Введение.

Как феномен политики, политическое лидерство является индикатором социально-политического развития общества. Политическое лидерство осуществляется в конкретно-исторических условиях и регулируется действующими правовыми нормами и законодательством, что свидетельствует о взаимозависимости двух акторов политического процесса: лидера и подчиненных. Актуальной проблемой при изучении вопроса регионального политического лидерства является проблема социального окружения, политической среды, в которой формируется лидерство, где осуществляются политические практики. Под политическими практиками в конкретном случае понимается совокупность способов и методов взаимоотношений политического характера главы субъекта Российской Федерации с населением, в том числе и ответная реакция петербуржцев на проводимую политику в городе. Тема политического взаимодействия главы исполнительной власти с гражданами такого мегаполиса, каким является Санкт-Петербург, актуальна по нескольким причинам.

Во-первых, проблема политического лидерства в Петербурге заключается в разнообразных отношениях социальных групп и слоев к идеям и программным целям, провозглашаемых градоначальником. Функционирование политической системы зависит в существенной степени от центрального руководящего звена, занимающегося поддержанием сохранения данной политической системы. Во-вторых, эффективность политического лидерства является актуальной проблемой в современном политическом мире, поскольку с помощью и при содействии него устанавливается направление общественного развития. Проблема политического лидерства, в Субъекте Федерации в частности, тесно связана с вопросом о роли личности в политике.

В-третьих, на протяжении пятнадцати прошедших лет, конкретнее с 1991 года по 2006 год, в Санкт-Петербурге сменилось три градоначальника. При каждом из них город проживал и проживает до сих пор определенный этап, откладывающий отпечаток на развитие в целом, на формирование отдельных элементов данной политической системы. Политическая жизнь Петербурга, с точки зрения лидерства, требует подробного анализа постсоветской периода для современного и будущего отбора средств воздействия с целью рационального управления. Общество находится в процессе постоянных изменений, которые вызваны различными факторами. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям, в частности, главы исполнительной власти, к постоянным модификациям социальной среды, всегда актуален.

В-четвертых, в результате изменения системы получения поста главы субъекта Российской Федерации, необходимо именно сейчас установить основные связи между выбором населением определенного кандидата и практикой взаимодействия с ним. В дальнейшем для проведения диагностики внутренних политических изменений политических практик взаимоотношений между градоначальником и горожанами Санкт-Петербурга, связанных с назначением губернаторов, необходимо опираться на исследования изученных взаимоотношений при прежних условиях (при системе выборов). Кроме того, начинающие политологи, приступая к профессиональной деятельности, обязаны хорошо ориентироваться в политической обстановке, в первую очередь, своего региона. Несмотря на обширное изучение темы лидерства в целом, проблема регионального лидерства в условиях современной политической действительности изучена недостаточно.

Исследователями получен различный материал в области анализа типологии имиджа лидера. Однако ряд существенных изменений в социальных потребностях и политических предпочтениях в обществе Санкт-Петербурга не нашли своего теоретического осмысления. Целью исследования является оценка и сравнительный анализ политического взаимодействия руководителя города – Субъекта Федерации с населением на примере Санкт-Петербурга в 1991 – 2006 годах.