Эффективность политического взаимодействия главы исполнительной власти Санкт-Петербурга с горожанами: общественное мнение и экспертная оценка.

В марте и апреле 2006 года в Санкт-Петербурге нами был проведено пилотажное исследование на тему “Восприятие петербуржцами градоначальников в период с 1991 по 2006 год”. В процессе были опрошены 250 респондентов в возрасте от 21 до 75 лет, примерно в равном количестве представлены следующие возрастные группы: от 21 - 30 лет, от 30 - 50 лет, от 50 - 75 лет. В исследовании принимали участие максимально различные социальные группы, в том числе наемные рабочие в сфере производства, люди с высшим образованием, занятые в области образования и здравоохранения, а также неработающее население (студенты, пенсионеры). Процедура исследования представляла собой проведение интервью, согласно составленным вопросам. Для стимуляции возникновения ассоциативных образов респондентам предлагались фотографии А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко.

В ходе беседы респондентам предлагалось ответить на 8 основных вопросов (см: Приложение №1). В результате проведенных интервью получились данные следующего содержания:

1. Зависимость частной жизни от политики, проводимой исполнительной властью города.

- Категорически отвергли какую-либо роль градоначальника в собственной жизни – 8,4 % респондентов. Данную группу составляют, в основном молодые амбициозные люди и представители среднего возраста, занимающиеся частным бизнесом.

- Подтвердили, что жизнь частично зависит от деятельности городской власти 81,6 % респондентов – преимущественно работники социальной сферы.

- Зависимы 10 % респондентов, среди которых преобладают пенсионеры преклонного возраста.

2. Рейтинг политической привлекательности градоначальников.

- В.И.Матвиенко – 40,4 %

- В.А.Яковлев – 30 %

- А.А.Собчак – 29,6 %

3. Статистика негативного отношения к градоначальникам Санкт-Петербурга.

- А.А.Собчак – 32,8 %

- В.А.Яковлев – 40,4 %

- В.И.Матвиенко – 26,8 %

4. Рейтинг самых важных мероприятий, проведенных в городе за последние пятнадцать лет.

1. Восстановление Кировско-Выборгской линии метрополитена. (В.И.Матвиенко)

2. Ликвидация мелкого торгового бизнеса. (В.И.Матвиенко)

3. Празднование 300-летия Санкт-Петербурга. (В.А.Яковлев)

4. Реформа ЖКХ (В.И.Матвиенко)

5. Активное строительство кольцевой автодороги. (В.И.Матвиенко)

6. Возвращение Санкт-Петербургу исторического имени. (А.А.Собчак)

7. Работы по улучшению дорог города. (В.А.Яковлев)

8. Уплотнительная застройка. (В.И.Матвиенко)

9.Введение бесплатного проезда льготной категории граждан. (А.А.Собчак)

10.Августовские дни путча на Дворцовой площади. (А.А.Собчак)

5. Восприятие политического имиджа А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко

Собчак А.А.

“Ярый демократ”–37,2%

“Политик-интеллигент” – 22 %

“Борец-оратор” – 22,4 %

“Чужой среди своих” – 14,4 %

“Романтик демократии” – 4 %

В.А.Яковлев

“Предприниматель-хозяйственник”–55,6%

“Косноязычный” – 28,8 %

“Лишенный харизмы” – 9,2 %

“Криминальный авторитет” – 6,4 %

В.И.Матвиенко

“Менеджер-управленец” – 51,6 %

“Человек власти” – 24,4 %

“Женщина с мужским характером” – 15,6 %

“Ставленник Кремля” – 8,4 %

6. Возможность личных обращений к главе исполнительной власти города.

Не существует – 76,8 %

Есть, с обратной связью – 14, 8%

Существует, без обратной связи – 8,4 %

7. Способы эффективного взаимодействия главы исполнительной власти Санкт-Петербурга с населением города.

Обращение через органы местного самоуправления – 49,6 %

Личный контакт (приемы, встречи) – 22,4 %

Письменные обращения – 18,8 %

Таких не существует – 9,2 %

8. Основные качества “идеального градоначальника”.

