Пример так называемого «подгруза» или «темника» рассылаемого в печатные и электронные СМИ Санкт-Петербурга.

ТОН: Жесткий по отношению к федеральному центру, демонстрирующий единство законодательной и исполнительной власти перед монетизационной бедой

МАТЕРИАЛЫ:

От губернатора потребуют наладить выплату пенсий

Реформа по монетизации льгот находится на грани срыва. Как сообщает корреспондент «Фонтанки» из городского ЗакСа, такой вывод сделали депутаты городского парламента Петербурга на внеочередном заседании комиссии по социальным вопросам, состоявшемся сегодня. Заседание было решено провести по причине того, что в комиссию поступили сотни обращений от граждан Петербурга с жалобами на задержку или лишь частичные выплаты пенсий и доплат. По результатам совещания депутаты намерены подготовить и направить губернатору запрос с требованием устранить все недостатки с выплатами и наладить связи жителей города с пенсионным фондом (увеличить количество телефонных линий - для того, чтобы горожане могли задавать волнующие их вопросы). Как заявила на заседании управляющая отделением пенсионного фонда РФ в Петербурге Наталья Гришкевич, на сегодняшний день никаких проблем с выплатами нет в 16 из 19 районов Петербурга. В трех - Приморском, Фрунзенском и Невском проблемы - с выплатами будут устранены в течение февраля. По словам Гришкевич, сбои в системе по выплатам произошли из-за того, что сначала доплаты по монетизации относились к страховой части пенсии и при переведении их в ведение Пенсионного фонда случились разного рода накладки. Кроме того, сбои системы Гришкевич объяснила тем, что у отделений Пенсионного фонда в района существуют проблемы с помещениями, с кадрами работников (только 50 процентов укомплектованности) и другими техническими моментами. Однако депутатов слова Натальи Гришкевич не устроили. Как заявили члены комиссии, проблемы с выплатами существуют по-прежнему во всех районах, пенсионеры получают пенсии либо не в полном объеме, либо вообще не получают. Например, одной из пришедших на заседании жительнице города было начислено 2050 рублей пенсии с доплатами и социальной частью, а на руки было выдано только 950 рублей. Вопреки слом Гришкевич о сроке устранения недостатков в течение текущего месяца, этой женщине было заявлено, что ей будет выплачены все положенные средства только в марте -апреле. По словам председателя комитета по труду и социальной защите Александра Ржаненкова, Пенсионный фонд не может работать лучше и в свое время было ошибкой передача под его управление выплаты страховых частей пенсий. Ржаненков также сослался на проблемы с помещениями, кадрами и базами Пенсионного фонда. К этому он еще и добавил не отлаженное сотрудничество между Пенсионным фондом и органами соцзащиты населения.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД: Внеочередное заседании комиссии по социальным вопросам ЗакСа.

ТЕМА: Реформа по монетизации льгот в Питере идет очень тяжело. Причина - в самой реформе, но ЗакС и городское правительство пытаются совместно улучшить ситуацию.

СОДЕРЖАНИЕ:

На внеочередном заседании комиссии по социальным вопросам ЗАКСа, состоявшемся 14 февраля, народные избранники пришли к выводу, что реформа по монетизации льгот находится чуть ли не на грани срыва. Об этом свидетельствуют сотни жалоб от пенсионеров на несвоевременную выплату пенсий и компенсаций. Был даже зафиксирован случай, когда пенсионер умер в очереди за пенсией. Таким образом, как сказала Валентина Матвиенко закон 122 все больше уподобляется цунами. С каждым днем его негативные последствия сказываются все больше. Несмотря на то, что городскому правительству самому первому из российских регионов удалось решить транспортную проблему. Только на прошлой неделе были решены последние вопросы с ленинградской область по проезду льготников в из области в Петербург и обратно. Только удалось, в первую очередь за счет собственных ресурсов решить проблему обеспечения льготными лекарствами, как теперь остро встал вопрос с невыплатами пенсий. Хотя управляющая отделением пенсионного фонда РФ в Петербурге Наталья Гришкевич пытается говорить, что сбое не превышают статистических ошибок, но за каждой ошибкой стоят люди и депутаты и Смольный прекрасно это понимают. Проблема заключается в том, что доплаты по монетизации относились к страховой части пенсии и при переведении их в ведение Пенсионного фонда случились разного рода накладки. Председатель комитета по труду и социальной защите Александр Ржаненков считает, что это было одной из ошибок закона. Именно из-за этого не удалось обеспечить работникам фонда достаточного количества персонала и телефонных линий. Однако это не может являться оправданием, а потому в ЗакСе будет разработано соответствующее постановление, в котором будут отражены все организационные моменты, которые требуется доработать. Таким образом, депутаты пытаются разгрузить хоть частично администрацию, которая выбивается из сил, чтобы ликвидировать последствия закона-цунами. Можно задаться риторическими вопросами, почему так спешно потребовалось вводить сырой закон, в результате чего региональные власти вынуждены в аварийном, или как теперь говорят в ручном режиме залатывать его огрехи. Также можно обратить внимание, что даже премьер Михаил Фрадков начинает высказывать недовольство министром Зурабовым, который оказался не способен обеспечить выполнение закона.

