Китай. Современность и перспективы.


    На сегодняшний день Китай наряду с Индией является наиболее динамично развивающимися странами мира. Сейчас мировые специалисты — например, аналитики Национального разведывательного совета США, подготовившие в прошлом году доклад "Контуры мирового будущего (доклад по "Проекту-2020)" — говорят о том, что через пятнадцать лет Китай станет лидером глобального процесса. Недаром именно им было уделено наибольшее внимание на недавно проходившем Давосском форуме. Делегации этих стран были наиболее многочисленные и представительные. 

    За последние 25 лет Китай шагнул далеко вперед и теперь занимает 4-5 место в рейтинге наиболее экономически развитых стран (1.США 2.Япония 3.Европейский союз). Многие спорят, насколько применим и воспроизводим опыт Китая, особенно этот вопрос актуален для нашей страны. И поэтому очень важна правильная интерпретация результатов достигнутых Китаем, так как Россия еще не выбрала свой путь развития и продолжает медленную деградацию при отсутствии связного и четкого проекта развития страны. Ультралиберальный путь доказал свою тупиковость и губительность, он реально позволяет получать доходы только сырьевые отрасли, которая в свою очередь почти полностью находиться под контролем олигархов. Но в тоже время и сверхдоходы от нефти складируются в Америке ничего, не принося, и даже теряя из-за падения курса доллара.   

    Китай в отличие от России с самого начала реформ конца 70-х годов имел четкий план реформирования экономики и политической системы. В отличие от руководства СССР, которое с 1985-1988 года стало одновременно реформировать и экономику и политическую систему, Китай до сих пор реформирует в основном экономику. Китайские руководители понимали, что, имея большое количество бедного населения, в основном сельских жителей (здесь следует отметить, то, что Китай имел намного более плохие стартовые позиции, чем в СССР). У Китая еще не была развита промышленность, некоторые отрасли просто отсутствовали, наука и техника находилась на куда более низком уровне, чем у нас в стране. И поэтому Дэн Сяопин понял, что либерализовать нужно экономику, так как при серьезной одновременной либерализации политической системы можно ухудшить или вообще потерять управляемость, как это произошло в СССР в конце «перестройки». В момент переходного периода в состоянии нестабильности особенно важно четкое руководство. И поэтому руководство Китая отвергло этот вариант. Нельзя сказать, что в общественной жизни все оставалось под контролем КПК, напротив проводилась либерализация средств массовой информации, что-то сходное с «гласностью» в СССР, но только без такого огульного саморазоблачения и самобичевания как это произошло у нас после 1988 года. В Китае поняли, что нельзя бросаться из одной крайности в другую, то есть переходить от планового хозяйства к нерегулируемому «свободному» рынку.

    Китай остро нуждался в инвестициях, было решено создавать совместные производства с привлечением иностранного капитала, которому создавались наилучшие условия. Но при этом государство во всех подобных предприятиях должно иметь решающий контроль и управляться китайцами. Как и во всех догоняющих странах, главным направлением развития Китая стал массовый импорт технологий и высокий уровень инвестирования. Инвестирование поддерживается поощрением иностранных капиталовложений в китайскую экономику, чему способствуют благоприятный климат, доступ к незамерзающим портам и дешёвая рабочая сила, а также строгий контроль элиты с чрезвычайными мерами против вырождения. По предложениям Дэн Сяопина были созданы мощные службы аналитической и стратегической разведок правоохранительных органов, которые начали с 1983 года проводить ежегодные "Тотальные антимафиозные операции" в масштабах всего Китая. За этот период было проведено 12 таких операций, в результате которых было ликвидировано 1.200.000 преступных формирований. Лидеров, как правило, приговаривали к расстрелу; расстреляно было несколько тысяч человек.

