Стиль принятия политических решений в Санкт-Петербурге на основании обращений жителей в администрацию города.

Отчет о работе с письменными и устными обращениями граждан в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга представляет собой официальный документ, хранящийся в Управлении по обращениям и жалобам. Он составляется на основании изучения, поступивших прошений за минувший квартал (см. Приложение 3). Документ состоит из двух основных частей – это, во-первых, статистика, тематический анализ письменных, во-вторых, устных обращений граждан. Как правило, обзорные комментарии составляются согласно обозначенным проблемам в следующих сферах общественной жизни: жилищно-коммунальной, социальной, экономической, городского хозяйства.

Кроме того, приложение составляют табличные статистические данные о количествах вопросов в письменных и устных обращениях граждан за определенный период в Управление по обращениям и жалобам, сведения о тематике вопросов в письменных и устных обращениях граждан, поступивших в администрации районов города, а также в иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. В результате анализа указанных отчетов о работе с письменными и устными обращениями граждан в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга мы пришли к следующим основным выводам. Во-первых, с каждым годом наблюдается тенденция роста количества обращений в Правительство Санкт-Петербурга. Дальнейшее развитие системы защиты прав граждан, установление прямого взаимодействия между властью и жителями требуют выработки новых форм обратной связи с населением и проведения широкомасштабных акций по опросу общественного мнения, сбору пожеланий и предложений горожан, которые служат исходным материалом для принятия конкретных решений по реализации стратегических направлений развития города.

Во-вторых, повышению доверия петербуржцев к органам власти и укреплению осознания того, что их мнение будет услышано и учтено, способствует увеличение небезрезультативных контактов с правительством города, в частности, внимательное изучение, анализ обращений и подготовка ответов заявителям*. В-третьих, эффективным способом взаимодействия главы исполнительной власти города с населением является проведение акций, аналогичных “Народному советнику” (01.09.2004-01.10.2004). В результате подобных мероприятий (конкретнее - SMS-голосование) к губернатору города поступают от петербуржцев тысячи идей, содержащие новые подходы к решению острых городских проблем. Практически все предложения должны проходить оценку на предмет возможности их реализации, и наиболее актуальные рекомендованы для использования в практической работе органов исполнительной власти.

В-четвертых, необходимо внедрять интерактивность каналов взаимодействия, которая позволяет петербуржцам косвенно принимать участие в процессе управления городом. Такая система взаимоотношений повышает оперативность реакции на обращения горожан и способствует превращению инициативы в конкретные действия. Рост корреспонденции, поступающей в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, требует, прежде всего, в рамках административной реформы, изменения критериев оценки деятельности должностных лиц. В этой связи Правительством Санкт-Петербурга издано распоряжение “Об организации мониторинга социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга и оценки деятельности администраций районов Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы”, в котором ряд критериев и показателей оценки деятельности главы исполнительной власти, в том числе, напрямую зависит от количества поступивших обоснованных жалоб**.

В 2005 году Правительством Санкт-Петербурга проводилась работа по совершенствованию методов защиты прав граждан и повышения результативности рассмотрения обращений горожан в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Губернатором Санкт-Петербурга, в целях обеспечения права граждан на комфортные условия проживания и получения качественных коммунальных услуг, отдан приказ о создании “Межотраслевого центра по приему и учету устных обращений жителей Санкт-Петербурга по вопросам оказания жилищных и коммунальных услуг, водоотведения, соблюдения (обеспечения) нормативных режимов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения”. За пять месяцев работы более 400 тысяч петербуржцев обратились по телефону в указанный центр с различными просьбами об оказании помощи, а также за информацией о нормативных актах.

С учетом предложений и пожеланий горожан, высказанных, в том числе и в письменных обращениях, городским Правительством совершенствуется нормативное обеспечение государственной системы реализации и защиты прав граждан. Продолжается реализация совместного информационного проекта петербургской дирекции ВГТРК, ТРК “Петербург” и Правительства Санкт-Петербурга “Валентина Матвиенко. Диалог с городом”. В результате подготовки и проведения телепрограмм поступают тысячи обращений граждан. В прямом телеэфире Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко отвечает на наиболее актуальные вопросы, затронутые многими горожанами, информирует петербуржцев о направлениях социальной политики Правительства Санкт-Петербурга. В результате процесса изучения нормативных документов в Управлении по обращениям и жалобам жителей Санкт-Петербурга за период I квартала 1997 года - IV квартал 2005 года нами были сделаны следующие выводы.

Во время пребывания Владимира Анатольевича Яковлева на посту губернатора Санкт-Петербурга жители города в большей степени были заинтересованы решением проблем, касающихся жилищно-коммунального хозяйства (в частности, приватизации жилья, расселением коммунальных квартир и общежитий, устройством и переоборудованием жилищных коммуникаций, доступного жилья). Согласно выявленным статистическим данным вторыми по актуальности стали вопросы, имеющие отношение к социальной сфере. Спектр проблематики достаточно широкий – здравоохранение, образование, финансовые выплаты. Третью и четвертую позиции в рейтинге жалоб и обращений соответственно занимают проблемы городского хозяйства (транспортная, дорожная) и экономического развития города (бизнес, инвестиции).

Процентное распределение актуальных проблем, зафиксированных в отчетах о работе с письменными и устными обращениями граждан в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга в Управлении по обращениям и жалобам, после прихода на пост губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, оказалось соответствующим предыдущим показателям.

