Равняться будем не на урны, а на закон. А надеяться, кроме слова Президента, все равно не на кого и не на что.


В «Независимой газете» 17 августа с.г. в статье «Равнение на избирательные урны» обозначена тема включения Минобороны России в избирательную кампанию. Со ссылкой на источник в военном ведомстве описывается потенциальное содержание будущей директивы министра обороны о начале избирательной кампании в войсках. АВП уже реагировало на выборную тему, попробуем еще раз посмотреть на динамику участия военного ведомства в этом электоральном цикле и возможные риски, которые обществу и власти может принести это участие. Для нас очевидно, что директива будет полностью базироваться на действующем российском выборном законодательстве. И не стоит бояться, что данный процесс, как написано в вышеуказанной статье В. Мухина, приведет к излишней политизации армии (при условии, естественно, что в армейских условиях федеральное законодательство будет неукоснительно выполняться).

Полагаем, что к политизации армии в период подготовки к выборам и проведения выборов могут привести совсем другие явления и процессы.

1. Например, если власть в очередной раз не будет выполнять те социальные ожидания, которые реально спланированы для военных или военные сами думают, что власть должна им это сделать. Мы имеем в виду обещанное решение квартирного вопроса, повышение престижности военной службы. И, похоже, только предвыборной риторикой отделаться не удастся (дежавю всем надоело), поскольку решение личных проблем каждый военнослужащий ощущает/или не ощущает на себе.

2. Кстати говоря, маловероятно, что кандидаты в депутаты и в президенты будут давать конкретные обещания (с четкими программами своей будущей деятельности, со сроками их выполнения, ответственными за выполнение институтами и лицами, с указанием механизмов контроля и т.п.). Традиционно ни Б. Ельцин, ни В. Путин никаких конкретных обязательств не давали, как не давали их и депутаты (спрашивается, зачем менять традицию, если получается добиваться своих целей и без «пустых» разговоров?). Но если это так (а мы в этом не сомневается), то не стоит держать военных за «ничего не понимающих младенцев. Не это ли одна из причин потери у военнослужащих интереса к предвыборной борьбе?! Еще раз подчеркнем, что военнослужащие точно «прочитывают» идущие от власти флюиды. А они – эти флюиды сегодня определяют позицию военных следующим образом: «…самим действовать в рамках закона и не вмешиваться в деятельность органов власти и избирательных комиссий разного уровня».

3. Определенные риски и опасности (наверно, об угрозах говорить рано) для стабильности российского социума могут иметь место, если установленное законом право для участников выборного процесса на партийную агитацию и пропагандистскую деятельность в воинских коллективах не будет соблюдаться. Раздражение офицерского состава по поводу возможных симпатий и откровенных преференций той или иной партии вполне реально. В этом случае кое-кто может посчитать, что его права ущемлены.

Вряд ли кто-либо из действующих или бывших российских военнослужащих решится участвовать в деятельности той или иной партии без санкции свыше. Тем более сегодня, когда участвовать в выборах можно только в составе партии. Поэтому характер и содержание реальной политической избирательной практики скорее зависят не от самих военнослужащих или органов военного управления, а от высшего органа, каковым является, как известно, администрация президента России. Прогнозируем, что если эта структура или отдельные ее представители не станут лоббировать в армейских коллективах те или иные корпоративные интересы, то и в целом выборы в Минобороны пройдут без эксцессов и наоборот.

4. В связи с таким прогнозом особенно опасно включение в армейской среде административного ресурса, так как он, конечно, могуч, но в демократическом обществе может вылиться в скандал (скандалы). Хорошо все-таки, что Министр обороны не является представителем какой-либо партии. Такое его состояние внушает надежду, что ни один действующий военачальник не начнет самостоятельные лоббистские действия за спиной главы военного ведомства.

Таким образом, в директиве, как представляется, с максимально возможной степенью детализации ее создатели постараются прописать возможные действия органов военного управления/избирательных комиссий. Нужно также, чтобы в ней были четко обозначены механизмы решения спорных ситуаций. Военнослужащие и начальники разных уровней должны четко знать: куда обращаться в случае возникновения конфликта и должны быть уверены, что закон и госвласть на их стороне.

Сергей Мельков (АВП)