“патриот” – 73 %

“интеллектуал” – 70 %

“решительный человек” – 65 %

“хороший оратор” – 64 %

“опытный человек - профессионал” - 62%

Образ личности губернатора оказывает влияние на горожан, как опосредованно, так и напрямую. Напрямую - через провидимую политику в городе: культурную, экономическую и т.д. Тем самым, формируя предпочтения граждан, касательно той или иной проблемы. Опосредованно - через СМИ на граждан оказывается также существенное влияние, формируется общественное мнение горожан относительно политического образа губернатора. Губернатор может быть демократически настроенным или склонным к авторитарным методам работы, и это снова оказывает влияние на людей. Популярность, в положительном смысле этого слова, обеспечивает политику ряд последователей среди горожан. От качества принятого решения губернатором в той или иной ситуации зависит многие аспекты жизнедеятельности города, в частности поведение, политическая культура и мировосприятие горожан.

Власть в Санкт-Петербурге непременно должна быть подотчетна горожанам, поскольку все петербуржцы имеют право знать, характер деятельности власти, принцип расходования бюджетных денег, каким образом выстраивались приоритеты политических действий, и что конкретно в городе выполнено за определенный период. Эта власть не должна быть декоративной, она должна быть эффективной – люди должны ее чувствовать. С точки зрения профессиональной деятельности, предшествующей этапу правления в Санкт-Петербурге, А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко объединяет карьера в политической сфере. Опыт, полученный в результате предыдущего профессионального труда, наложил отпечаток на политический стиль и имидж политиков (уже в качестве градоначальников).

Имиджи трех политиков существенно различаются. Восприятие горожанами внешности политиков, как существенной характеристики стиля, следующее: свойственен респектабельный облик Собчаку и Матвиенко, Яковлев выглядит на их фоне намного скромнее. Подобные оценки происходят в контексте осмысления политической практики градоначальников. Хозяйственный губернатор Яковлев, представитель интеллигенции в политике Собчак осуществляли и решительная “хозяйка” Матвиенко осуществляет руководство над городом, с одной стороны, каждый в определенном стиле, с другой – с аналогичными ориентациями. Деятельность каждого политика на посту градоначальника Петербурга касается основных направлений развитий жизни общества. Главная политическая сила Собчака заключалась в интеграции петербуржского общества на момент российских перипетий. Для Яковлева оказались удачными ориентации на улучшение городского хозяйства, Матвиенко привлекает своих сторонников совокупностью деловых качеств.

Однако слабые стороны в осуществлении профессиональной деятельности имелись: Собчаку и Матвиенко свойственна бескомпромиссность в политической деятельности, Яковлеву – отсутствие созидательного подхода в правлении. Предполагаемый идеальный губернатор в Петербурге, по результатам проведенного социологического опроса – человек со свежими идеями, но не новый человек в политике. Он должен быть популярен в городе вследствие своей результативной политики, обладать достаточным профессиональным опытом. Неотъемлемыми характеристиками политика являются одно и более высших образований, качества эффективного администратора, отсутствие “криминального прошлого”.

Требуемый петербуржцами градоначальник должен быть решительным “патриотом” города, способный завершить начатые дела, хорошим оратором, политический стиль которого соединяет в себе как черты лидера- “хозяйственника”, так и черты лидера-политика. Кроме того, в набор качеств, которые служат определяющими факторами воспроизведения идеального градоправителя входит нейтральное отношение к федеральной власти и проведение находящейся от нее на дистанции политики в городе. Кроме того, 14 апреля 2006 года нами было проведено интервью с заместителем начальника управления по обращениям и жалобам Администрации губернатора Санкт-Петербурга Романовским Антоном Юлиановичем. Экспертная оценка имеет следующее содержание. По мнению Романовского А.Ю. система взаимодействия петербуржцев с главами исполнительной власти города претерпевала серьезные изменения за последние пятнадцать лет.

