Современная Россия: Некомпетентность как благодетель?


Сегодня уже очевидно, что доверие россиян к бюрократии падает в геометрической прогрессии. И связано это не столько с разрастанием бюрократического аппарата, сколько с крайне низкой его эффективностью. Так по данным Института социологии РАН и немецкого фонда Фридриха Эберта Российские чиновники открыто признали, что заинтересованы в беспредельном увеличении богатства и влияния своей обособленной касты. Чиновники открыто признают, что считают себя обособленным от обычных граждан сословием, объединенным собственными интересами и особым образом жизни. В этом признались 40% опрошенных госслужащих, а среди обычных граждан чиновников выделили в особую касту 76% респондентов. Сегодня стало очевидным, что назначение на высшие должности в государстве людей абсолютно некомпетентных в своей области, стало системным.

«Если работу сельского почтальона доверяют паралитику, а получатели писем смиряются с этим, считая, что могло бы ведь быть гораздо хуже, то какое имеет значение, кто здесь народ, а кто аристократия…» - Это слова французского социолога Эмиля Фаге из книги, «Культ некомпетентности», написанной ещё в 1910 году. В ней он приходит к неутешительным выводам по поводу функционирования общества и государства. Он отмечает, что серьёзная опасность демократии в её худшем проявлении власти толпы, выражается в приходе во власть людей некомпетентных. История, к сожалению, показала оправданность подобных опасений. Демократические государства со временем выработали иммунитет против этой опасности, создав политическую систему, которая может приспособиться к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям и сводит к минимуму негативные тенденции. Переходные общества, где еще не сформировались подобные механизмы, подвержены серьёзному риску. И как показывают кадровые перестановки в современной России эти опасения вполне реальны.….

Бюрократия и зло.

Пристально всматриваясь в политический пейзаж современной России, невольно возникает вопрос – Кто стоит у власти? С формально-правовой точки зрения ответ будет – конечно, политики. Но стоит присмотреться получше и ответ уже не кажется столь очевидным…. В современном государстве большую роль играют две категории управленцев – бюрократы и политики. И от того, как происходит взаимодействие между ними, во многом зависит нормальное развитие системы в целом. В связи с этим особое значение приобретает эффективность деятельности этих двух категорий элиты – их компетентность. Эта проблема занимала умы многих учёных и мыслителей. Так у Макса Вебера тревогу вызывало в основном господство бюрократии, при котором осуществление политики правительства заменяется вопросами её собственного выживания. Вследствие чего и были разработаны некоторые механизмы для ограничения власти управленцев, такие, как правовые нормы, эффективно работающий парламент и, самое главное, политические лидеры, назначаемые на посты руководителей административных органов т. н. назначенцы. В этом случае бюрократы лишь выполняют отведённые им функции и не претендуют на большее. Ведь политики являются лицами, определяющими политический курс, а бюрократы – лицами, его выполняющими.

Но если у Вебера понятие бюрократии носит позитивный характер, определяя главным образом профессионала-управленца, то в современных российских реалиях сложилась такая система, что они давно перевоплотились в циничных карьеристов, профессиональные качества давно отошли на второй план. Важна лишь их лояльность и принадлежность к определённым кланам. И эта закрытая структура стала абсолютно невосприимчива к внешним изменениям….

Условно пригодные.

С 2000 года в России был взят курс на усиление государства, следствием чего стал ряд реформ призванных, по мнению их разработчиков, ускорить этот процесс. Была выстроена вертикальная система, имеющая своей целью усиление контроля над бюрократическим аппаратом страны, о чём неоднократно заявлялось на самом высоком уровне. Казалось бы, контроль над бюрократией это прекрасно, но на деле всё оказалось несколько сложнее…. Если взглянуть на основные реформы, которые были проведены за последнее семь лет, ни одна из них не была выполнена профессионально и более того, некоторые вообще привели к обратному результату. Федеральная реформа, разделившая страну на семь округов, имела своей целью улучшить контроль, остановить дезинтеграционные процессы в стране и, наконец, наладить связь центр-периферия, чего так не хватало в 90-е годы. В реальности же реформы знаменовали начало вассализации регионов с тотальной замкнутостью их на федеральный центр. Административная реформа проводилась под лозунгом борьбы с бюрократизацией государственного аппарата и более чёткого разграничение функций. А привела прямо скажем, к обратному результату. Количество бюрократов возросло в разы, а агентства практически полностью дублируют деятельность министерств и препятствуют их деятельности.

