант прежде всего должен быть начальником для подчиненного личного состава, и раз он начальник, он должен осуществлять государственную власть, должен обладать государственными полномочиями, должен нести ответственность». Но можно ли повысить социальный статус сержантского (старшинского) состава без параллельной работы по повышению роли офицерского корпуса? Как правильно, по-нашему мнению, замечает член Общественного совета при Минобороны России А. Цыганок – «те обязанности, которые в современных армиях выполняют сержанты, в нашей – только “толковые капитаны и майоры”. Ездят старшими на машинах, водят по городкам подразделения в кинотеатр или в баню, организуют разгрузку, боеприпасов и продовольствия и т.д. Нигде в мире офицеры не ночуют в казармах: это прямые и непосредственные обязанности сержантов». Исходя из вышеизложенного, приходим к мнению о необходимости пересмотра существующей системы прав (в том числе дисциплинарных) и должностных обязанностей всех категорий военнослужащих и перераспределения полномочий внутри начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, в результате чего младшие командиры должны стать низовой и фундаментальной его частью. Сергей Павлов. Формирование нового сержантского корпуса потребует выстраивания новых служебных отношений между сержантами и их подчиненными, между сержантами и офицерами. В связи с эти можно прогнозировать изменение принципов и характера отношений в воинских коллективах. Как будет проходить этот процесс хаотично или целенаправленно покажет время. Ведущий: С какими трудностями, по-вашему, сталкивается Министерство обороны в работе по повышению привлекательности военной службы, в том числе и среди младших командиров? Александр Перенджиев. Отмечу, что не всегда финансово-экономические организации нашего государства прислушиваются к мнению руководства Минобороны. Так, например, по словам первого заместителя министра обороны А. Белоусова, еще в 2004 году (в ходе проведения эксперимента в 76-й дивизии ВДВ) планировалось обеспечить всех женатых контрактников служебным жильем в целях привязки их к военной службе и стимулирования добросовестного выполнения с их стороны своих служебных обязанностей. «К сожалению», – признает высший военный руководитель, – «тогда отдельные руководители государственного масштаба с этим предложением Министерства обороны не согласились, запретив нам это делать. Поэтому мы были вынуждены для размещения солдат и сержантов по контракту пойти по пути строительства казарм-общежитий кубрикового типа». Безусловно, такое решение руководителей «государственного масштаба» не способствует повышению не только роли сержантского состава, но и привлекательности военной службы в целом. А ведь, по мнению А. Белоусова «лучше на контрактную службу брать зрелых военнослужащих, желательно семейных», что означает – каждой семье необходимо свое отдельное жилье. Хотя, откровенно говоря, у меня есть такое ощущение, что, может быть, пока документы, готовящиеся в Минобороны, не такого качества, чтобы убеждать руководство Министерств финансов и экономического развития и торговли. Но пока это не больше чем предположение. Сергей Мельков. Полагаем, что основной импульс, инициатива в изменении принципа и характера отношений в воинских коллективах может исходить только от высшего политического руководства государства. Военные не могут сами себя реформировать. Вместе с тем полагаем, что такого импульса в ближайшее время ожидать трудно. Причины, как минимум, две. 1. Несколько лет назад уже было заявлено, что военная реформа завершена. А любому мало-мальски компетентному гуманитарию понятно, что изменение характера общественных отношений – это суть реформирования. 2. Президент несколько раз заявлял, что жалеет о распаде Советского Союза. И на практике органами госвласти предпринимается немало усилий по возрождению некоторых элементов тоталитарного государства. Поэтому высшая власть, понимая, что менять что-то нужно, в настоящее время фактически ограничивается увеличением финансовых средств в рамках федеральных целевых программ. Однако, как показывает немецкий опыт, одними деньгами (даже самыми большими) никакие проблемы в армейской среде не решаются. Еще раз повторим банальность: не стоит надеяться, что армия сама себя реформирует. Это вредный миф. ВЕДУЩИЙ: Станет ли Первое Всеармейское совещание сержантов и старшин содействовать дальнейшему решению проблем Российской армии, как составной части политических институтов общества? Александр