При Собчаке А.А. “было много демократии, но мало порядка”. Данная проблема коснулась и вопроса взаимоотношений с населением. Политика первого мэра была направлена в большей степени на формирование и становление института исполнительной власти в Санкт-Петербурге, чем на установку каналов связей с горожанами. Новые принципы организации политического взаимодействия градоначальника с петербуржцами стали появляться при В.А.Яковлеве. После прихода В.И.Матвиенко, считает Романовский, порядок рассмотрения обращений и жалоб в администрации города значительно улучшился (см. Приложение 2). Существует два основных способа приема в Смольном жалоб и обращений от жителей города. Наиболее распространенный из них – это письменные обращения в администрацию Санкт-Петербурга, а именно телеграммы, электронные письма и письма по почте.

Менее доступным являются устные обращения к губернатору и членам городского правительства по телефону, либо в приемных при личном контакте. В процессе одного приема должностное лицо, в том числе и градоначальник, способен принять не более 15 человек. В среднем число, добивающихся встречи горожан, составляет за один прием 8-9 человек. Данным людям необходимо получить консультативную помощь в секретариате чиновника о методах и способах подачи прошения, уже затем осуществляется непосредственная встреча. Кроме того, по мнению Романовского А.Ю., существенным источником получения информации для аналитической деятельности, контроля и решения проблем городского населения являются регулярные телепередачи в прямом эфире с участием руководителя города. Отметим, что при В.А.Яковлеве такой передачей являлся “Время губернатора”.

В сентябре 2004 года началась реализация совместного информационного проекта петербургской дирекции ВГТРК, ТРК “Петербург” и Правительства Санкт-Петербурга “Валентина Матвиенко. Диалог с городом”. В центральной части города в Доме радио открыта телевизионная приемная Губернатора Санкт-Петербурга, в которой проводится видеозапись обращений граждан, желающих напрямую задать свои вопросы градоначальнику. Все жалобы и прошения, поступающие различными способами в управление по обращениям и жалобам, подвергаются тщательному учету. В конце каждого квартала составляется отчет - официальный документ, информирующий о количестве и содержании, поступивших обращений, а также проводится аналитическая работа их тематик. (Копию одного из таких документов мы демонстрируем в данной исследовательской работе. см. Приложение 3).

В процессе обработки поступающих обращений составляется рейтинг наиболее важных и острых проблем; в установленной (приоритетной) последовательности они определяются на рассмотрение к губернатору, членам правительства и руководителям отраслевых исполнительных органов и их заместителям. На сегодняшний день, утверждает Романовский А.Ю., наибольшее количество полученных жалоб и обращений, больше 70%, касаются социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, в частности вопросов получения отдельного жилья, расселения общежитий и коммуналок, приватизации, содержания и ремонта жилищного фонда. Эксперт отмечает позитивные перемены в организации работы с обращениями граждан, однако многие проблемы, затронутые в данных вопросах, возможно разрешить только на федеральном уровне.

Таким образом, на основании проведенного социологического опроса и экспертного мнения заместителя начальника управления по обращениям и жалобам Администрации губернатора Санкт-Петербурга Романовского Антона Юлиановича выявлена зависимость частной жизни горожан от политических практик. Наиболее популярным среди петербуржцев градоначальником, согласно полученным данным, является В.И.Матвиенко, в то время как наибольшую негативную оценку получает В.А.Яковлев. Однако отметим, политические предпочтения людей возраста старше 60 лет ориентированы в пользу А.А.Собчака. Самое большое количество мероприятий градоначальника, повлиявших на политический процесс города, респонденты отметили у В.И.Матвиенко, вторую позицию в данном вопросе занимает А.А.Собчак, и, наконец, третью – В.А.Яковлев.

Восприятие политического имиджа А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко содержит как положительные, так и отрицательные аспекты: А.А.Собчак являлся авторитетным политическим лидером, но в скором времени чрезмерно стал далек от народа, Яковлев – неплохой хозяйственник, но косноязычный и недальновидный политик, Матвиенко – волевая женщина, но бескомпромиссна и излишне прямолинейна. В возможность личных жалоб и обращений губернатору Санкт-Петербурга и эффективность их реализации верит небольшое количество респондентов, однако фактически в Управлении по обращениям и жалобам Смольного ежедневно поступают сотни прошений. Таким образом, вера в действенность исполнительной власти города у петербуржцев сохраняется, хотя и наполнена скептицизмом.