Скандинавский парламентаризм. Сравнительный анализ политических институтов.


Безусловно, начиная исследование необходимо определиться с тем, какой именно вид сравнительного исследования надо выбрать. Изначально задача состояла в том, чтобы сравнить политические институты любых двух стран. Но, начав работу, пришлось изменить задание. Дело в том, что те страны, которые нас заинтересовали, принято считать и называть одним регионом: Скандинавским регионом или Скандинавскими странами. Изучив ряд литературы, мы пришли к выводу, что было бы не верным выбрать какие-то две страны и заняться сравнением политических институтов только этих стран. Этот вывод возник по причине того, что страны Скандинавского региона имеют ряд схожих черт, общую историю. Ведь не зря Швецию, Норвегию, Данию и Исландию выделяют как один регион. Очень часто во многих исследованиях анализируется регион в целом, его особенности, его особое положение на мировой арене. Из этого мы сделали вывод: в данной работе мы будем применять не бинарное исследование, предполагающее сравнительное изучение двух стран, а региональное сравнение.

Региональное сравнение, безусловно, является тоже распространенным видом сравнительных исследований вместе с бинарным, кросс-темпоральным, глобальным и исследованием case-study. Региональное сравнение является сравнением наиболее похожих стран. Из многообразия политических институтов, мы решили остановиться на таком институте как парламент. Безусловно, на это есть определенные причины. Опять же изучая ряд литературы, мы пришли к выводу, что именно институт парламента и парламентаризм в целом отличает этот регион от остального мира. Парламентаризм в странах Скандинавии имеет свою историю, специфику, и является как бы характерной чертой этого региона. В этой работе мы использовали исследование М. А. Могуновой «Скандинавский парламентаризм». Эта работа была использована как основа. Для полноты исследования мы использовали и другие работы: «Основы конституционного права Норвегии» Исаева М. А., «Скандинавские государства: центральные органы власти» Могуновой М. А. и другие.

Многие ученые выделяют страны Скандинавии как высокоразвитые страны. Существуют заявления, что Скандинавия представляет собой одну из частей света, где политическое равновесие, социальный прогресс и экономическое процветание приближаются к совершенству. Так, например, считает и М. А. Могунова. Она отмечает, что немалую роль в специфике правовой системы Скандинавии сыграла длительность пребывания у власти социал-демократических партий, социал-реформистские теории которых были воплощены в правовой системе в особой модели парламентаризма.

В Скандинавских странах в отличие от многих континентальных стран Европы переход к буржуазным государственным и правовым институтам осуществлялся не столько вследствие созревших внутренних предпосылок, сколько под влиянием политических процессов, происходивших на континенте, прежде всего под влиянием Французской буржуазной революции. Политические реформы были проведены в Швеции и Норвегии в начале 19 века, в Дании в середине 19 века королевской властью, а не под давлением народных масс. В силу этого они носили половинчатый, незавершенный характер. По форме правления Скандинавские государства того периода относились к конституционной монархии, а точнее к дуалистической монархии. Ей соответствовал режим, называемый дуализм власти. Это значит, что два органа, представляющие интересы двух классов (буржуазии и дворянства), парламент и монарх – в определенной мере зависимы друг от друга, хотя власть между ними разделена.

В тех странах, где преобразования не были вызваны широким народным движением, а осуществлялись монархом под влиянием внешних факторов, где он имел сильные позиции, дуализм вылился в преобладание королевской власти над парламентом. Например, в Швеции в начале 19 века. Закрепление же в Конституции Норвегии более сильных позиций парламента, по сравнению со Швецией связано с борьбой за независимость Норвегии против шведского владычества. В Дании политические преобразования тоже проводились королевской властью. Но влияние на них Французской революции было больше, чем в Швеции. Поэтому конституция Дании 1849 года установила дуализм власти с перевесом ригсдага над королевской властью. Но уже в 60-е 19 века монархии удалось укрепить свои позиции, поэтому возник баланс. Таким образом, во всех Скандинавских странах в первой половине 19 века был установлен дуалистический режим. И как отмечает М. А. Могунова «вся история Скандинавских стран – это борьба за парламентаризм».