ЗАДАЧА: Ситуация с монетизацией такова, что сейчас между законодательной и исполнительной властями региона не должно быть разногласий, иначе будут страдать люди. Питерские депутаты это понимают, а потому всячески стараются помочь городской администрации справиться с проблемой.

Согласовать стоимость льготных проездных билетов с транспортниками. И уже потом вводить монетизацию льгот. Мне, например, совершенно неясно, зачем было гнать всю эту реформу с 1 января 2005 года? Для того, чтобы отчитаться перед президентом? Или перед мировым сообществом? Так президенту в результате пришлось самому работать в авральном режиме. А международное сообщество больше обращает внимание на стихийные митинги, чем на благостные речи с думской трибуны. Самое же главное - то, что никто не сделал никаких выводов из происходящего. Подлатали дыры в монетизации (в основном за счет региональных бюджетов, кстати). И все. Однако с 1 марта грядет новый Жилищный кодекс. Принятый тоже очень сырым и в авральном порядке. А это значит, уже не только пенсионеры на улицу выйдут. Выйдут на улицы все - кроме, пожалуй, бомжей. Ну а там, глядишь, реформа здравоохранения и образования подоспеет. В том же полуфабрикатном состоянии......Эх, давненько не было у нас социальных революций. Видимо, кто-то успел по ним соскучиться...

Виктор НИКОЛАЕВ, заместитель главного редактора Предчувствие социальной революции. // Невское время (Санкт-Петербург).-11.02.2005.

Фрадков раскритиковал Зурабова за плохую работу

На совещании по социальным вопросам премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что Минздравсоцразвития не обеспечило необходимого уровня мониторинга за обеспечением лекарствами льготных категорий граждан, передает РИА "Новости". "Предваряя доклад Михаила Зурабова, я хочу сказать, что мониторинг, представленный министерством, недостаточен, чтобы почувствовать всю глубину происходящего и оперативно реагировать, - заявил Фрадков. - В докладе министерства региональный разрез недостаточно исчерпывающе представлен, и мы не можем принимать оперативных решений, а вопрос о лекарственном обеспечении по-прежнему стоит остро". Фрадков указал, что мониторинг Минздравсоцразвития не позволяет предметно взглянуть на вопросы, которые существуют. В частности, это касается вопросов ценообразования и перечня лекарственных средств, которых недостаточно. Кроме этих проблем Фрадков отметил существующую проблему снабжения лекарствами и "не в полном объеме автоматизированную выдачу рецептов". "Вывод такой - мы полностью ситуацию пытаемся лишь контролировать, хотя у нас и есть резервы", - заявил он. Между тем, Зурабов в своем выступлении остановился на теме монетизации льготных выплат. По его словам, около 3,6 тысяч человек уже отказались от ежемесячных денежных выплат и выбрали льготы в натуральном виде. Зурабов отметил, что в настоящий момент ежемесячная выплата денежных средств льготникам выполняется по графику выплаты пенсий, и министерство не располагает информацией о каких-либо сбоях. В федеральный регистр лиц, имеющих право на льготные выплаты, включено 14 миллионов 442 тысячи 298 человек.

С начала января льготники получили 152 тысячи 561 путевки в санатории и на курорты, 55 тысяч 338 человек находятся на лечении, более 33 тысяч человек уже лечение закончили. 14 января закончена сверка регистра по линии силовых ведомств, и начались выплаты по линии ФСБ, МВД и Минобороны. Не уточнен пока список льготников по линии Минобороны в части Главного разведывательного управления и по линии Минюста по Главному управлению исполнения наказаний.

Из телепрограммы «Валентина Матвиенко. Диалог с городом»

ВОПРОС: Уважаемая Валентина Ивановна. Почему вы лишили меня талонов на поезда дальнего следования и на самолет? Теперь я уже никогда не смогу погреть свои старые косточки на Черном море. За какие я теперь деньги туда смогу поехать, если вы мне даете какие-то 600 рублей в месяц? Сосчитайте на калькуляторе! Сколько будет стоимость дороги или проезд на самолете - баснословная цифра. Раньше я пользовалась этим. Вот так вот Вы ухудшили мою личную жизнь.

