Рецензия на книгу Николая Моисеева "Универсум. Информация. Общество".


Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 200 с.

Общее впечатление о данной работе выразим крылатой фразой: «Он сказал простыми словами о сложном». Оговорюсь, что академиком Моисеевым предложено свое собственное и весьма оригинальное видение мироустройства. В книге им предложен классический подход в исследовании проблем миропонимания. А именно, определена твердая методологическая база проводимого исследования, если эту работу в полной мере можно назвать строгой исследовательской. Сам автор пишет что, эта книга носит философичный характер.

Ссылаясь на видного философа М. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев использует именно это слово – философичный. Сам автор пишет, что это произведение носит скорее собирательный образ мыслей автора о науке, развитии мира, человека, общества. Начиная свою книгу с исследования общества потребителей, академик приходит к выводу, что эра такого общества подходит к концу, и современное человечество стоит на пороге новой точки бифуркации. По мысли Моисеева, все развитие человечества проходит через целый набор таких точек.

Описывая свой методологический аппарат, академик Моисеев пишет о так называемом «аскетизме в исследовании», или принципе Оккама – привлечении в область науки минимального набора новых понятий (он придерживается мнения об очень осторожном введении новых понятий). Говоря о том, что на ранних этапах исследования мира было вполне достаточно понятий физики и химии, но впоследствии автором отмечается о том, что дальнейшее исследование устройства мира без ввода такого понятия как «информация» немыслимо. Именно понятие информации разрешает все те неувязки и проблемы в современном понимании мироустройства, с которыми сталкиваются многие, в том числе молодые, ученые.

Автором активно используется понятие «система», описывается понятие «первоопределение системы» – как главенство системы над элементами в нее входящими. При исследовании проблемы самоорганизации общества, Моисеевым проводится изучение планеты с момента зарождения жизни на ней и до развития человечества, цивилизаций и определения вселенского Ра-зума в контексте развития общества.

Именно используя накопленный человечеством запас знаний и опыта, Моисеева определяет Разум как способность спасти человечество от резкого дивергенционного перехода (катастрофы) в трансформации цивилизации. Книга Н.Н. Моисеева может быть рекомендована читателю, который желает разобраться в вопросах мироздания и получить представления о современном миропонимании. При этом автор уделяет значительное внимание своей исследовательской парадигме, разъясняя свой выбор и подкрепляя зна-чительным фактологическим материалом. Словом, книга серьезная и достойна умного читателя.

Олег Забузов, Ассоциация военных политологов (АВП)