Помимо публичных расстрелов коррумпированных чиновников, в Китае широко практикуется приём в партию бизнесменов и установление для них партмаксимума, который им разрешено использовать на потребление. Ввиду крайне дешевой стоимости рабочей силы, климата и условий, созданных китайским руководством инвестиции хлынули потоком в Китай и к сегодняшнему времени они занимают 1 место в мире по их количеству (прямые зарубежные инвестиции в экономику КНР в 2005 г. — 60,3 млрд. долл., или, если считать по курсу, около 500 млрд. юаней, а капиталовложения в основные фонды экономики КНР в целом в 2005 г. — 8860 млрд. юаней, из которых 4005 млрд. юаней — инвестиции в госсектор). Многие мировые кампании переместили в Китай свои заводы, в том числе и самые «грязные» производства, на первом этапе модернизации руководство Китая решило пренебречь экологией ради экономического роста. К началу нового века страна стала «мастерской мира» и политическим и экономическим центром притяжение в Азии.

Стремительный взлёт КНР начался с конца 70-х годов прошлого века, когда руководство страны стало проводить курс экономических реформ и внешней открытости. Он явился результатом тщательно продуманной, научно обоснованной политики правительства, которое сумело гибко соединить преимущества планового ведения хозяйства с рыночными механизмами. С 1979 по 2005 год среднегодовые темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) составили 9,4 процента. ВВП достиг 1 триллиона 150 миллиардов американских долларов. Экономика КНР с 32-го места в мире переместилась на 4-е, уступая пока лишь США, Японии и Германии. Валютные запасы Китая на март 2006 года составили 875,1 млрд. долларов (в России на 17 февраля 2006 года они равнялись 195,4 млрд. долларов). За последние четыре года внешнеторговый оборот КНР возрос до 1,4 триллиона долларов, и страна обошла такого торгового гиганта, как Япония, заняв 3-е место в мире.

Китайский экспорт в США ныне превышает импорт на 200 млрд. долларов. При этом следует отметить: экспорт Китая на 90 процентов состоит из готовой продукции. Китайский экспорт огромен. В 2005 г. — 762 млрд. долл. при импорте в 660 млрд. долл. Но доля США в китайском экспорте — 21%, а в импорте — 7%. Китай нашёл ту нишу в международном разделении труда, которая позволяет ему обеспечивать высокий рост. По заявлению Президента китайской Академии наук, потребуется ещё 30-40 лет развития науки для перехода к инновационной экономике. Не имея, таким образом, возможности создавать собственные опережающие технологии, Китай стал специализироваться на тех товарах, которые только-только снимаются с производства в развитых странах и заменяются более новыми, но технология, которых всё ещё не стала настолько общеизвестной, чтобы не давать высокой прибыли при производстве в стране с благоприятным климатом и дешёвой рабочей силой. При этом широко используется несанкционированное применение технологий и нарушение авторских прав. Более 90% видео, компакт-дисков, компьютерных программ, используемых в Китае на 1996 г., являются пиратскими.

Здесь следует особо отметить процесс переговоров и вступления КНР в ВТО. Переговоры длились 15 лет, китайские участники переговоров боролись за каждую позицию и добились главного, допуска на западные рынки продукции китайской легкой и обрабатывающей промышленности, хотя Китай имеет в ВТО не совсем полноценный статус они и не пытались добиться этого любой ценой. Они поняли главной, участие в ВТО само по себе ни хорошо и не плохо, все зависит от условий вступления страны в эту организацию. Дальнейшие события показали, что руководство страны было абсолютно право так скрупулезно ведя переговоры, в итоге КНР несомненно выиграл от этого завалив мировой рынок тканями, одеждой, электроникой. От вступления в ВТО немного пострадало только сельское хозяйство  Китая за счет того, что выросли цены на некоторые товары. Таким образом, мы видим, что даже, казалось бы, такие инструменты глобализации как ВТО можно использовать во благо странам, догоняющим в своем развитии признанных экономических лидеров.