Перенджиев. Как сказал участник совещания старшина Г. Моргунов: «…чувствуем: отношение к нам со стороны руководства Министерства обороны изменилось – к нам стали прислушиваться». Если даже это и так, то понять, каким образом будет осуществляться становление корпуса сержантов и старшин Вооруженных Сил, пока не просто. Ведь по окончании самого Всеармейского совещания как в обычной прессе, так и в «военных» СМИ не было опубликовано результатов самого совещания, его итоговых документов. Складывается впечатление, что оно проводилось в целях пиара и оказания моральной поддержки младшим командирам со стороны Минобороны. Будут ли приниматься высшим политическим руководством страны какие-либо кардинальные меры в области улучшения привлекательности военной службы и повышения роли младших командиров в Российской Армии, покажет время. Ведущий: Какие еще есть у участников круглого стола предложения по реформированию армии, прежде всего, касающиеся роли младших командиров? Василий Белозеров, кандидат политических наук. Как представляется, чтобы сержантский корпус смог выполнить те функции, которые на него возлагаются, и реализовать надежды, которые с ним связываются, должен быть решен ряд весьма серьезных вопросов. Первое, есть смысл пересмотреть порядок прохождения сержантами военной службы. Люди, которые выбрали сержантскую стезю, должны видеть перспективы своей службы, им должна быть обеспечена возможность самореализации. Целесообразно создать и соответствующую категорию личного состава Вооруженных Сил «сержанты», от младшего сержанта до старшего прапорщика. Сержанты должны иметь возможность занимать должности командиров взводов, не только тыловых, хозяйственных и ремонтных, но и мотострелковых, танковых, артиллерийских и других. И это не новация. Не говоря даже о зарубежном опыте, можно посмотреть на то, что происходило у нас. Например, еще недавно ничто не мешало прапорщикам в артиллерийских частях занимать должности командиров вторых огневых взводов в артиллерийских батареях. Есть и другие должности, которые могли бы занимать сержанты. Сержант должен иметь возможность до достижения определенного возраста стать офицером. При укомплектовании должностей сержантами в первую очередь должны укомплектовываться должности, связанные с личным составом, а уже после этого – все остальные должности. Второе, образование сержантов. Учиться сержанты должны не менее двух лет, в учебных заведениях, подобных техникуму, или же на курсах при военных училищах. Придется создать и систему повышения квалификации сержантов. Учеба сержантов должна строиться с учетом специфики их предназначения на конкретную должность. Однако объем учебного времени, выделяемого на изучение педагогики и психологии, вопросов работы с личным составом у них должен быть никак не меньше, чем у офицеров. Технику и другие специальные вопросы в совершенстве они смогут основательно освоить, находясь уже на конкретной должности. Третье, должны успешно решаться социальные проблемы сержантов, а условия прохождения службы для них должны быть привлекательными по сравнению с тем, что предлагается на рынке труда. Сержант должен быть уверен в своем будущем. Тогда в армию придут лучшие представители общества Четвертое, возможно, потребуется эксперимент с сержантами, который, сначала, может быть организован в рамках одной части. Лучше, пожалуй, полка. Здесь и надо «обкатать» все варианты и проблемные вопросы. Пятое, потребуется внесение изменений в организацию прохождения службы офицерами. Офицер был и останется ключевой фигурой в армии. Социальный и профессиональный статус офицера должен оставаться более высоким, чем у сержантов. Первичная должность лейтенанта (командир взвода) должна быть промежуточной, обычно же он должен сразу становиться заместителем командира роты. Очевидно, офицеров придется готовить в меньшем количестве. Нельзя, по-новому организовывая службу сержантов, оставить без изменения социальное положение офицеров. Благодаря сержанту офицер должен иметь возможность сосредоточиться на многих других сложных вопросах своей профессиональной деятельности и самосовершенствования в этой сфере. Кстати, есть шикарная проблема для изучения социологов: попробовать посчитать, сколько часов должно быть в сутках, чтобы офицер выполнял все то, что на него возлагается в соответствии с руководящими документами и сколько времени документами для этого положено. Очевидно, что подготовленному сержанту по плечу быть и начальником караула. Про