Зачем России нужна новая военная доктрина?


В последнее время многие СМИ разместили немало сообщений о том, что Министерство обороны России планирует представить власти и общественности в следующем году новую военную доктрину. Для того, чтобы понять, насколько нашей стране необходима новая Военная доктрина, следует ответить на вопрос: «Зачем она нужна?». Ведь очевидно, что если на нашу страну никто не собирается нападать и мы также не собираемся развязывать войну, то какова объективная необходимость тратить большие средства на укрепление обороноспособности страны (к чему достаточно регулярно призывают руководители военного ведомства)?

Сделаем гипотетическое предположение: видимо, не военные структуры должны формировать заказ на подготовку военной организации государства к будущей войне, а высшее политическое руководство. То есть, политика (и политики) определяет характер будущей войны, а не наоборот. Классическое определение Клаузевица о том, что война – есть продолжение политики иными насильственными средствами – не потеряло своей актуальности. Именно по этой причине инициатором формирования любого нового доктринального документа в области обороны и безопасности должно выступать высшее политическое руководство страны, а не военные чиновники, либо ученые. Однако существует и противоположная точка зрения. Например, приведем знаменитое высказывание Мао Цзе-дуна, который говорил, что политика – это продолжение войны иными средствами. То есть, по мнению китайского мыслителя и политика, война если и не ведется постоянно, но в любой момент может начаться и посему надо к ней готовиться.

Казалось бы, с этим можно было бы согласиться, и, тем не менее, сознательно заострим вопрос: а к какой войне должно готовиться общество, государство и его военная организация? Пока нет четкого и научно-выверенного ответа на этот вопрос, ресурсы могут растрачиваться фактически «вхолостую», потому что война, как известно, в очередной раз окажется иной и все субъекты (органы государственной власти, органы военного управления и общественность) окажутся к ней не готовы. Примеры общеизвестны: достаточно вспомнить 1941 и 1994 годы. И, наконец, еще один ключевой вопрос, на который стоит попытаться ответить научному сообществу: кто сегодня должен определять диалектику взаимоотношений между политическим руководством страны и военно-силовыми структурами? Представляется, что это должны делать политические институты государства на основе обстоятельного политологического анализа социально-политической обстановки и тенденций ее развития.

Полагаем, что в дальнейшей разработке на научных мероприятиях, связанных с дальнейшей разработкой военно-доктринальных документов России, должен стать термин «политическое». Почему? На наш взгляд, очевидно, что политические по сути (в тексте действующей Военной доктрины РФ – «военно-политические») основы военной доктрины поставлены в ней на первое место не случайно. В политических основах должна быть прописана ведущая роль высшей государственной власти по отношению к собственно военным основам и, естественно, к действиям структур, входящих в военную организацию. Справедливо современный немецкий философ Х. Хоймайстер написал: «Монополия на насилие является общественным достоянием и передается в управление государству» .

О необходимости первоочередного «изучения той общественно-политической обстановки, в которой развивалась и работала мысль наших старших товарищей по военному делу» писал М.В. Фрунзе . Он отмечал, что государство должно заранее определить характер общей и, в частности, военной политики, наметить соответственно с нею возможные объекты своих военных устремлений, выработать и установить определенный план общегосударственной деятельности. «Что касается военного аппарата, – писал далее нарком обороны СССР, – то, основываясь на общегосударственной программе, он должен принять наиболее отвечающую общим государственным заданиям организационную форму и дальнейшей работой создать прочное единство всех вооруженных сил, связанных сверху донизу общностью взглядов как на характер самих военных задач, так и на способы их разрешения» . Обратим внимание, что сначала, по мысли видного отечественного военно-политического деятеля, должна идти государственная программа, а потом уже – работа органов военного управления.

Не менее известный отечественный «военный идеолог» маршал Советского Союза В.Г. Куликов в вопросах войны и мира определял приоритет политики, которая «…со стороны империализма несет угрозу миру» . На наш взгляд, в своей книге В.Г. Куликов сформулировал важнейшую для современного исследователя методологическую предпосылку, указав, что обеспечение безопасности в современных условиях все больше предстает как задача политическая и решать ее можно лишь политическими средствами . Возможно, что Советский Союз в практической политике и не всегда четко следовал именно такой установке и, тем не менее, полагаем, что сама эта, во многом теоретическая, установка была абсолютно верной. То есть,

Сущность отечественной военной доктрины как документа, способного «преградить путь исключительно опасной политике империализма, остановить гонку вооружений…» , определял видный отечественный военный деятель Н.В. Огарков. Он четко определял, что советская военная стратегия тесно связана с военной доктриной и подчинена ей, отражает политику КПСС и Советского правительства в области обороны . Таким образом, еще один маршал Советского Союза зафиксировал подчиненный по отношению к политике характер и военной стратегии и военного дела.

