Политическое участие населения в жизни города.

Одна из главных проблем, вокруг которой ведутся споры – это степень допуска к городским делам широких демократических слоев общности, так называемой некомпетентной группы. “Вопрос участия населения в управлении – это вопрос меры такого участия, вопрос эффективности механизма и многообразия форм взаимодействия систем власти и населения” [Заборова 2002: 23]. Современные тенденции ведут к осознанию того факта, что человек является элементом общественных перемен, в том числе, формально находится в центре всех реформ своего города. На самом деле население российского города в большинстве своем не заинтересовано в непосредственном контакте с городской властью. Причинами общественной политической апатии являются несколько основных моментов: наличие собственных проблем горожан, отсутствие времени, как следствие полной занятости, равнодушие населения к городской власти и отсутствие веры быть услышанным, наконец, банальная незаинтересованность в политике.

Считаем, что степень активности горожан напрямую связана с политическими мероприятиями, проводимыми как федеральными, так, что еще важнее, городскими властями. Таким образом, по мере нарастания объективных изменений в городской среде прямо пропорционально происходит и рост политической активности. Эффективное взаимодействие городской власти с населением города базируется на процессе совместного выявления ключевых проблем и согласовании методов их решения. Решение городских проблем, в том числе и глобальных стратегических задач, предполагает учет максимального числа интересов. Мнение же специалистов – экспертов при принятии политического решения может и не отражать точку зрения большинства, что способно привести к существенным ошибкам. “Управление большим городом – исключительно сложный и многогранный процесс, включающий в себя огромное количество задач, проблем, операций, требующих внимание не последовательно, а параллельно, одновременно” [Беленький, Нелюбин 2003: 30].

Несмотря на преимущественную нестабильность политических ориентаций горожан, власть в городе считается более приближенной к народу, чем власть федеральная. “Вопрос об эффективности власти в глазах местного электората часто бывает связан не только и даже не столько с событиями общероссийского масштаба...как именно с “местной проблематикой политики”” [Шутов 1995: 20]. Региональные политики – относительно самостоятельные и влиятельные субъекты политического процесса – проводники общенациональной политики в регионах. В теории - “управление городом – это творческий процесс, в котором идет совместный поиск истины” [Заборова 2002: 28]. Точка зрения горожан по поводу предложенного плана развития города получает свое выражение в его одобрении или неодобрении. Мнение принимается к сведению городской властью как источник обратной связи. “За все в городе отвечает мэр”, и “...несет ответственность перед жителями города, всеми вместе и каждым в отдельности” [Оноприев 2000: 11].

Возвращаясь к вопросу о реальной политической пассивности горожан, приходим к выводу, что главной ее причиной является такая политика города, которая не способна убедить население в важности и необходимости общественно-политического участия. Доверие граждан основано на позитивном восприятии личности политика и профессиональной деятельности. В свою очередь, его положение зависит от настроения в обществе, непосредственные решения зависят от гражданских изменений и колебаний. По этой причине удержание такого положения достаточно затруднительно, поскольку существует необходимость в постоянном привлечении к себе позитивного внимания [Щербова 2002: 4-10]. Политические предпочтения горожан ориентированы на такую главу исполнительной власти, действия которой направлены на установление порядка во всех сферах, на улучшение благосостояния жителей города и на общее развитие городской системы. Фигура политика служит символом определенных политических настроений [Зайцева, Пешков 1997: 4-7].

Население города по степени заинтересованности во взаимодействии с городской властью можно разделить на несколько категорий. К самой многочисленной относятся те, кто уверены, что политикой должны заниматься профессионалы, и свое участие сводят к минимуму – время от времени. Лишь незначительная часть российских горожан постоянно включена в решение городских проблем. Наконец, еще более активными являются люди, готовые посещать заседания администраций и различных городских комитетов, их число измеряется единицами. Включение индивида в политическую жизнь определяется напрямую существенными причинами, подвергающими к политическим взаимоотношениям. По Г. Алмонду для каждого человека в политическом взаимодействии характерна предназначенная роль, определяющая его поведение. При этом всякая политическая роль предполагает соответствующие функции и параметры ответственности в рамках политической системы, в частности, города.