пресловутого старшего машины уже и говорить не стоит. И уж ни в коем случае офицер не должен назначаться дежурным по столовой. О каких-либо отвлечениях на «ответствования» по ночам и речи быть не может: для этого есть суточный наряд во главе с сержантом. Сергей Павлов. На наш взгляд в концепции становления сержантского корпуса необходимо предусмотреть значительное увеличение денежного довольствия сержантов. Сейчас же оно недостаточно большое даже у офицеров. Если мы хотим чтобы сержанты не уходили в запас после окончания первого контракта, а служили до военной пенсии (как это должно быть у нас и есть в иностранных армиях) при существующих условиях надо увеличивать денежное довольствие «в разы». Получая около 7 10 тысяч рублей в месяц, сержант по контракту вряд ли сможет прокормить на эти средства семью в отдаленном гарнизоне, где нет работы для жены или она находится в декретном отпуске. В тоже время военная пенсия должна быть значительно выше, чем пенсия среднего россиянина. Данное положение может повлиять на повышения имиджа Вооруженных Сил, привлечь большее количество кандидатов для отбора. Кроме этого у меня есть еще ряд предложений. Первое, прежде чем реализовывать ФЦП, необходимо создать концепцию института сержантов в Российской Армии. Представляется, что для этого необходимы усилия в первую очередь власти с привлечением военного руководства и экспертного сообщества. На наш взгляд в концепции необходимо определиться, прежде всего, с вопросом: какой нам нужен сержантский корпус? Как отбирать кандидатов на должности сержантов? Как их готовить? Возможно, стоит разработать служебную лестницу для сержантов, как это обстоит в иностранных армиях. Например, взводный сержант, ротный сержант, батальонный сержант, естественно с существенным увеличением окладов для них. Второе, необходимо провести качественный отбор кандидатов на замещение должностей сержантов. Конечно, целесообразнее не ограничиваться для этого двумя годами. Это позволит подобрать нужный контингент граждан и эффективнее потратить средства налогоплательщиков. Возможно, что военкоматы не смогут справиться с этой задачей и нам потребуются вербовщики, как на Западе. Но это, повторюсь, только возможно. Третье, люди, выбирающие профессиональное служение обществу с оружием в руках должны в полной мере пользоваться благами социума. Без этого условия представляется трудным создать профессиональное ядро армии. Ведущий: Я попрошу каждого участника круглого стола сделать краткие выводы по сегодняшней теме. Василий Белозеров. Изменение системы комплектования – важный признак военной реформы. Чтобы в результате ее повысилась боеспособность Вооруженных Сил и обороноспособность страны, придется отказаться от многих стереотипов относительно сержантов. Первичным же фактором остается наличие у власти, у военного руководства воли и настойчивости изменить положение дел. Сергей Мельков. У нас нет сомнений, что запланированные воинские части будут своевременно переведены на контракт, в том числе это касается сержантов и старшин. И, тем не менее, это вряд ли позволит достичь нового качества военной службы. Основные проблемы современной Российской армии лежат в области политики и психологии. Александр Перенджиев. Первое, работа по повышению роли и места сержантского (старшинского) состава должна вестись в комплексе мероприятий по повышению привлекательности военной службы в целом, имиджа Российской Армии, статуса офицерского состава и прапорщиков. Младшие командиры должны быть причислены к начальствующему составу Вооруженных Сил, с дальнейшим перераспределением полномочий внутри него. Фактически нужна серьезная реформа Российской Армии. Второе, создается впечатление, что пока единой точки зрения нет как у руководства государства и Минобороны, так и внутри военного ведомства. Третье, всеармейское совещание сержантов и старшин Вооруженных Сил России наметило много проблем в области военного строительства – социальных, правовых и политических. Главная политическая проблема состоит в принятии высшим политическим руководством современного Российского государства четко выработанной (и понятной каждому) концепции строительства Вооруженных Сил России на несколько иных принципах. Ведущий: Итак, без проведения реальной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации повысить роль сержантов и старшин невозможно, а тем более решить накопившиеся армейские проблемы. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании военных политологов. |