Политический портрет В.И.Матвиенко.С профессиональной точки зрения, В.И.Матвиенко с Санкт-Петербургом связана длительное время. С 1972 по 1989 год она последовательно занимала посты первого секретаря Петроградского райкома ВЛКСМ, второго секретаря и первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ, первого секретаря Красногвардейского райкома КПСС, заместителя председателя исполкома Ленинградского Совета народных депутатов по вопросам культуры и образования. За недолгий срок баллотирования в 2000 году на пост губернатора Санкт-Петербурга, она не сумела стать серьезным противником Яковлева на тот момент. Тем не менее, ее имя вошло в список потенциальных губернаторов города. Это явилось первым шагом в подготовке будущей избирательной кампании 2003 года. С 19 марта 2003 она становится Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе, а в октябре 2003, как следствие благополучной политики в регионе, победила во втором туре досрочных выборов на пост губернатора Санкт-Петербурга, назначенных в связи с переводом Владимира Яковлева на должность вице-премьера правительства РФ, набрав 5 октября 2003 года 63,12% голосов [Лопушанский 2003: 111-113]. Еще во время избирательной кампании В.И.Матвиенко обладала самым высоким рейтингом среди своих соперников, опережая важную соперницу А.Б.Маркову больше чем на 20%. Однако на этих выборах наблюдалась крайне низкая явка избирателей. На обоих турах она составила около 29% от общего количества избирателей. Петербуржцы отчетливо понимали, Кремлю давно нужен был свой человек в северной столице, непомерно важном регионе с экономической и политической точки зрения. Однозначно решено было заменить губернатора Яковлева, и на эту должность вполне подходила В.И. Матвиенко. После небольшой многоходовой комбинации, Яковлева перевели в правительство, а Матвиенко заявила об участии в выборах губернатора Санкт-Петербурга. В результате достаточно “нечистой” предвыборной кампании, она, как и ожидалось, стала губернатором. Отметим, что вся предвыборная гонка В. И. Матвиенко в 2003 была связана с поддержкой Президента РФ, не являясь формально назначенцем Путина, фактически это было так. Тесная связь главы государства с современным петербургским губернатором очевидна. С приходом власти В.В.Путина наблюдается процесс централизации федеральной власти. В период правления Матвиенко усилилось влияние региональной администрации в лице глав Субъектов Федерации. Таким образом, была установлена четкая властная вертикаль. Кроме того, в России, в Санкт-Петербурге в частности, наблюдается тотальный контроль над средствами массовой информации, обеспечивающий поддержку государственной и региональной власти, осуществляется поддержка крупного бизнеса. Политический стиль В.И.Матвиенко получает оценку как стиль “твердой” женщины в политике, напрямую идущей к достижению поставленной цели. Основными качествами характерного политического лидерства являются твердость характера, карьеризм, умение быть в центре внимания, способность отстаивать свою точку зрения. Ей присущи основные качества профессионального дипломата. В.И.Матвиенко позиционирует себя как абсолютно независимый градоначальник (во всех отношениях с горожанами). Это доказывает отсутствие стремления нравиться всем и отсутствие желания добиваться стопроцентного положительного отношения к своей персоне: “...меня не очень беспокоит, кто что обо мне думает, и как меня воспринимают..” [Любарова 1999: 15]. “Моя политическая карьера успешна, она объективно состоялась..” *. Матвиенко упорно следует собственно установленному политическому курсу, разрушая российские стереотипы о приоритетном положении мужчины в политике. В Петербурге никто не сомневался, что эта женщина-политик “протаранит” строи конкурентов и станет главой городской администрации. Таким образом, губернатором впервые в отечественной, в том числе и советской истории, стала женщина [Мухин 2003 № 40: 10-11]. Во время предвыборной кампании Матвиенко основную ставку сделала на обещания борьбы с коррупцией в городе, на обязательства восстановить разрушенную линию метро, завершить строительство дамбы и кольцевой автодороги, заняться жилищным строительством и благоустройством города не только в центре, но и на периферии. В это время Матвиенко была везде первой по интенсивности высказываемых идей – улучшение ЖКХ, здравоохранения, повышение уровня благосостояния бюджетников. Весь потенциал Матвиенко в предвыборной гонке был ориентирован на перспективы всеобщего улучшения развития города [Турганов 2003: 17]. Политика Матвиенко в официальном ее представлении направлена на такое формирование Санкт-Петербурга, с помощью которого он мог “...стать для своих жителей городом с европейским стандартом качества жизни” [Крылов 2004: 9]. “Валентина Матвиенко заявила, что считает “надуманным и схоластическим” вести дискуссии о том, как должен развиваться Петербург – как транспортный узел, банковская столица или международный туристический центр. Город, считает она, надо развивать во все стороны” [Мухин 2004 № 21: 11]. В ноябре 2003 года Петербург вошел в число 5 регионов России, где удалось добиться 20%-го снижения цен на электроэнергию. Со стороны Матвиенко это был первоначальный этап подготовки региональной программы стабилизации тарифов [Кроков 2003: 10]. “Она умеет добывать деньги из всего, что движется” [Мухин 2004 №36: 10]. Правительством Петербурга принято в 2005 году “Положение о стратегических инвесторах” с целью привлечения инвестиций для развития промышленности, туризма, науки, культуры, образования и других отраслей [Третьякова 2005 №22: 11]. Таким образом исключен дефицит бюджета за счет привлечения новых ресурсов, снижен уровень долга. Актуальная транспортная проблема частично нашла свое решение – была восстановлена Кировско-Выборгская линия метрополитена, и открыта новая станция в густонаселенном районе Петербурга [Мухин 2004 №36: 12-13]. По договору В.И.