Неужели заказ появился?


Появившиеся в последние недели и дни в большинстве СМИ сообщения о якобы зреющем в Министерстве обороны скандале позволяют еще раз внимательно посмотреть на то, что же все-таки происходит в военном ведомстве России. В своем анализе мы исходим из той гипотезы, что ничего хаотического в Минобороны не делается, а осуществляется некий план (если угодно, можно назвать эти действия реформированием военного ведомства) политического руководства нашего государства. Что же это за план?

Во-первых, очевидно, что министр обороны России А. Сердюков последовательно реализует установку главы государства на повышение эффективности Минобороны и вооруженных сил. Для этого выбран инструментарий, который некоторыми специалистами называется политическим контролем (пока осуществляемым в основном в форме контроля финансового). Банально конечно, но нужно еще раз повторить, что постоянное увеличение количества национальных ресурсов, выделяемых на оборону, должно приводить к росту результатов деятельности органов военного управления. По всей видимости, долгое время руководство государства имело иную информацию.

Следовательно, сложившаяся некая неформальная армейская (внутрикорпоративная) установка, звучащая долгие годы следующим образом: «Дайте больше денег, и все в армии будет хорошо» – президента и его команду не устраивает. В АВП уверены, что у руля Минобороны будет находиться лишь тот человек и его команда, кто, во-первых, сможет предложить план по выполнению установок президента, а во-вторых, лично сам будет его же и реализовывать.

Полагаем, что А. Сердюков в настоящее время четко реализует установки на профессионализацию армии, уменьшение количества военнослужащих на должностях, непосредственно не связанных с выполнением обязанностей военной службы (обеспечивающего, воспитательного и политического, но никак не военного характера. Будет просто замечательно (но произойдет это, видимо, далеко не сразу), если со временем Минобороны выведут из состава вооруженных сил и структурные подразделения так называемого военного ведомства перестанут называться центральными органами военного управления (спрашивается, каким военным управлением занимаются вещевая и продовольственная службы, другие органы тыла и вооруженческие структуры, журналисты, медики, юристы и т.д.?!). Конечно, сегодня многие военачальники ссылаются на так называемое «единство государственного и военного управления». Мы, правда, не очень понимаем, что же это за единство?! Наверно, подразумевается, что все недостатки, присущие системе государственного управления в стране, объективно должны быть и у системы военного управления. Не думаем, что руководство государства и лично министра А. Сердюкова такая отговорка устроит.

Во-вторых, как нам представляется, А. Сердюков четко дает понять, что те военачальники, кто не согласен с его линией (а, значит, и линией президента), должны самостоятельно уйти со своих постов. Мы поддерживаем его стремление не допустить «тихого» внутрикорпоративного саботажа (или скажем мягче – не выполнения его решений) именно в военном руководстве. Но при этом, как нам кажется, министру обороны следует в ближайшее время все же больше внимания уделить разъяснению общественности, власти и самим военнослужащим сути осуществляемых действий. Конечно, это нонсенс, что многие (и даже очень многие) военнослужащие не понимают, почему и зачем принимаются те или иные решения в министерстве обороны. Именно из этого непонимания и рождается в настоящее время тот самый всплеск негативных публикаций как о самом министре обороны, так и о ситуации внутри вооруженных сил.

Как известно из психологии, 50% успеха – это правильно сформулированная и записанная цель. Подчеркнем, для нынешней и будущей команды А. Сердюкова, по всей видимости, не столь важны многостраничные планы (в которых, наверно, чего только не прописано), а приоритетна именно цель – то есть, результат, который команда собирается достичь. Если кому-то сегодня эта цель не понятна, просто рекомендуем почитать послания главы государства Федеральному собранию Российской Федерации за последние 8 лет. По части целеполагания – там все достаточно четко прописано.

«Военная корпорация» России должна понять, что времена быстро и резко изменяются. Другое дело, что, видимо, некоторая часть военных руководителей привыкла постоянно ссылаться на объективные трудности, нехватку денег, низкое качество призывных ресурсов и т.п. Поэтому, в-третьих, военная власть, как нам представляется, если еще не поняла, то скоро вынуждена будет понять, что стремление быстро и эффективно решать социальные проблемы «граждан в погонах» – это не прихоть и не блажь главы государства, а осмысленная и четкая государственная политика. Эта политика будет продолжена и в ближайшие годы. Полагаем, конечно, не случайно избранный президент России Д. Медведев на встрече с министром обороны 28 марта поддержал главу военного ведомства и заявил, что количество строящихся квартир для военнослужащих и далее будет только увеличиваться. Обратим внимание, что президентские выборы прошли, пиар уже вроде бы и не особенно нужен, значит – это заявление нужно воспринять военным руководителям чрезвычайно серьезно.

В АВП сделан вывод о том, что и В. Путин, и Д. Медведев четко настроены на выполнение своих обещаний перед гражданами в погонах, то есть все то, что военнослужащим положено по закону, они будут получать в установленные сроки и высокого качества. При этом высшая власть будет держать под постоянным контролем процесс «переваривания» вооруженными силами выделяемых на сферу обороны национальных ресурсов. В таких условиях вполне понятно определенное недовольство и даже сопротивление части генералитета активным действиям министра. Специалисты АВП это сопротивление не приветствуют, даже понимая его корни и причины.

Рекомендуем всем военачальникам открыть устав внутренней службы и еще раз внимательно изучить принцип единоначалия. Там четко написано, что командир (начальник) отвечает перед государством. Похоже, что команда Путина-Медведева-Сердюкова в вооруженных силах стала активно реализовывать собственные замыслы, увеличивая выделяемые ресурсы на оборону и одновременно повышая спрос за их реализацию. В этом мы как раз и видим тот самый пресловутый заказ к военной организации государства, который в итоге поможет создать современные вооруженные силы в нашей стране.

Сергей Мельков, Ассоциация военных политологов.