Политический портрет В.А.Яковлева.

В середине 1990-х годов по своему положению: должности и влиянию, В.Яковлев входил в первую пятерку городских политиков. Взаимоотношения петербуржцев с В.А.Яковлевым в области хозяйственной сферы города начались еще в октябре 1993 г., когда после очередных городских преобразований А.А.Собчак создал в мэрии комитет по управлению городским хозяйством и назначил Яковлева его председателем, а с весны 1994 г. последовало новое повышение – пост первого заместителя мэра. Несмотря на это, он не стремился к центральным позициям: баллотироваться в выборные органы не желал. Жители города знали его по нечастым политическим заявлениям в средствах массовой информации, по углубленной работе, связанной с профессиональными интересами - дорогами, озеленением, планами размещения торговых комплексов [Васильев и др. 2001: 435-436].

Следовательно, выдвижение его кандидатуры на пост губернатора Санкт-Петербурга вызвало большое удивление. Существует несколько мнений относительно того, каким образом возникла у В.А.Яковлева идея выставить свою кандидатуру на пост губернатора. Точки зрения разделяются: одни утверждают, что здесь дело касается чужих подсказок и установок; другие полагают, что это все собственный, составленный за год, план “завхоза северной столицы”, желающего позаботиться об обеспечении себе привилегированного места в ближайшем будущем [Работнова, Вишневский 2000: 304]. Портились отношения с Собчаком, который был крайне не доволен работой своего первого заместителя. Таким образом, 27 марта 1996 г. Яковлев официально заявляет о решении принять участие в выборах на пост губернатора. С этого момента бурно развивается крупный дорогостоящий, однако грамотный предвыборный процесс. Ведущим лозунгом кампании Яковлева, как и всей его профессиональной деятельности на посту губернатора, стала фраза: “Впереди большая работа!”. Скоро Яковлев стал одним из главных авторитетов в хозяйственных кругах Петербурга [Шелин 1997: 28-30].

В первом туре голосования 19 мая 1996 г. Яковлев сумел занять вторую прочную позицию после Собчака. Наконец, в решающей “схватке” 2 июня, с минимальным разрывом, двадцать с небольшим тысяч голосов, В.А.Яковлев добился победы [Выборы глав исполнительной власти в субъектах РФ]. Изначально новый градоначальник объявил о своей основной цели – сделать Петербург крупным международным туристическим центром и высокоразвитым в промышленном и экономическом отношении европейским городом. Губернатор решил дебютировать, делая основную ставку на контраст, заметный при сравнении функционирования администраций: новой и возглавляемой Собчаком.

С первых дней работы Яковлев активно начал заниматься решением проблем городского хозяйства. Яковлеву необходимо было формировать такой политический стиль, который положительно мог быть оценен горожанами.

Как мы уже говорили, Собчак отличался своей экстравагантностью, его стихией были высшие светские круги и дипломатические приемы, он сторонился “черной работы”. Яковлев, базируясь на противоположности со своим предшественником, занялся созданием имиджа “питерский Лужков”. ” Из него сделали своего в доску парня с закатанными рукавами рубашки, без пиджака и с ослабленным узлом галстука” [Собчак 1999: 87]. Яковлев подражал имиджу Ю.Лужкова, близкого по целям и задачам к народу градоначальнику. Московский мэр строил кольцевую дорогу, и Яковлев тоже стремился, в Москве на Красной площади происходят крупные мероприятия, и в Петербурге Дворцовая площадь стала лучшей летней концертной площадкой, параллельно велись реставрации храма Христа Спасителя и Спаса на Крови. Ярые противники Яковлева считали, что образ хозяйственника открыто рисуется с колоритной фигуры московского градоначальника.

Политический процесс характеризовался улучшением экономических показателей по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, постепенно стал налаживаться диалог со средствами массовой информации для формирования положительного образа градоначальника. Практически все лето и начало осени 1996 года Яковлев пытался “совершить” “асфальтово-дорожную” революцию [Травин 1997: 19-20]. Уже через неделю после вступления в должность, губернатор создал штаб по неотложным мерам в дорожном хозяйстве. Первые результаты были успешными. Всего за месяц было восстановлено 250 тыс.кв.м. дорожного покрытия. За последние полгода Собчаком отремонтировано в 2 раза меньше. Однако ситуация парадоксальна. Совокупность обязанностей современного губернатора во время работы на посту первого заместителя мэра представляла собой решения ряда вопросов, связанных с ведением именно городского хозяйства. Таким образом, становятся очевидны причины недоверия Собчака деятельности помощника, некачественно выполнявшего свои полномочия.