Зачастую они служит для «ссылки» оказавшихся не у удел или продемонстрировавших признаки нелояльности на других постах. Манетизация льгот, по мнению её организаторов, должна была облегчить сложную социально-экономическую ситуацию и улучшить положение льготников, а на деле больно ударила по большому количеству социально незащищенных слоёв общества. Военная реформа, вообще не успев начаться, «блистательно» завершилась. Те, кто воплощает эти реформы в жизнь остаются на своих постах до тех пор, пока удовлетворяют требованиям системы. Иногда их передвигают как фигуры на шахматной доске. А вместо них, как чёртик из табакерки выпрыгивает новый человек, неизменно лишённый своего мнения и готовый на всё, чтобы ублажить вышестоящего. И уже неважно его имя – физик Владимир Чуров или директор мебельного магазина Анатолий Сердюков, главное играть по правилам. Придя к власти, некомпетентные сами назначают некомпетентных, а те в свою очередь поступают точно также. Мы снова вернулись к знакомой политической конфигурации, поразительно напоминающую советскую систему брежневского типа, когда чиновников не увольняли, а тасовали как колоду карт, что, кстати, привело к весьма печальным последствиям в дальнейшем, поскольку элита не обновлялись, а, следовательно, деградировала. Как следствие, сегодня, взятая в целом, российская бюрократия коррумпирована и некомпетентна, а её управленческая эффективность безнадёжно проигрывает странам Европы, и менеджменту крупнейших отечественных корпораций.

Хотя власть превратилась в обособленную систему, которая функционирует по своим правилам и законам, не стоит забывать, что нынешняя бюрократическая элита вышла из всем нам хорошо знакомого постсоветского общества, где некомпетентность также стала национальным бедствием. Ведь именно общество нарекает людей «законодателями», «исполнительной властью», что неизменно порождает порочную цепочку. Порвать этот порочный круг можно, но возникает резонный вопрос, а нужно ли это власти и обществу? Сомневаюсь, ведь в массе своей общество, вполне комфортно устроились в данной системе и уже даже процедуру выборов воспринимает как нечто абсолютно неважное. Парадоксально, но хотя отношение к бюрократам, в целом отрицательное, то к высшим лицам государства люди проявляют лояльность, т. е. не одобряют следствие, но одобряют причину. Но у такой системы есть и свои «преимущества»…. Ведь в отличие от саморегулирующийся системы, функционирующей таким образом, чтобы бороться с некомпетентностью на всех уровнях власти, конфигурация, выстраиваемая в России позволяет проводить практически любые изменения и коррекции, не опасаясь за своё кресло. Человек – специалист рассматривается в ней как инородное тело, приносящее вред. Настоящие профессионалы отторгаются системой и находят своё пристанище либо в науке, либо в бизнесе. Ведь система не может простить, когда какой-то из её элементов функционирует отлично от других.

Всё это привело к формированию причудливой политической системы, при которой власть находится в руках некомпетентных бюрократов, узкая прослойка которых, нарекла себя политиками и жёстко пресекает любые попытки других сил претендовать на эту гегемонию. При такой системе политик сидит на выстроенной вертикали, а всё остальные – всего лишь человеко-функции не имеющие права претендовать на большее без сигнала сверху. И когда, какой-нибудь губернатор или бизнесмен, заявляет о своём намерении покуситься на эту гегемонию, он немедленно исключается из системы.

Есть глубокая уверенность в том, что эффективность управленцев не может быть обеспечена без соблюдения минимально необходимых критериев соответствия занимаемой должности. Наша страна сможет выйти из системного кризиса только тогда, когда повысится общая управленческая культура, образовательный уровень, опыт менеджерской работы, аналитические способности и волевые качества всех управленцев. И тогда, быть может, наступят дни, когда по меткому замечанию Фаге - та нация будет здорова, где народ аристократичен, а аристократия народолюбива…

Балаян Александр, политолог Центра политического анализа и прогнозирования "Центурион".