Современный исследователь сферы военно-политических и военно-стратегических решений В.Н. Цыгичко отметил, что принятая в СССР система принятия стратегических решений и методически, и организационно была достаточно совершенной . В целом соглашаясь с этим подчеркнем, что как раз с идеологической и политической точек зрения советская система имела «значительные изъяны». Сам В.Н. Цыгичко пишет: «Противоречия между требованиями реальности и здравого смысла с одной стороны, и застывшими идеологическими постулатами, со временем усиливались и обострялись, а принимаемые решения имели все более трагические последствия» . В настоящее время немало исследователей достаточно критично отзывается о тех недостатках сложившейся в СССР системы управления, которые в итоге не позволили реализовать обширные потенциальные возможности проектирования. При этом отмечаются следующие проблемы, которые тормозили развитие советской управленческой системы:

• чрезмерная бюрократизация советской управленческой системы, жесткое централизованное управление, бесконтрольность и безответственность высших эшелонов власти за принимаемые решения;

• искажение экономической статистики носило в СССР постоянный и преднамеренный характер и не позволяло проводить серьезный анализ экономических процессов, происходящих в стране;

• для того, чтобы иметь более или менее объективное представление о состоянии дел в стране, ЦК КПСС был вынужден создать свою собственную, закрытую систему сбора и обработки информации, использующую главным образом источники Комитета государственной безопасности СССР;

• высшее политическое руководство советского государства, понимая опасность негативного развития ситуации, пыталось ее исправить в основном административными мерами, что не давало желаемого результата;

• во многом определяющим существо механизма подготовки и принятия стратегических решений было совмещение высшим руководящим звеном государственных и партийных должностей. Например, будучи членами Политбюро ЦК КПСС, министры иностранных дел, обороны и государственной безопасности, по существу, не подвергались контролю со стороны общественности государства и партии, поэтому проводили политику, в первую очередь, в отношении своих ведомств;

• чрезмерная милитаризация экономики и других сфер общественной жизни (по имеющимся оценкам, уже к концу 70-х годов прошлого столетия до 80% всей продукции тяжелой промышленности и обрабатывающих отраслей составляли военные заказы);

• мощное политическое влияние на политику советского государства собственного военно-промышленного комплекса;

• ошибочная ориентация на определение основных угроз безопасности Советского Союза. Даже в 80-х годах ХХ века политическое руководство нашего государства считало, что системе в большей степени угрожают США и НАТО, что отвлекало от решения внутренних проблем и противоречий;

• отношение высшей власти к результатам объективных научных достижений было либо достаточно прохладным, либо вообще откровенно пренебрежительным .

Трудно не согласиться с тем, что вышеперечисленные проблемы действительно имели место в Советском Союзе. Однако дополнительно отметим еще один важный недостаток сложившейся в СССР системы подготовки стратегических решений: закрытость и слабость научной и экспертно-аналитической поддержки военно-стратегических решений. Вызывает большие сомнения сама методология структуры действующей Военной доктрины Российской Федерации, политические основы которой начинаются с анализа военно-политической обстановки, сводящейся к рассмотрению средств, форм и методов вооруженной борьбы. Думается, что не средства, формы и методы определяют политику и вооруженную борьбу, а национальные и политические интересы. Поэтому логичнее было бы анализировать в приоритетном порядке политическую обстановку и политическую борьбу.

На наш взгляд, не стоит сторониться рассмотрения методами научного анализа политической борьбы, которая ведется всегда. Вооруженная же борьба ведется, к счастью, эпизодически и является частным случаем борьбы политической. Таким образом, важным противоречием действующей Военной доктрины РФ является непонимание того факта, что к вооруженной борьбе приводит политическая борьба. Чем более жесткой, бескомпромиссной и неограниченной является политическая борьба, тем она, как правило, наименее социально эффективна и с максимальной вероятностью может привести к борьбе вооруженной.