Решение проблем требовало крупных капиталовложений. Яковлев решил отстраниться в поисках инвесторов от Санкт-Петербурга. Летом 1996 г. Юрий Лужков осуществил визит в Петербург. Во время встречи был заключен договор о сотрудничестве в экономической, научно-технической и культурной областях. Кроме того, новый губернатор решил ликвидировать мелкую уличную торговлю. Однако идея об учреждении торговых зон взамен ларьков в период управления Яковлева реализована не была. Конфликтно данный вопрос решает до сих пор уже В.И.Матвиенко. Таким образом, с самого начала управления городом Яковлев энергично принялся за работу, придерживаясь политического стиля “идеального хозяйственника”. При всем том, что социальная и культурная сферы жизни общества находились в тяжелом финансовом состоянии. Политический стиль - “губернатор-прораб” не подходил градоначальнику, отстаивающего, по мнению Яковлева, свою “европейскость” города [Горшков, Разорелов 1997: 16].

Тем не менее, петербуржцы первоначально оставались довольны новым деятельным градоначальником, который ежедневно посещал стройки, овощебазы, рынки. Он инициативно ремонтировал городские автомагистрали. Более того, по результатам социологических опросов, число сторонников В.А.Яковлева активно росло вверх, губернатор прочно занимал свои позиции. Идея о жилищно-коммунальной реформе была встречена в обществе с большим одобрением. (Однако в скором будущем она получит негативную оценку горожан, как ответную реакцию на очередное повышение тарифов оплаты жилья). Яковлев выполнил несколько из своих основных обещаний предвыборного периода: начал вести активную реконструкцию Большеохтинского моста; происходили преобразования на площади Труда, отчасти улучшалось состояние городских дорог.

Владимир Яковлев являлся типичным политиком – руководителем, руководителем-хозяйственником. Отношения с горожанами складывались у Яковлева очень разнообразно. Однако чаще губернаторская политика вызывала отрицательные эмоции, либо полное равнодушие, которое объяснялось незаурядностью политического лидера. Отсутствие серьезных конкурентов помогало градоначальнику держаться в центре внимания политического мира Санкт-Петербурга. Яковлев был любителем пустых обещаний, часто брал дела не под силу, тем самым, вызывая недовольство горожан.

Уже в середине 1997 года, по опросам социологов, Яковлев пользуется поддержкой лишь ¼ населения. Демонстрации с “антияковлевскими” лозунгами все чаще появлялись на улицах города. Кроме того, удалось собрать 246 тыс. подписей для проведения совета по поводу доверия губернатору (для организации подобного мероприятия было достаточно и 150 тыс.). Причиной стало распоряжение губернатора, согласно которому размеры оплаты коммунальных услуг выросли в среднем в 2 раза, при этом никаких улучшений в работу местного ЖКХ это не внесло. Протестующих петербуржцев поддержала прежде всего Российская коммунистическая рабочая партия, организовавшая проведение нескольких митингов [Лопушанский 2003: 100-101].

Рейтинг В.А.Яковлева постепенно падал. В Петербурге сформировался блок коммунистов и беспартийных – “антияковлевское” объединение на добровольной основе. Жители Петербурга отчетливо видели неуверенность, нерешительность и некомпетентность градоначальника в вопросе строительства Ледового дворца. В 1997 году в городе началась подготовка к престижному соревнованию общенационального характера – чемпионату мира по хоккею, в связи с чем, возник план строительства нового ультрасовременного дворца спорта под главным руководством турецкой фирмы “Алсим-Аларко”. Сложившаяся в России экономическая обстановка испугала строительную кампанию, которая после выполнения работ на 7 млн. долларов отказалась от дальнейшего сотрудничества с Петербургом. Яковлев оказался в затруднительном положении. Весьма поджимало время, и был необходим срочный поиск новых инвесторов. Дело получило сомнительное продолжение из-за своеобразных финансовых отношений губернатора с “БалтОНЭКСИМ” банком, которому были переданы важнейшие счета.

Многочисленными явились просьбы горожан о реконструкциях жилищного фонда. Кроме того, Петербург – один из немногочисленных российских городов, обладающий столь большим количеством коммунальных квартир, автором плана расселения которых был еще А.А.Собчак. Жилищный вопрос неоднократно рассматривалась на заседании правительства, мнения сводились к тому, что в течение ближайшего времени (примерно двух лет) аварийных квартир в городе не должно остаться вообще. Проблема коммунальных квартир решалась, по мнению Яковлева, посредством всеобщих усилий – финансировании с обеих сторон: города и самого очередника*. Парадоксально: реформы, в близких губернатору-хозяйственнику сферах – строительной и жилищно-коммунальной успеха не имели. Уныло дело обстояло с общежитиями. В городе при Яковлеве их насчитывалось 1324, причем благоустроено, в лучшем случае, 500. Проводимая коммунальная реформа находила отражение в резком повышении тарифов, лишенного разумного основания.