В современной политической мысли принято проводить различие между условиями и факторами политического участия. Условиями являются его предпосылки, а факторами - естественные причины действия граждан. К первым имеют отношения материальные, политико- правовые, социальные, культурные и информационные аспекты жизнедеятельности общества и структуры, которые создают наиболее широкую среду для разнообразных проявлений индивидуальной инициативности. [Холмская :http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1999/5/18.htm] Характеристика политического участия имеет корреляцию с такими показателями как пол, возраст, профессиональная занятость, культурно- образовательный уровень человека, его религиозная принадлежность, психологический образ. Кроме того, каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни.

В любом случае, путем создания различных консультативных органов и общественных палат при администрациях и с помощью организации оппозиционных и поддерживающих политику города партий возможно осуществление конкретного процесса взаимодействия главы городской власти с населением города. В любом случае градоначальник сталкивается с проблемой координации, пытаясь обеспечить оптимальный уровень всех связей. А.Лэйн наибольшее значение в практике политического взаимодействия, с научной точки зрения, придает рациональному осмыслению индивидами собственных интересов; Г.Лассуэлл - психологическим состояниям личности как основополагающим моментам политического поведения; А. Доунс – стремлению к успеху и обретению социальной значимости [Личность и политика: http://www.bolshe.ru/unit/20/books/2330/s/4]. Таким образом, политические аналитики на основании своих исследований пришли к выводу, согласно которому более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в политической жизни. Другими словами, чем большим количеством политической информации обладает индивид, тем он компетентнее в политических вопросах, тем сильнее развито чувство восприятия эффективности своего участия, в городской политической жизнедеятельности, в частности.

Американские политологи С. Верба и Н.Ни уточняют, что политическое участие в, первую очередь, такой тип социальной активности, посредством которого граждане осуществляют попытку воздействия на властные структуры таким образом, чтобы они проводили желаемые населением операции. По степени активности индивидов в политическом взаимодействии, политологи С.Верба и Л.Пай выделяют несколько типов политического участия. К ним относятся пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах органов власти или только в решении местных проблем; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики [Там же]. Другую классификацию форм политического участия выделяет американский ученый Милбэрт, подразделяя несколько его конфигураций. Активные формы определяются всеми руководящими политическими должностями в обществе, промежуточные - периодическим участием в политических собраниях, контактами с политическими лидерами, наблюдательные - посредственным участием в митингах и демонстрациях, и, наконец, выделено апатичное отношение граждан к политике [Холмская http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1999/5/18.htm].

Неспособность населения к системной работе с властью определена слабым развитием каналов взаимодействия. Вину за их отсутствие несут обе стороны: власть, как не заинтересованная в таком сотрудничестве, и население, в большинстве своем, равнодушное к вопросам, связанным с управлением города. Существует несколько основных способов включения в процесс проведения городской политики, в том числе, в процесс контакта с главой исполнительной власти. Во-первых, высказывание предпочтений в пользу определенного кандидата на всенародных выборах. Во-вторых, присутствие на встречах с представителями городской администрации. В-третьих, участие в контроле исполнения принятий решений. Вообще городская власть, в целом, является основным средством упорядочения социальных отношений.

Политическое участие, по мнению известного американского политолога Дж. Нагеля представляет собой политический акт, с помощью которого рядовые участники любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты деятельности вышестоящего политического института. В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих субъективных целей. Следовательно, данная форма реализации личных потребностей формируется как раз в процессе взаимодействия индивида с представителями органов власти [Холмская http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1999/5/18.htm]. Осмысление главных причин политического участия как элемента политического взаимодействия играет принципиально важную роль в трактовке его сущности и значимости в политике индивида. С точки зрения Т.Гоббса, факторы политического участия, как правило, определяются принуждением, которое акцентируется на действии внешних по отношению к индивиду воздействий. А.Смит и Г.Спенсер, в свою очередь, полагают, что основным мотивационным фактором является интерес, который, направлен на собственные действия индивида.