Стартовав после Второй Мировой войны с уровня, значительно более низкого, чем имела Россия после Гражданской войны, преодолев несколько этапов разнородной политики, к настоящему моменту Китай почти догнал Россию. По основным макроэкономическим показателям, из которых особый акцент делается на размере ВВП на душу населения, Китай и Россия сейчас находятся примерно на одном (15% от США) уровне. Правда, по оценкам Всемирного банка, это соотношение выглядит иначе: 12% в Китае и 23% в России. При сохранении нынешних тенденций в ближайшие несколько лет опережение России Китаем станет очевидным и для Всемирного банка. С начала экономических реформ в 1978 г. к 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9% в среднем ежегодно. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью – каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) – в 3,6 раза. После образования КНР были предприняты большие усилия, чтобы поднять аграрный сектор, который длительное время пребывал в крайне отсталом состоянии, то и дело вызывая голод. Если в 1949 году производство зерна составило 113 млн. тонн, то к 2003-му превысило 430 миллионов. Продовольственная проблема решена, а излишки аграрной продукции идут на экспорт. Экономические успехи КНР создали предпосылки для поднятия благосостояния населения. Его доходы ежегодно росли почти на 7—8 процентов.

   Как мы уже говорили, возвышения Китая постепенно смещало Японию с пьедестала лидера в Азиатском регионе и формирует вокруг себя новую зону политического и экономического влияния. Региональные структуры вроде Шанхайской организации сотрудничества, в которых КНР играет ведущую роль, приобретают все большее влияние и авторитет. Это означает возможность для  Китая переформатировать и интегрировать регион под свои интересы оттеснив ближайшего союзника США – Японию. Одним из главных тестов и проверок для экономической системы стал Азиатский финансовый кризис 1998 года. Китай оказался единственной страной, чей рынок серьезно не пострадал.

Именно это подтверждает правильность соотношения государственного регулирования и привлечения иностранных инвестиций (и вообще открытости финансовой системы государства), включения в некоторых областях рыночных механизмов (в таких как мелкий бизнес, где госрегулирование совсем необязательно). Китайская официальная статистика все эти годы экономического бума занижала реальные объемы ВВП страны. По независимым оценкам, он вскоре сравняется с американским, если смотреть по паритету покупательской способности юаня и доллара. Америка не препятствует экономической экспансии КНР в третьи страны, китайской миграции, скупке госкомпаниями активов на Западном побережье США. Объем ВВП Китая превысил 2 трлн долларов, объем экспорта в 2005 году составил 762 млрд долларов (или вырос за год на 28,4%). Валютные резервы страны достигли 800 млрд, сумма иностранных инвестиций с 1979 по 2003 год превысила 828 млрд долларов. Став главной «мастерской мира», громадный Китай реализует долгосрочную программу создания современной экономики, обороны, динамичного социального развития.

   До последнего времени КНР был сосредоточен на модернизации и экономическом развитии и не слишком усердствовал во внешней политике во время войн и конфликтов в мире. Во время бомбежек Белграда, когда натовский самолет ударил по китайскому посольству (после чего высшее командование НАТО совершенно нелепо объяснило это тем, что они пользовались старыми картами города) МИД Китая хоть и заявил протест, но за этим других активных действий не предпринимал. Но нельзя не отметить, что в 90-е годы Китай мирно присоединил к своей территории: Шанхай, Гонконг и Макао. И это благодаря экономическому росту, постепенной, хотя и медленной демократизации политической жизни, привлекательности образа того «проекта», который воплощает страна. В последнее время КНР активизировал свою внешнюю политику хоть и не так глобально, чтобы заявить о себе как о противовесе гегемонии США в мире, но все же более сравнимым с экономическим «весом» страны. Все началось с задержания и принудительной посадки самолета американских ВВС, которые раньше беспрепятственно летали над территорией страны, так как КНР не имел технических средств сравнимого класса, чтобы это предотвратить такого рода полеты (самолетов, радаров). В данном случае Китай, не смотря на огромное давление со стороны США, занял твердую позицию и заявил, что не отдаст самолет до выяснения всех обстоятельств и других, необходимых в таких случаях процедур.  Далее жесткое отстаивание принципа «одного Китая» (непризнание независимости Тайваня). К этому же ряду можно отнести заявление о возможности использования ядерного оружия в случае войны из-за Тайваня.

