Киберпанк в России: Общество – инертно, герой - пассионарен…


Типичный сюжет киберпанковского романа – недалекое будущее, где мегакорпорации или институт государства полностью подчинили себе общество и лишь немногие бросают им вызов посредством виртуального мира, где царят иные законы... Главным в этом угрюмом мире выступает информация, которая ценится превыше всего. Именно за ней и идёт охота. Так видят свои миры большинство писателей, работающие в модном ныне стиле – киберпанк. Герой киберпанка всегда выделяется из серой массы, находящийся под властью жестокой диктатуры. Общество принимает текущее положение вещей и даже не пытается бунтовать. Лишь немногие протестуют против такой ситуации, но как это ни странно - терпят неудачи, потому что обществу не нужны их усилия…. Общество – инертно, герой - пассионарен. Может быть, поэтому молодежь в России так привлекает киберпанк?

Вообще, понятие «киберпанк» пришло из литературы. Сам термин придумал писатель Брюс Бетке, опубликовавший в 1983 году рассказ, который так и назывался – «Киберпанк». С тех пор киберпанк стал обозначать целый жанр в литературе и вскоре превратился в культурный феномен конца XX века. Нельзя не упомянуть и Уильяма Гибсона, перу которого принадлежат такие произведения как «Джонни Мнемоник» или «Нейромант». Ну, и конечно, Филипп Дик и его роман «Бегущий по лезвию бритвы», блестяще экранизированный Ридли Скоттом. Именно эти работы поистине считаются иконами для всех поклонников киберпанка.

Невыносимая тяжесть бытия…

Сегодня, уже очевидно, что электоральная активность в России крайне низка. И населению всё меньше интересна политика и всё то, что с ней связано. Увы, и это факт – большинству людей важно лишь своё благополучие и та пресловутая стабильность, о которой постоянно твердят из всех углов… Действительно, политическая клоунада, которую мы наблюдаем в преддверие выборов мало кого может привлечь. Такая ситуация неминуемо ведёт к формированию специфических культурных течений, главной идеей которых можно считать лозунг «Информация хочет быть свободной». Увы это давно не так в современной российской действительности... И чем больший происходит зажим всех сфер жизни общества, тем больший будет запрос на свободную информацию. Информация становится всё более ценным ресурсом…

Глядя на такую удручающую картину, невольно вспоминается забавное пророчество итальянского философа и писателя Умберто Эко. Эко отмечает, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию…

Российские СМИ, в массе своей это своеобразные блокираторы социального участия граждан. Их «жертвами» становятся люди средней и старшей возрастной группы, но они практически не действует на продвинутых молодых людей в силу ряда особенностей. Политические пристрастия и активность этой молодёжи складывается под воздействием семьи, учебного заведения, сверстников. Сегодня серьёзное место в иерархии ценностей нового поколения и важнейшим социализирующим институтам выступает именно сеть Интернет, причём с весьма раннего возраста.

Поэтому киберпанк – в настоящее время достаточно массовое явление молодежной культуры по всему миру. Это молодые люди - хакеры, которые днём и ночью сидят в Интернете.… Однако данное явление значительно шире, чем хакерская субкультура и может трактоваться более широко. Это преимущественно молодые люди, которые практически полностью выпали из реальности, погрузившись в увлекательный и манящий виртуальный мир... Они не смотрят телевидение, не читают газет, их бытие связано с сетью Интернет. Именно там они проводят большую часть своего времени: общаются, получают знания и развлекаются. Их «мир» можно охарактеризовать условно как киберпанк, то есть определённый стиль жизни, в котором особое место занимает виртуальная реальность.

Либерализм в сети.

Широко идеи киберпанка начали развиваться на западе с середины 90-х годов, когда Интернет получил уже достаточное распространение и стал серьёзной информационной силой. Разумеется, тогда же впервые прозвучали идеи о возможности установления контроля над ним. Апофеозом происходящего стал 1996 год и т. н. «Декларация независимости киберпространства», которую написал и разместил в сети Джон Перри Барлоу - основатель и вице-председатель Фонда электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), организации, посвященной исследованию социальных и правовых проблем, связанных с Киберпространством, и защите свободы на Интернете. Это была ответная мера, вызванная попыткой американского правительства ввести цензуру в Интернете. И почти сразу же этот текст оказался скопирован в тысячах блогах в десятках стран мира.