В результате, население города разделилось на две группы. Первую из них составляли люди, изначально не верящие в обещания Яковлева, и столь неопределенная обстановка в городе подтверждала их собственные коренные убеждения. Та же часть населения, которая искренне верила в нового политического лидера и ожидала стабильности после ухода Собчака, начинала разочаровываться. Часто возникали мысли о проведении новых выборов губернатора Санкт-Петербурга, но их организация откладывалась, поскольку организация голосования стала бы затратным, в материальном плане, мероприятием, и городу была на тот момент тягостна. С целью повышения своего авторитета петербургский губернатор заявил о желании создать цикл политических программ о своей деятельности в городе. Это дело было поручено бывшему ведущему популярной программы “600 секунд” Александру Невзорову. Невзоров стал руководителем телепрограммы "Политика: петербургский стиль”, репортажи которой рассказывали о трудовой деятельности Яковлева. Петербуржцы регулярно узнавали о мероприятиях, проводимых на стройках города, свалках, операциях, связанных с решением бытовых проблем. Была сформирована специальная группа постоянного сопровождения.

Яковлев установил свое взаимодействие с горожанами согласно принципу: что не удалось выполнить в прошлом, в будущем легко преодолимо. Изначально для поддержания своего авторитета он начал стимулировать развитие экономической и социальной сфер, с целью повышения уровня жизни и благосостояния города. Был выработан “Стратегический план развития Санкт-Петербурга”, представляющий собой совокупность программ, предполагающих быстрое их выполнение. В.Яковлев настоятельно утверждал, что все наказы и пожелания, полученные им в процессе избирательной компании, будут в администрации учтены. Тем не менее, Яковлев вновь начал работать в своем стиле: брался за решение исключительно хозяйственных проблем. Яковлев отчетливо понимал, что проблемой на выборах 1996 года А.Собчака стало “не малое количество союзников, а большое количество противников” [Работнова, Вишневский 2000: 317]. Необходимо было правильно готовиться к новым выборам, с целью получения положительных результатов.

В Смольном в начале 2000 года началась серьезная перегруппировка и смена кадров. Обещание Яковлева привести в администрацию настоящих профессионалов, так и не было выполнено. Более того, существует точка зрения, согласно которой Яковлев в свою команду приглашал таких людей, на фоне которых в глазах петербуржцев он выглядел существенным профессионалом. В целом, среди жителей Санкт-Петербурга представления о Яковлеве с точки зрения оценки профессионализма в политике можно было выразить как суждения о “господине “Никак”” [Кантор 1998: 11]. Более того, Яковлев оставался по статистике одним из самых ругаемых губернаторов в стране, период его управления называли карикатурным. “Недостаточно хорошо работать, надо об этом правильно рассказать” [Мухин 2004 № 11: 11].

Кроме того, городская избирательная комиссия занялась пересмотром деятельности губернатора. Социологические опросы показывали, что более 60% горожан относятся к губернатору частично равнодушно, частично с негативным оттенком. Это являлось отрицательным прогнозом результатов на предстоящих выборах. Однако губернаторская предвыборная гонка сыграла свою положительную роль. Таким образом, до выборов многие политические аналитики говорили о том, что Яковлеву не дадут возможность управлять городом еще четыре года. Несмотря ни на что, председатель Горизбиркома А.Гарусов в мае 2000 года огласил официальное решение комиссии, согласно которому выборы 14 мая 2000 года признаются официальными, и В.А. Яковлев считается избранным на должность губернатора Санкт-Петербурга до 2004 года.

Победа 2000 года имела свои нюансы, поскольку “по сложности и увлекательности сопровождавших эти выборы политических интриг, накалу страстей и интенсивности освещения в федеральных СМИ петербургские выборы, пожалуй, не имеют аналогов в России за последнее время” [Вишневский 2000: 105]. Нескончаемые дискуссии о дате выборов придавали кампании Яковлева сомнительный оттенок. Губернатор рассчитывал повысить явку на губернаторских выборах за счет совмещения их с президентскими – 26 марта. Оппоненты концентрировали внимание на невыполненных планах Яковлева, но городские жители относились к этому безразлично. Петербуржцы к выборам стали апатичными в политическом отношении. Однако “...в ситуации, когда 3 федеральных канала “топили” губернатора и лишь один питерский его защищал, Яковлев выглядел человеком, ведущим неравный бой...”, сочувствие сыграло положительную для действующего губернатора роль [Вишневский 2000: 122].