Америка,обеспокоенная подъемом Китая задумывается, как ограничить рост своего конкурента и недопустить экономического, военного преимущества КНР. Китай испытывает сильный энергетический голод (на сырую нефть и импортированные нефтепродукты в 2004 г. приходилось лишь 22,7% всего энергопотребления КНР, из которых около половины обеспечивалось за счет импорта нефти и нефтепродуктов), рост экономики идет очень быстро, и КНР нуждается в увеличении поставок нефти на 10% ежегодно. Именно поэтому Китай налаживает связи с такими странами как Иран, Венесуэла, Нигерия, Россия которые являются крупными поставщиками нефти на мировой рынок.

Наконец Китай, ради создания препятствий, для экономического роста которого в Вашингтоне и затеяли «игру в нефтяную рулетку». КНР, как известно, относится к числу наименее эффективных потребителей энергии в мире. Однако, считают аналитики, хотя его экономика при 100-долларовых ценах и ощутит дискомфорт, их вряд ли следует считать слишком уж большим риском для китайской экономики. На данном этапе и вообще в ближайшие несколько лет аналитики больше озабочены опасностью перегрева китайской экономики или спадом спроса на китайскую продукцию на рынке США. На сырую нефть и импортированные нефтепродукты в 2004 г. приходилось лишь 22,7% всего энергопотребления КНР, из которых около половины обеспечивалось за счет импорта нефти и нефтепродуктов. Соответственно США хотят изолировать КНР от энергоресурсов. Они давят на российское правительство, чтобы сорвать сделку о строительстве нефтепровода в китайский Дацин, пытаются договорится с Индией чтобы те в свою очередь не участвовали в строительстве нефтепровода Иран-Индия-КНР.
По нашему мнению существует также сценарий столкнуть Китай с радикальными исламистами (на это направлены попытки «цветных» революций в Средней Азии, активизация недовольства и раскачивание ситуации в Ферганской долине). Но КНР не остаються стороними наблюдателями, а сами пытаються стабилизировать ситуацию в этом регионе. Чему свидетельствует состоявшаяся в июне 2006 года в Шанхае встреча лидеров Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Ирана, Индии, Монголии, Пакистана, Афганистана в рамках ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) продемонстрировала высокий авторитет КНР и на международной арене. На этой встрече была представлена почти половина населения Земли.

  На сегодняшний день положение Китая можно охарактеризовать как довольно устойчивое. Судя по тому, что Китай успешно выполнил свой 10-й пятилетний план (2001—2005), поставленная задача будет решена. Всё это никоим образом не означает, что в Китае лишь одни достижения. Руководство страны не скрывает острых проблем, которые всё еще остаются нерешенными. В стране велика сельская безработица, жизненный уровень значительной части населения остается неудовлетворительным. Бурная индустриализация создала серьезные экологические проблемы, вызвала энергетические трудности. Существует диспропорция в развитии восточных и западных районов. Руководство КНР выдвинуло задачу: к 2020 году поднять ВВП до 36 триллионов юаней (1 юань равен приблизительно 3,5 рубля), то есть более 4 триллионов долларов. На последнем съезде КПК также было принято решение о корректировке экономического курса страны. Теперь главной целью будет выравнивание уровня жизни, мощные госинвестиции в сельское хозяйство, поддержка образования и науки. Ради этого руководство страны готово пожертвовать несколькими процентами экономического роста. 

Томин Леонид

Сайт управляется системой uCoz