Интересы, побуждающие индивидов вступать в политическое взаимодействие, базируются на стремлении обеспечить частное благополучие. Теория рационального выбора сводит свои центральные позиции к тому, что центральным звеном политического участия является индивид, преследующий цель предельно большего исполнения своих требований, реализации максимального количества целей [Голосов 1997: 45-46]. Характеристика политического взаимодействия горожан с главой исполнительной власти зависит от параметров соответствующей политической системы. Таким образом, в одной из них индивид имеет возможность реально реагировать на политические действия власти, на сложившуюся ситуацию, предпринимая определенные ответные акции, а в других подобная инициатива пресекаема и не получает развития. К слову сказать, результативными являются монетарные способы воздействия на население. В частности, регулирование ставок налогов, предоставление лицензий, кредитов и дотаций. От гибкости проводимой политики зависит характер взаимодействия главы исполнительной власти с членами общества, где интересы последних затронуты наиболее остро.

В любом случае социальное партнерство горожан с главой исполнительной власти сосредоточено вокруг спектра проблем. Таким образом, преимущественно, городское политическое взаимодействие базируется на решении общих вопросов. Ведущими мотивами политического поведения граждан становится желание эффективного их решения. При этом деятельность главы городской администрации должна быть нейтральна в обеспечении общих интересов горожан. Такое взаимодействие отражает объективную потребность в разработке модели стабильного и эффективного сотрудничества и ее внедрении. Тем не менее решение проблемы в присутствии представителей городской администрации и народных “выдвиженцев” имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительным является возможность принимать управленческие решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей в городе, на знание об актуальных проблемах. Ясна и степень готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений власти. Включение в городскую власть представителей разных социальных слоев позволяет повысить эффективность всего процесса управления городом, в первую очередь, из-за учета ключевых потребностей горожан. Однако особенность городского политического процесса заключается в том, что городское правительство обладает собственными самостоятельными целями. К отрицательным последствиям относится усложнение процесса принятия решения, значительное удлинение сроков его реализации, не исключено и повышение материальных затрат из-за возрастания числа участников [Заборова 2002: 28-30].

Очевидно, что эффективное управление городом, с одной стороны, зависит от широкого участия в нем горожан, с другой стороны, городская политика требует профессиональных, квалификационных специалистов с опытом работы. В Уставе субъекта Российской Федерации закреплен принцип подотчетности и подконтрольности главы исполнительной власти. Особенное значение для любой политической системы - города, в частности, имеют протестные формы политического участия населения. Социально-политический протест как способ высказывания негативного отношения к власти возникает тогда, когда затронуты наиболее существенные, с точки зрения населения, льготы и права. Политический протест представляет собой разновидность негативного воздействия индивида или социальной группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные операции власти, касающиеся личных интересов. Наиболее распространенными мотивами политического протеста обычно являются полное или частичное отрицание доминирующих в обществе ценностей, психологическая неудовлетворенность сформировавшимися политическими обстоятельствами, кроме того, полное отсутствие взаимопонимания межу гражданами и властью относительно потребностей первых [Нестеров и др. 2004: 135-139].

К деятельности такого характера можно отнести протестное голосование, участие в пикетах, демонстрациях, митингах, жалобные письма, петиции, вступление в личное конфликтное взаимодействие с политиками или должностными лицами, выдвижение агрессивных гражданских инициатив на различных уровнях. Таким образом, всегда существует возможность узнавать сведения о том, как обстоят дела в городе, насколько соответствует истинное положение текущих дел установленной программе власти, какие реакции горожан актуальны, и как следствие, каково отношение граждан к деятельности органов власти. Удовлетворительным управление городом считается исключительно в том случае, когда преобладающее число горожан дает продолжительное время положительную оценку деятельности современного градоначальника. ”Долговременная же удовлетворенность в значительной степени складывается из повседневной позитивной оценки решений конкретных вопросов и проблем, в которых необходимо учитывать множество мнений и позиций” [Бокий, Шапиро 1997: 130].

Отсутствие открытого политического взаимодействия между гражданами и главой исполнительной власти, в определенном смысле, означает существование установленных отношений. Однако, в частности, абсентеизм, неучастие в выборах, как форма пассивного отношения индивида к современным политическим процессам, получает у политических аналитиков неоднозначную оценку. Политолог Р. Хиггинс называет пассивность граждан «основным врагом» человечества, исключая ее из политического участия. Другие исследователи, такие как С. Верба, Л. Пай, наоборот, расценивают политическую пассивность как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике [Холмская: http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1999/5/18.htm].

Вообще, ведущими мотивами политического поведения граждан становятся желание эффективного решения целого ряда проблем, политико-идеологические ориентиры, а также цель соответствовать региональным политическим традициям.