В городе острым продолжал оставаться транспортный вопрос. Доход транспортных служб, из-за бесплатного проезда значительной части горожан, значительно сокращался. Такая ситуация приводила к ветшанию парков, к уменьшению количества транспортных единиц, как следствие, к затруднению передвижения по городу. Не хватало финансов для обновления парков, рельсов, путей, депо, остановок. Наболевший вопрос об исправлении участка лини метрополитена между станциями “Лесная” и “Площадь Мужества” так окончательно и не решался. Эти обстоятельства вновь приводили к негативной оценке горожанами работы губернатора. Однако положительные показатели все-таки имелись.

Так, в 2002 году на деньги бюджета Петербурга было приобретено более 300 единиц общественного транспорта. К положительным взглядам относились мнения автомобилистов, которые отмечали некоторое улучшение состояния петербургских дорог, и облегчившее движение в городе открытие крупной транспортной развязки [Вишневский 2000: 105-122]. Второй срок управления В.А. Яковлева отличался значительным увеличением числа строек. Полновесными из них являлись Ладожский вокзал, Академия фигурного катания. Злободневно стоял вопрос о финансировании необходимого строительства КАД. Кроме того, неоднократно возникали конфликты из-за бесследного исчезновения средств, выделенных на этот проект, пропажу которых связывали с самим Яковлевым.

В системе среднего образования В.Яковлевым был предложен проект, суть которого состояла в создании школьных комплексов. Идея эта возникла после изучения результатов исследования школ города. Оказалось, что в большинстве районных учебных заведений количество обучаемых на 20-40% меньше положенного, хотя затраты на содержание идут из расчета 100%-го заполнения. Первый эксперимент был проведен в элитной гимназии №56 Петроградского района, которая объединилась с тремя другими районными школами. Однако подобные учебные ассоциации не укоренились в Санкт-Петербурге по причине высокой стоимости проектов*. Непопулярной мерой В.А.Яковлева стало утверждение того, что увеличение пенсий – дело федеральное, поскольку подобные доплаты из городского бюджета отнимут значительную часть средств, трата которых запланирована на решение важных хозяйственных проблем. Что касается заработных плат, то, по словам губернатора, очередной раз, разошедшихся с делом, было произведено в 2002 г. их постепенное увеличение вдвое (1 января и 1 мая). Однако сами петербуржцы таких позитивных перемен в своей жизни отметить не смогли.

Сложным проведенным мероприятием Яковлевым стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Однако как показала практика, праздник большей частью был организован не для петербуржцев. Это было громогласная операция: отчасти для привлечения инвестиций в город, отчасти – для мирового PR. 350 млн. руб. было выделено на программу реставраций центра, 5 млрд. на строительство КАД и 250 млн. руб. на метрополитен. Инвестиции частных российских кампаний составляют 4,4 млрд. руб., иностранных – 1,17 млрд. К слову сказать, характерное состояние городской жизни при Яковлеве было воспроизведено в одной из программ “Детали” телеканала СТС в марте 2003 года. В рубрике “Без комментариев” был показан сюжет, первым кадром которого стал уличный щит, часто встречавшийся на проспектах города – “ С праздником вас, замечательные люди великого города“, а вслед за тем ряд ярких зарисовок городской жизни: оледенелые тротуары без песка, мрачные подъезды, озябшие на остановках петербуржцы.

В результате, весной 2003 года В.Яковлев громогласно заявил о своем нежелании баллотироваться в предстоящем году. Уставный суд Петербурга подтверждал это решение: Яковлев занимал губернаторское кресло уже второй срок и на основании законов не имел возможности выставлять свою кандидатуру на новые выборы. Однако политические аналитики, пересмотрев Устав Санкт-Петербурга, прокомментировали его следующим образом: принятие документа состоялось в 1998 году, а это означало, что сроки его действий начинаются в 2000 г, который и принимается за первый срок правления.

Некоторые политологи считают, что настоящей причиной призыва В.А.Яковлева в правительство РФ стало желание В.В.Путина отстранить его от политической жизни Петербурга, так как пребывание Яковлева в городе способствовало бы созданию оппозиции Матвиенко. Однако “За последнюю пару лет город откровенно устал от правления Владимира Яковлева”[Шелин 2003: 10]. Сомнительно, что его фигура была способна играть в политической жизни города особенную роль.