Сознательно используя нелицеприятные выражения в адрес власти Барлоу хотел показать как легко, любая информация может быть распространена в сети. И если в любом СМИ, власть может пресечь распространение нежелательной информации, то в сети это сделать практически невозможно. Основная мысль декларации - это провозглашение независимости сети Интернет от государственных структур. Как отмечает Барлоу, киберпространство выступает альтернативой обществу как таковому, ибо уже не является тем, что мы привыкли считать социальной реальностью. Декларация объявляет киберпространство зоной свободы, где нет места господству государственного аппарата…

Эта проблема особенно актуальна сегодня для нашей страны, где при постепенном суживании деятельности свободных СМИ, Интернет становится, пожалуй, одним из крупнейших (а для кого-то и вовсе единственным) источником объективной информации. И по мере того, как здесь всё больший урон наносится свободе слова и информации, можно ожидать ещё большего количества молодых людей ищущих в сети правды. Выход из паутины.

Не секрет, что либерально мыслящая молодёжь в массе своей политически пассивна. И значительная её часть как раз и живёт в стиле киберпанк. Они могут писать на livejournal.com или в других дневниках какие-то, чаще всего шутливые комментарии про политические события, но на деле их отношение к процессам, происходящим в стране, можно охарактеризовать, скорее как нейтральное. Но если говорить о потенциальных политических приоритетах такой «сетевой молодёжи», то это, безусловно, либерализм, в его классической трактовке. Ведь, именно в современном Интернете находят своё воплощение киберпанковские принципы, провозглашающие неограниченную свободу доступа к информации…

Есть две категории киберпанков. К первой, можно отнести людей, сознательно выбравших данную стезю. Их уже вряд ли когда-нибудь заинтересует реальный мир. Вторая категория – это люди, которые «ушли в сеть» в знак протеста, против окружающего хаоса…. Наиболее интересна вторая категория, поскольку она не является глубоко вовлечённой в виртуальную реальность и находится там, скорее, от безысходности. Поэтому, здесь кроится некоторая опасность - ведь они фактически выпадают из реальности, а следовательно, теряют возможность что-то изменить на самом деле...

Именно чрезмерная вовлечённость молодёжи в сеть должна стать тем тревожным звоночком, который побудит, наконец, оппозиционные партии и общественные организации усилить работу с ними на их поле, т. е. через Интернет ресурсы.

Поскольку, обычная работа с молодёжью не всегда приносит результаты, российским оппозиционным партиям имеет смысл наладить более тесное взаимодействие в сети. Именно вовлечение этой части общества посредством Интернета в социально-политическое участие, пожалуй, было бы весьма полезным и нужным. Иначе такая ситуация может привести к ещё большему снижению политической активности молодых граждан, что больно ударит в первую очередь по оппозиционным силам, находящимся сейчас и так в серьёзном кризисе. Кроме того, нельзя забывать и о том, что Интернет технологии могут поставить определённый барьер, отгораживающий замкнутых в виртуальной реальности людей, от остального общества. И со временем эта пропасть может только расти…

«Мы сотворим в Киберпространстве цивилизацию Сознания. Пусть она будет более человечной и честной, чем мир, который создали до того ваши правительства» - в завершении написал Барлоу.… Но время показало, что его мечте не суждено было сбыться. Да, так или иначе, киберпанк это уже неотъемлемая часть нашего «общества спектакля»... Но поскольку сеть одно из проявлений массовой коммуникации большого количества людей, то вольно или нет лицемерие, ложь, предательство и другие негативные явления переносится и туда... Только в сети всё в разы обострено... Такое положение вещей таит в себе серьёзную опасность, прежде всего для самого индивида, а следовательно и значительной части общества. Ведь как справедливо отмечал Франсуа де Ларошфуко - «мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой».

Балаян Александр, политолог Центра политического анализа и прогнозирования «Центурион».