Одним из принципов парламентаризма является представительная демократия. Именно на этом принципе основаны все конституции Скандинавских стран. Волю различных слоев населения выражают политические и профессиональные институты. Второй составной частью народовластия является наличие демократического политического режима. Демократический режим характерен для всех стран Скандинавского региона. Все конституции и текущие нормативные акты закрепляют в этих странах широкий круг прав и свобод граждан. В действующих сейчас нормах избирательного законодательства закреплено всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. В конституции Дании и Швеции введено также равное избирательное право. В Скандинавских странах укрепление парламентаризма, введение демократических принципов избирательного права шли параллельно с демократизацией избирательной системы. Сначала это нашло выражение в замене мажоритарной системы на пропорциональную. В Швеции это произошло в 1909 году, в Норвегии в 1919, а в Дании в 1920 году. Но затем произошло совершенствование пропорциональной системы.

Итак, парламенты всех стран Скандинавии избираются сроком на 4 года. Досрочный роспуск парламента допускается во всех Скандинавских странах, кроме Норвегии. Вообще, в Скандинавских парламентах обычно представлено много партий. Как-то, в Дании (фолькетинг) – 8-10, в Исландии (альтинг)– 5-6, в Норвегии (стортинг) – 6-7, в Швеции (риксдаг) – 5-7. Поэтому в парламентах нет ни одной партии, которая обладала бы абсолютным большинством мест и могла бы сформировать независимое от поддержки других партий правительство. Тем не менее, для Скандинавских стран характерна правительственная стабильность. «Западные ученые определяют парламентаризм как баланс властей – законодательной и исполнительной, стремились доказать, что важным средством обеспечения такого баланса является двухпалатная структура, позволяющая правительству опираться на одну из палат в случае конфликта с другой». Но демократизация в Скандинавских странах привела к ликвидации двухпалатной системы. В Дании в результате реформ 1953 года и в Швеции реформы 1969 были созданы однопалатные парламенты.

В конституции Дании и Швеции после упразднения двухпалатной структуры парламента в качестве некоторого гаранта против нежелательного для оппозиции законопроекта был закреплен «институт прав меньшинства», позволяющий ей тормозить принятие тех или иных законопроектов. Что же касается структуры стортинга и альтинга, то они избираются как единый орган. До 1991 года альтинг после выборов делился на верхнюю и нижнюю палаты. В Норвегии стортинг так же делится и делился на верхний: лагтинг, в который выбираются из 165 депутатов ¼ часть стортинга, а остальные составляют одельстинг – нижнюю часть. Внутренняя организация представительных органов Скандинавских государств имеет много сходных черт, что позволяет осуществить их общий анализ.

Партийные группы (фракции) имеют давние традиции. Например, избранные в парламент депутаты до тех пор не приступают к работе, пока они не оформились в партийные группы. Председателем фракции обычно является председатель партии. Важную роль имеет руководство парламента. В Норвегии выбирается президент и вице-президент всего стортинга, а также одельстинга и лагтинга. Для обсуждения важных вопросов работы парламента образуются расширенные органы при руководстве. В Швеции такой орган называется советом при тальмане. В Норвегии – комитет по планированию работы стортинга.

Если говорить о компетенции парламентов, то она регламентируется полно. Конституции Дании, Норвегии, Исландии в самых различных главах определили тот круг вопросов, которые могут регламентироваться только законами. Во-первых, конституции Скандинавских стран предоставляют парламентам значительную финансовую власть. В конституции включены не только типичные для других стран права, но и ряд других, например, введение иных государственных повинностей, заключение государственных займов. Они принимают законы об окладах государственных служащих, пенсионном обеспечении граждан, условиях и формах социального страхования. Парламенты решают не только вопросы национализации собственности, но и определяют принципы управления и распоряжения этой собственностью. На парламенты возложена функция определения денежной и платежной системы Скандинавских стран. Парламенты Скандинавских стран имеют возможность использовать свои финансовые права, а также через подчиненные им государственные банки и специальных представителей в правлениях акционерных государственных компаний и частных банков воздействовать на оперативную финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе частнопредпринимательскую.

Парламенты имеют широкие права в контроле за финансовой деятельностью исполнительной власти. Во-вторых, парламенты имеют права в организации и деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления. Так, в Швеции на основе закона определена система центральных и местных органов управления и органов местного самоуправления, принципы организации государственной службы и основы административного производства. В ведении всех Скандинавских парламентов находится: установление норм судопроизводства, судебно-прокурорская система, порядок формирования органов суда и прокуратуры, определение правового положения церкви и основ взаимоотношения церкви и государственных органов. В-третьих, в особую группу следует выделить, как считает Могунова М. А., « полномочия парламентов в области внешних отношений и обороны».