Матвиенко с ОАО “Промышленно-строительным банком” была реализована большая социальная программа по подготовке, проведению и празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. По результатам регулярных социологических опросов, мнения горожан сводятся к единой точки зрения - Матвиенко за время своего пребывания на посту губернатора Санкт-Петербурга основательных ошибок не допускала. Однако вместе с тем предпринимала непопулярные меры. Их применение губернатор расценивала как необходимые средства проведения верной городской политики. “Она надеется...., что рядом резких, жестких мер может изменить жизнь в городе” [Мухин 2004 №11: 10-11]. Таким образом обозначена типичная позиция сильного уверенного лидера. Непопулярные политические заявления Матвиенко касались повышения квартирных плат, отмены льгот на проезд в общественном транспорте. Однако лишение категории горожан бесплатного проезда – “отголосок” принятой в Москве реформы монетизации льгот. Источником серьезного конфликта в политике Матвиенко оказалась программа уплотнительной застройки города. Она привела к столкновению интересов таких субъектов как жителей города, застройщиков и инвесторов [Новик 2004 №: 1: 12-13]. Тенденция развития проекта приводит к изменениям состава населения города, поскольку значительную часть построенного жилья приобретают не петербуржцы. В свою очередь, против реализации крупного масштабного проекта – Морского фасада Санкт-Петербурга, уплотнительной застройки на Васильевском острове, выступало максимальное количество жителей, чьи интересы напрямую затронуты. Однако создание намывных территорий, на которых должен расположиться пассажирский порт “Морской фасад” выгодный, с точки зрения получения прибыли проект, получил утверждение губернатором Матвиенко радикально [Иванишин 2006 № 9: 12-13]. К слову сказать, повышение квартирных плат в 1997 году Яковлевым чуть не привело к отставке губернатора, настолько негативной была реакция горожан. Матвиенко начала существенную борьбу с неплательщиками за жилищные тарифы, и обусловила повышение жилищных тарифов грамотным шагом в улучшении ЖКХ. С подобной политикой Матвиенко в большинстве своем смиряются отчасти из-за боязни сопротивления сильной личности, отчасти из-за уверенности в правильности выбранного политического курса градоначальником. Аморфным, как и при Яковлеве, осталось местное самоуправление, характерным для которого является отсутствие коммуникативных каналов и неэффективная политика. Парадоксально: в современной политике Матвиенко делает акцент на развитии органов МСУ, приведении их к общей структуре существующей в городе власти и учреждении эффективно функционирующей местной власти. “...Одна из ключевых идей Смольного – применить президентскую схему в отношении глав муниципалитетов – чтобы они назначались губернатором по согласованию с местными советами” [Мухин 2005 № 37: 7]. Большой социальный протест был вызван решением губернатора ликвидировать так называемые павильоны, совмещенные с объектами мелкорозничной торговли. Такая замена приводила к значительным финансовым убыткам большого количества горожан. Ответно владельцами ларьков была создана комиссия по защите малого бизнеса. Тем не менее, развернутая протестная программа,“бунт владельцев ларьков”, желаемых результатов не достигла. Кроме того, 28 сентября 2005 года был организован петербургским профсоюзом работников сферы услуг митинг по причине ликвидации торговли в метро. Распоряжение Собчака 1991 года “О создании дополнительных рабочих мест”, в том числе и за счет открытия большего числа торговых точек в метрополитене, впервые получило противоречивый отказ. 6 сентября 2005 года вышел указ губернатора Санкт-Петербурга: “закрыть всю торговлю в радиусе 50 метров от метро и в радиусе 10 – от остановок городского транспорта, в целях предотвращения терроризма” [Орешкин 2005 № 34: 6]. Более того, съезд предпринимателей малого и среднего бизнеса в марте 2006 года обратился в качестве социального протеста к предпринимателям и общественности стран “большой восьмерки” с просьбой оказать воздействие на притеснение их профессиональной деятельности правительством Санкт-Петербурга [Степин 2006 № 8: 4]. Согласно законодательству Матвиенко, “митинги и акции протеста в рамках действующего законодательства могут проводить и отдельные лица, и группы лиц”*, для возможности высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Общегородское пространство открытого диалога с властью начинается с ее открытости. С сентября 2004 года на постоянной основе в Доме радио работает телевизионная приемная Губернатора, куда каждый петербуржец может обратиться, чтобы задать губернатору свой вопрос и получить на него индивидуальный ответ. К этой работе каждодневно подключены все члены Правительства, руководители отраслевых Комитетов и главы районов. В телевизионную приемную уже обратились свыше 5 тысяч петербуржцев. В конце осени 2004 года были подведены итоги уникальной для органов власти акции «Народный советник», в процессе которой в адрес Губернатора Санкт-Петербурга поступило 12 тысяч SMS-сообщений от петербуржцев, преимущественно от молодых людей, с конкретными функциональными предложениями по управлению городом и рядом актуальных вопросов. По словам В.И.Матвиенко, акция обязательно будет продолжена снова*. С учетом предложений и пожеланий горожан и по результатам рассмотрения обращений направленных обычным порядком, Правительством Санкт-Петербурга продолжается работа по совершенствованию нормативного обеспечения государственной системы реализации и защиты прав граждан. Были приняты важнейшие городские законы, среди которых, “О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан”, “О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга”. Результатом выездных форм работы, в том числе и по жалобам граждан, явилось принятие решения о создании программы “Петербургские дворы”, предусматривающей благоустройство всех дворовых территорий в ближайшие годы. По наиболее важным проблемам, поднимаемым в обращениях граждан, в Правительстве Санкт-Петербурга намечается тенденция принятия оперативных мер. |