Целесообразно четко и ясно определиться: для кого пишется и утверждается военная доктрина. Полагаем, что она пишется для высшей государственной власти, общественности (в том числе и зарубежной) и только потом – для органов военного управления. Внимательное прочтение политических основ действующей доктрины позволяет выделить еще одно серьезное противоречие. А именно: в политических основах фактически выведена за скобки высшая государственная власть, которая лишь упоминается в пунктах 18-21. В них не прописаны механизмы руководства военной организацией государства, не определена их ответственность за достигнутые результаты. Вообще странно, что в пунктах 22-24 политических основ военной доктрины расписывается статус Генерального штаба, управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил и других органов военного управления. Полагаем, что единое стратегическое и оперативное планирование никоим образом не имеет отношения к политической борьбе и также не должно прописываться в политических основах будущей Военной доктрины Российской Федерации.

Мы полагаем, что любой политический документ должны писать политологи на основе обстоятельного политологического анализа той или иной сферы общественной жизни, которая нуждается в государственном регулировании. Поэтому следует ответить и на вопрос: нуждается ли в настоящее время военная сфера общественной жизни в России в принципиально новом механизме регулирования со стороны высшей власти? И на этот вопрос весьма трудно ответить положительно. Так, известно, что С.Б. Иванов стоял во главе коллектива, разработавшего действующий в нашей стране документ. И если кто-то всерьез полагает, что министр обороны (являясь политиком) будет инициировать новый политический документ без его экспертно-аналитической политологической проработки, то, видимо, тот сам должен считать себя политиком. Кроме того, для разработки нового военно-доктринального документа в большей степени нужна политическая воля, а не стремление к этому военного сообщества нашей страны. Сегодня органы государственной власти в тесном сотрудничестве с экспертным сообществом вполне могут подготовить новый документ в области обороны и безопасности, если на то действительно будет политический заказ со стороны высшей политической власти. В политических основах высшая государственная власть должна четко изложить несколько принципиальных моментов.

1. Собственное видение национальных интересов РФ (кстати, изменились ли они за последние 7 лет?).

2. Собственное видение будущего политического устройства страны и мира.

3. Систему политического руководства военной организацией государства.

4. Собственное видение будущей войны (причины, источники, формы), причем как в форме вооруженной борьбы, так и без нее. Причем, мы полагаем, что, скорее всего, современная война – это политическая борьба без применения вооруженного насилия. Конечно, органы военного управления могут помочь политическому руководству государства в формулировании последнего пункта. В то же время их точка зрения не должна быть доминирующей ни по одному из перечисленных пунктов.

Таким образом, новая военная доктрина может появиться в результате совместных интеллектуальных усилий политического руководства государства, экспертно-аналитического сообщества и силовых структур нашей страны. Однако примат политического предполагает, что инициатива должна исходить от высшего государственного руководства, которое пока, как представляется, не до конца четко сформировало заказ к военной организации, отличающийся от предыдущего. Полагаем, что война будущего не только вполне может быть без вооруженного столкновения, но и, вероятнее всего будет происходить в информационном пространстве, а не на поле боя.

Мельков Сергей Анатольевич – доктор политических наук, Ассоциация военных политологов, г. Москва

Литература:

Хофмайстер Х. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / Пер. с нем. и послесловие О.А. Коваль. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. – С. 62.

Фрунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия // Избранные произведения. – М.: Воениздат, 1977. – С. 30.

Фрунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия // Избранные произведения. – М.: Воениздат, 1977. – С. 31-32.

Куликов В.Г. Доктрина защиты мира и социализма: О военной доктрине государств – участников Варшавского Договора. – М.: Воениздат, 1988. – С. 27.

Огарков Н.В. История учит бдительности. – М.: Воениздат, 1985. – С. 75

Цыгичко В.Н. Модели в системе принятия военно-стратегических решений в СССР. – М.: Империум Пресс, 2005. – С. 11.

Молодцов М.М. Опыт разработки систем социально-политического проектирования в США и СССР // Общество и безопасность: история, перспективы эволюции, современное состояние: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Н.П. Шебанова. – Саратов: СВИРХБЗ, «Научная книга», 2007. – С. 196-197.