Почему же автор выделяет эти полномочия в особую группу? Дело в том, что особенностью конституционных норм во внешней политике является то, что большинство из этих вопросов по-прежнему относится к ведению исполнительной власти. Но конституции предоставляют парламентам весьма эффективные средства контроля за внешнеполитической деятельностью правительств, а также некоторые другие права. Это прежде всего касается ратификации и денонсации международных договоров, а в Дании также согласия на заключение таких договоров, прежде всего затрагивающих права парламента и «имеющих важное значение». В области обороны парламенты также имеют ограниченные права. И определены они по-разному. Так, в Дании король не может применять вооруженную силу без согласия фолькетинга за исключением обороны от агрессии (параграф 19 Конституции). Параграф 25 Конституции Норвегии требует согласия стортинга на увеличение или уменьшение вооруженных сил, а также использование их вне пределов государства.

В Швеции же в условиях традиционного шведского нейтралитета только риксдаг может решать вопросы об использовании сил обороны и объявлении нахождения страны в состоянии войны (параграф 9 глава 10 Форма Правления). Что касается Исландии, то хотя она и является членом НАТО, но не имеет вооруженных сил, вследствие чего ее Конституция вообще не содержит никаких норм в данной области. Ряд прав предоставляется парламентам по отношению к главе государства. Фолькетинг, стортинг и риксдаг устанавливают порядок престолонаследия, управления страной в случае несовершеннолетия короля, его отсутствия или болезни. В Исландии конституционное право альтинга по отношению к президенту республики включает определение порядка его выборов.

Если говорить о законодательной компетенции парламентов Скандинавских стран, то фолькетинг Дании относят, как считает Могунова М. А., к парламентам с относительно ограниченной законодательной компетенцией, а парламенты Швеции, Норвегии, Исландии к парламентам с абсолютно неограниченной законодательной компетенцией. Что касается толкования законов, то нужно отметить, что во всех Скандинавских государствах оно имеет силу, если дается самим законодателем. Из этого правила сделано только одно исключение – в отношении вопроса, касающегося правосудия. Такое толкование законов может осуществляться только Верховным судом. Переходя к вопросу о референдуме можно сказать следующее. В Конституции Дании существует два вида референдума: обязательный и факультативный. Первый проводится в отношении конституционных и судебных законов, а второй является средством воплощения в жизнь института прав меньшинств. В Норвегии в конституции институт референдума не предусмотрен. В Швеции в 1922 были определены условия и основания проведения консультативного референдума по вопросам особого назначения. Почти во всех конституциях исполнительная власть обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов. И во многих других странах это право является действенным институтом.

В Дании, Исландии и Норвегии оно также предусмотрено в конституциях. При этом в Дании монарху принадлежит право абсолютного вето: если он не подпишет законопроект в течение 30 дней, законопроект считается не принятым. В Норвегии и Исландии главе государства принадлежит право отлагательного вето. В Исландии этот институт носит своеобразный характер. Если президент отказывается подписывать принятый альтингом законопроект, последний все равно становится законом и вступает в силу, но выносится на референдум, который согласно параграфу 24 конституции Исландии окончательно должен решить его судьбу. На практике президент еще ни разу не использовал свое право, чтобы не рисковать своим постом. Что же касается Швеции, то новой «Формой Правления» глава государства лишен принадлежавшего ему права вето. Она устанавливает, сто законодательствует один риксдаг. Принятый им закон должен быть пописан премьер-министром и соответствующим министром. Следовательно, В Скандинавских странах право вето перестало использоваться как средство давления со стороны исполнительной власть на парламент.

Итак, из всего сказанного выше можно сделать вывод о схожести многих черт стран Скандинавского региона, касающихся непосредственно парламентаризма и института парламента. Безусловно, что институт парламента играет в этих странах очень важную роль. И возможно именно его своеобразность привела к тому, что на данный момент эти страны являются одним из самых процветающих регионов мира. Для Скандинавских стран характерны сейчас быстрые темпы экономического развития, приведшие к тому, что в настоящее время Дания, Норвегия и Швеция являются высокоразвитыми капиталистическими странами, которые вышли вперед по объему валового национального продукта на душу населения и уровню жизни населения.

Дьякова Виктория политолог