Слияние церквей: назад в будущее.


Понятие «Русская Православная Церковь За границей» (РПЦЗ) появилось в 1920, когда огромное количество представителей русского духовенства, не признав советской власти, оказалось в эмиграции. Они посчитали предательством наказ Патриарха Тихона о сотрудничестве с Советской властью. Споры о том, правильным ли было его решение не утихают по сию пору…. С момента раскола церквей на два лагеря прошло уже немало лет, но противоречия до недавнего времени не позволяли им договориться. Ведь большую часть 20 века обе церкви существовали в разных реальностях. Одна сохранила структуру и институты царского периода, другая же вынуждена была приспосабливаться к советским реалиям, что неизбежно отразилось на ней.

С развалом СССР началось восстановление влияния Православной Церкви. Ей возвращались храмы, возводились новые и люди получили возможность почувствовать себя частью православной веры. Именно с этого времени начались контакты между церквями, но проходили они в условиях взаимного недоверия и непонимания. Ситуация изменилась лишь в 2001 году, когда главой РПЦЗ стал митрополит Лавр, настроенный более умеренно, чем его предшественники. К этому времени и в России изменилась доктрина отношений власти и церкви. Последняя уже приобрела идеологическую функцию, т. к. новая власть делала и продолжает делать серьёзную ставку на духовность и религиозность как инструмент сплочения нации.

В этой связи неслучайно и вполне объяснимо участившиеся после 2000 года случаи появления высших чиновников на всевозможных религиозных мероприятиях. Таким образом, событие, произошедшее в храме Христа Спасителя в присутствии президента Владимира Путина, патриарха Русской Православной Церкви Алексия II и первоиерарха Русской Православной Церкви За границей митрополита Лавра, вполне закономерно. Иерархи провели также и первое совместное торжественное богослужение, символизирующее взаимное признание. Присутствующие на подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства не скупились на комментарии, называя это событие переломным в истории России.

Правда в суете торжеств, многие забыли о другой точке зрения некоторых частей ЗРПЦ и потомков русской эмиграции, которые восприняли объединение, мягко говоря, без энтузиазма. Виной тому оставшаяся «советская скала» - верхушка московской патриархии, вызывающей наиболее сильное недовольство в среде западных коллег, т. к. ассоциируется с сотрудничеством иерархов церкви и власти во времена СССР. А тенденции последнего времени вызывают у них стойкий аромат de-javu, что заставляет думать, что их вновь предали и та частица православия, которую они хранили многие годы опять не нужна в современной России. Но большинство западной православной церкви поддерживает это объединение.

Но не нужно забывать, что это всего лишь начало пути и предстоит ещё сделать немало, чтобы обе церкви смогли назвать себя единой. Ведь после воссоединения, автономия РПЦЗ будет очень широкой и можно говорить пока лишь о подчинении де-юре, но не де-факто. Кроме того, при дальнейшем сближении церквей неминуемо встанет «земной» вопрос о делении церковного имущества и тут будет нелегко договориться. Объединение свершилось – это факт. И хочется надеяться, что усилившая своё международное влияние Православная Церковь, больше внимания будет уделять благотворительной деятельности, формированию терпимости, милосердия и доброты в нашем «безумном, безумном, мире».

Балаян Александр, политолог Центра политического анализа и прогнозирования "Центурион".