А.К.: Вот ведь что интересно, Валентина Ивановна, ведь в сознании людей, Веры Федоровны, может быть, и других - это Вы отобрали у них право бесплатного проезда. Вы ухудшили им личную жизнь.

В.М.: Может быть, Вера Федоровна, я и Крым отдала Украине? Но если говорить серьезно, то разве губернатор или городская власть отобрали у Вас льготный проезд, лишили Вас этой льготы? Разве городская власть принимала этот закон федеральный? Сейчас много желающих переложить ответственность на региональные власти, и Вы, к сожалению, повторяете эти слова. Ситуация на самом деле сегодня понятна. В спешке принятый Государственной Думой федеральный закон, недоработанный, сырой, непродуманный. Страна была не готова к введению этого закона с 1 января. И я, как губернатор, защищая интересы ветеранов, пенсионеров и на Государственном Совете, и в других формах, письменных обращениях, обращала внимание федеральной власти на поспешность принятия этого закона, непродуманность и о всех его возможных последствиях. К сожалению, эти обращения, и не только мои, других губернаторов, не нашли понимания в Москве. И в итоге и нас, как региональную власть, и льготников захлестнула этой волной как цунами. И что делает власть, когда приходит цунами? Остановить она его не может, она делает только то, чтобы не пострадало население. И вот всем этим мы активно ежедневно, еженощно занимались. Мы решили проблему сохранения монетизированного, но практически бесплатного проезда для льготных категорий населения. И решение это у нас было готово раньше. Мы не могли его принять по одной причине, что опять-таки в соответствии с этим законом все льготные категории были поделены на федеральные и региональные, против чего мы возражали. И не получив подтверждения от федерального правительства о компенсациях за федеральных льготников, мы не могли принять, скажем, только решение по нашим региональным льготникам. В итоге мы нашли решение, приняли его, и оно стало примером и образцом дл многих других регионов. Или возьмите вопрос льготного лекарственного обеспечения. Ведь тоже механизмы реализации не продуманы, не отработаны. В итоге льготные рецепты пришлось печатать нас самим за свои деньги, подключать региональные компании, подключать городские аптеки, чтобы спасти буквально эту ситуацию. Много других несуразностей, которые мы по ходу исправляем, поправляем, отрабатываем, чтобы люди этого не чувствовали. Мы исправляем чужие ошибки. Да, есть и наши ошибки, мы их тоже признаем, но в основном в эту ситуацию нас поставил непродуманный, неподготовленный закон. Ведь это серьезнейшая системная социальная реформа. Я помню, когда, скажем, американцы вводили новую стодолларовую купюру, они 60 миллионов долларов выделили на информационное обеспечение во всех странах мира введения этой новой купюры. А здесь вводится серьезная системная социальная реформа, которая затрагивает почти каждого жителя нашей страны. И она вводится быстро, неподготовлено ни организационно, ни финансово. Не разъяснили должным образом людям. И конечно мы все хлебаем то, что породили. Я, как губернатор, не снимаю с себя ответственности, потому что в глазах горожан я такой же представитель власти. И все, что в моих силах, и все, что в моей компетенции, свыше того, мы делали и делаем, нормализуем ситуацию в городе.

Пенсионный фонд обвинили в сбоях при монетизационных выплатах.

Монетизация пойдет легче, если Пенсионному фонду дадут больше телефонных номеров. К такому выводу пришли вчера депутаты петербургского парламента, устроившие внеочередное заседание комиссии по социальным вопросам специально по поводу льготной реформы. Выводы последовали вслед за отчетом комитета по труду и соцзащите и Пенсионного фонда о "недостатках в начислении и выплате пенсий и ЕДВ" за прошедшие полтора месяца. В глобальном видении проблем депутаты и "ответственные за монетизацию" руководители разошлись. Председатель комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталия Евдокимова заявила, что реформа на грани срыва и что "она колоссальным грузом легла на наш город". Пенсионный фонд, по ее мнению, совершенно не был готов к выполнению реформы. И не готов до сих пор. На него возложили все функции, прежде выполняемые Центром начисления и выплаты пенсий и пособий, и фонд "не потянул" такой нагрузки. "Механизм реализации 122-го закона до сих пор не разработали, и люди регулярно недополучают деньги без внятного объяснения причин", - заявила Евдокимова. Управляющая местным отделением фонда Наталья Гришкевич возразила, что "реформа не находится на грани срыва". Некоторые частные проблемы есть, это правда, но о провале говорить не следует, потому что это всего-навсего "тот процент погрешности, который всегда существует". И не вина Пенсионного фонда, что его районным отделениям вовремя не дали помещений, программное обеспечение и грамотных кадров. "В некоторых районах, - добавила госпожа Гришкевич, - до сих пор не хватает половины сотрудников". "На фонд вообще не надо было взваливать всю эту работу", - заметил председатель комитета по труду и социальной защите населения Александр Ржаненков. Однако обратного хода у реформы нет, и депутаты посоветовали комитету работать с тем, что есть. Первое, что, по их мнению, следует сделать - это организовать хорошее информационное обеспечение реформы. Проще говоря, в отделения фонда нужно провести дополнительные телефонные линии для работы с горожанами. В конце заседания депутаты решили обратиться с этим вопросом к городскому правительству и подготовить специальное постановление с обращением к губернатору Петербурга, министру здравоохранения и социальной защиты России, чтобы те нашли средства на телефонное обеспечение фонда.