При анализе политических практик взаимодействия главы исполнительной власти города с населением, по нашему мнению, важным критерием является стиль принятия политического решения. Под стилем принятия политических решений понимают индивидуальные методы принятия решения, состоящие из нескольких компонентов:

-подход к получению новых сведений и информации;

-характеристики мышления;

-предпочтение определённой величины риска;

- способность к анализу сложившейся политической обстановки;

-информационные процессы;

Подход к получению информации о политических объектах, на основании которой возникают альтернативные варианты принятия политического решения, является очень важной характеристикой лидера, определяющей остальные познавательные процессы. Здесь возможны различные варианты подходов к информации, но, главным образом, выделяются три [Дегтярев 2004].

Подход, характеризующий политическую деятельность А.А.Собчака, можно сформулировать, как склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения. Все противоречивые суждения его взглядам политиком отвергались, что касается коллег-помощников, “то почти ни с кем из них он не мог работать на одной волне, даже если очень старался” [Шелин 2000: 10]. Данный подход отчасти опасен и непродуктивен, способен привести политика к провалу. Он очень распространён и, что самое удивительное, наблюдается, как и в случае с А.А.Собчаком, у политических лидеров, державшихся у власти достаточно многое количество лет. Считаем, что подобная склонность возникает под воздействием стресса, например, в период острых политических кризисов, как защитная реакция. Во время кризиса лидер получает огромное количество самой противоречивой информации, ощущает тяготу принятия решения, связанного с риском, физическую усталость и дискомфорт. Всё это часто приводит к изменению информационного поиска. В период политической практики Собчака в Санкт-Петербурге выпало много социально-политических преобразований. Кроме того, в нормальных, естественных условиях подход к получению информации у первого мэра Санкт-Петербурга отличался, как уже было сказано, чрезмерной субъективностью.

В.И.Матвиенко имеет склонностью получать максимальную информацию обо всех сторонах вопроса, отсутствует боязнь противоречащей ее точке зрения информации. Она является политиком с радикальным методом управления. “Матвиенко как сильный лидер действует по принципу “история меня оправдает”. “Она надеется, и это вызывает уважение, что рядом резких, жестких мер, может изменить жизнь в городе” [Мухин 2004 № 11 : 11]. Яковлев В.А. стремился получать любую, как позитивную, так и негативную информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме. Заметим, важной характеристикой, входящей в стиль принятия решения политическим лидером, является догматизм. Для догматичного политического лидера чрезвычайно важны традиции, правила, принципы при восприятии новой информации и при принятии решения. Догматик - консервативен и уважает установленные идеи. Он не изменяет политический курс, который рассматривает как традиционную часть деятельности его профессиональной среды. Из трех петербургских градоначальников, на наш взгляд, ни один не обладает названной характеристикой. Динамичность политических практик мэра и двух губернаторов тому доказательство. Политическая жизнь города на протяжении последних пятнадцати лет наполнена преобразованиями в экономической, социальной и прочих сферах жизни общества, речь о которых шла в предыдущей главе.

Собчак, Яковлев обладали, и Матвиенко обладает до сих пор быстрой реакцией оценки событий с точки зрения его причин и последствий. У политических лидеров в процессе принятия политического решения скорость мышления была и остается достаточно высокой в ответ на проблемную ситуацию. Аналитическое мышление градоначальников существенно влияет как на формирование долгосрочной политической стратегии, так и на принятие экстренных решений в острых политических ситуациях. Способность выявить все составные элементы ситуации, их взаимосвязь, структуру в целом позволяет лидеру увидеть причинно-следственные связи в политических явлениях. В.И Матвиенко имеет склонность к подробному анализу политической ситуации, для Собчака и Яковлева была характерна тенденция воспринимать её скорее поверхностно. Дело в том, что стиль принятия политических решений строго индивидуален для каждого политического лидера.

Собчак А.А. являлся политическим лидером с гибким стилем принятия решений, но со склонностью к риску. Он анализировал при выборе альтернатив большое число доводов "за" и "против", стремясь решить в пользу той альтернативы, которая с его точки зрения больше приблизит его к цели. При этом риск не служил удерживающим фактором. И более рискованная альтернатива как с точки зрения возможных негативных последствий в случае неудачи, так и с точки зрения невысокой вероятности позитивного исхода, выбиралась первым мэром в результате политического решения. Основополагающим фактором такого поведения являлись амбициозная уверенность политика в правоте своих решений, отсутствие необходимости апеллировать к общественному мнению как информативному источнику обратной связи.

Гибкий и со склонностью к осторожности стиль принятия политических решений был характерен для В.А.Яковлева. Согласно теории, этот стиль является самым предпочтительным для лидера. В политической практике первого губернатора Санкт-Петербурга данный стиль дополняется такими характеристиками как робость и нерешительность. Склонность к осторожности мешала принимать Яковлеву смелые политические решения. В.И. Матвиенко, в свою очередь, политический лидер с жёстким стилем принятия политических решений и со склонностью к риску, она, как правило, не рассматривает аргументы, противоречащие ее предварительной позиции по поводу избираемой альтернативы. Она не отказывается от своей точки зрения и пересматривает свои решения в случае поступления новой существенной информации. Склонность к рискованным решениям оправдывается губернатором перспективой успеха. “Как хозяйка скажет, так и будет” [Здравомыслова 2001 : 14].

Стиль принятия политического решения формируется на первоначальном этапе профессиональной деятельности политика, и, как правило, остается неизменным. Он существенно определяет курс проводимой политики. От Матвиенко петербуржцы ожидают решительных действий, Яковлев всегда был неоднозначен в принятии политических решений. Собчак, в контексте сложившегося политического процесса на тот момент, с любым стилем принятия решений выглядел выигрышно, поскольку горожане нуждались в организующем хаотичную жизнь города политике.

В любом случае, восприятие петербуржцами политической деятельности градоначальников осуществляется через призму удовлетворенности / неудовлетворенности, проводимыми реформами и мероприятиями в городе. В свою очередь, от стиля принятия политического решения зависит степень участия горожан в политической жизни, а также вес общественного мнения.