Предчувствие социальной революции.

Во времена СССР был такой анекдот. На необитаемом острове оказались мужчина и женщина, оба - из Советского Союза. Всю ночь они романтически гуляли по берегу океана, а потом он положил ее под пальму и... И до сих пор ждет указаний из Москвы. Вроде бы с тех пор все изменилось. И даже секс в нашей стране теперь есть. А по его количеству на государственных каналах мы, вполне возможно, уже впереди планеты всей. Однако система государственной власти до сих пор построена по принципу жесткого централизма и подавления любой региональной инициативы. Когда региональные власти под руководством полпредов занимались приведением регионального законодательства к федеральному, никто и не мыслил, что обернется все неработающим законодательством. И "первой ласточкой" стал пресловутый 122-й закон о монетизации льгот. Президент назвал в качестве виновных правительство и региональные власти. Берусь если не оправдать, то объяснить, почему регионы оказались не готовы к монетизации. Основная причина тут - психологическая. Одновременно с выстраиванием вертикали исполнительной власти, с одной стороны, и приведением регионального законодательства - с другой, региональные власти предпочли снять с себя ответственность. Надо сказать, что в Петербурге и еще нескольких регионах ситуация несколько иная - но я имею в виду наиболее распространенный вариант. А у большинства губернаторов возникло ощущение, что они теперь ничего не должны гражданам: их не избирают. Поэтому они начали создавать видимость бурной деятельности для вышестоящего начальства (ибо оно, вышестоящее начальство, и будет их назначать - даже не персонально президент, поскольку субъектов Федерации 89 и всех разобрать лично он просто не сможет, поручит помощникам). Законодательные собрания и областные думы также расслабились. Им бы региональное законодательство создавать, чтобы урегулировать действие 122-го закона "на местах", но... Но их уже неоднократно одергивали за несоответствие их законов федеральным. Результатом стало полное отсутствие инициативы. Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Следовательно (рассуждая в рамках формальной логики), для того чтобы быть на хорошем счету у начальства, надо абсолютно ничего не делать. Ну а гражданам, которые по-прежнему избирают региональных законодателей, можно объяснить, что виноваты во всем "федералы". Как будто тем, кто не может получить бесплатные лекарства, будет легче от сознания того, что виноват не губернатор, а Зурабов с Кудриным. Неразбериха с монетизацией льгот в очередной раз показала, что власти всех уровней прекрасно работают в режиме чрезвычайной ситуации. Меры принимались экстренные и в основном правильные. Однако кто мешал сперва подготовить законодательную базу на федеральном уровне, согласовав ее с регионами, затем дождаться принятия регионального и местного законодательства и подзаконных актов (и проконтролировать при необходимости). Потом закупить льготные лекарства и компьютеры для врачей мы можем сказать избирателям?», - возмутился депутат Игорь Высоцкий. «Если бы бизнесмен сослался на наличие всего одного телефона и на старый компьютер, аргументируя не вовремя оплаченные налоги, что бы ему сказала налоговая инспекция? Ошибки ошибками, но за них надо отвечать», - резюмировал депутат Олег Нилов. В результате депутаты решили создать рабочую группу по разработке постановления губернатору, которое будет внесено в повестку дня заседания ЗакСа и направлено главе города на одной из ближайших сессий городского парламента

.

Александра Медведева, Фонтанка.ру

Юлия ЖАВОРОНКОВА

Известия Петербург (Санкт-Петербург)

Материал предоставлен нашими источниками в журналистских кругах Санкт-Петербурга.