Политический имидж как фактор политической коммуникации.

Имидж политика представляет собой совокупность индивидуальных качеств политического деятеля, обеспечивающих его восприятие в социальной и политической среде. В практике городской управленческой деятельности выделяют несколько критериев, по которым происходит анализ политического стиля, имиджа градоначальника, “образца политического действия” [Зарубин 2000: 74]. Политический стиль задает тон и модель лидерства, характер взаимодействия лидера с теми, кем он руководит. Наиболее яркой является оценка политика с точки зрения его физиологических особенностей. По мнению психологов, внешнее восприятие человека закладывает основу целого представления об индивиде. В то время как психолого-эмоциональные качества находят отражение непосредственно на практике. Получается, манипуляция сознанием, способность представить сущность результата так, чтобы это было привлекательным, использование доверия, залога эффективной деятельности, определяют вторую составляющую политического имиджа [Смальков 2001: 65-66].

Кроме того, успех лидера во многом зависит от его способностей и умений преодолевать проблемы и принимать правильные решения. Наконец, наличие личностно-деловых качеств способствуют развитию у лидера навыков в выполнении своих полномочий. Принимаем к сведению, что “...перечень потенциально важных лидерских качеств может стать практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создавать единственно верный образ лидера...” [Смальков 2001: 65]. К тому же, “...анализ восприятия образов политиков на рациональном и бессознательном уровне – одно из важнейших направлений политической психологии, имеющее серьезное прикладное знание” [ Шестопал, Новикова 1996: 168]. В начале 30-х гг. 20 века американский социолог Э.Богардус представил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, – уверенность, ум, вера в добро, энергия, ораторское мастерство, профессионализм, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер, идейная насыщенность и прочее. Таким образом, получила широкую известность, основанная на бихевиористском подходе, концепция “черт лидерств” [Концепции // http://www.in-top.ru/lider/consepsii/].

В свою очередь, Ж.Блондель (Behavioral Concept) фокусирует внимание на политических действиях и средствах выражения активности. Кроме того, вопросы об основных личностных качествах лидера, играющие значительную роль в политическом управлении, представлены в рамках “персоналистской концепции” лидерства (Personality Concept), где также внимание исследователей сосредоточено на изучении психологических и личных особенностях лидера – политика [Лукин, Мусеенко :112-113]. По мнению Е.Б.Шестопал и М.В.Новиковой, люди, вне зависимости от уровня политической компетентности, способны на бессознательном уровне проводить оценку образа политика. Оценка личности политического деятеля происходит по трем основным критериям: привлекательность – непривлекательность, сила – слабость, пассивность – активность. Шкалы “включают” в себя различные аспекты имиджа политического деятеля. К ним могут быть отнесены внешние и психологические особенности, доминирующие тенденции профессиональной деятельности, разнообразные ассоциации. Процесс создания политического портрета, в том числе, главы города является по своей сути многоступенчатым [Шестопал, Новикова 1996: 168-170].

Заметим, что формирование представление о политике происходит не только сознательно, но и на уровне подсознательного, стереотипного восприятия. К слову сказать, вопрос о специфике управленческой деятельности имеет очень большое значение. Политик, занимающий пост главы исполнительной власти формально является политическим лидером, фактически - по степени завоевания авторитета в обществе, существует четкое разделение на управленца – лидера и управленца – руководителя. Критериями различия являются характеристика межличностных отношений, стабильность положения, степень доверия, общественное настроение в целом, способ выдвижения. Руководитель принимает участие в официальных отношениях, свой пост занимает строго по назначению либо в результате законных выборов, что определяет стабильность его положения. Процесс принятия решения является посредственным, отвечающим прямым интересам группы. Лидер, рассматривая одно из направлений теории М.Вебера, обладает в некоторой степени харизмой, имеем ввиду, что это уже не просто формальное занятие должности (также выборной или по назначению).

Политик с сильными принципами стремится убедить других в своей компетентности, руководители с переменчивыми мнениями обычно непостоянны, зависимы от ситуации, профессиональная деятельность более изменчива [Щербова 2002: 2]. Мнение о существовании двух моделей поведения политического лидера, основанных на завоеванном авторитете, подтверждает и известный американский политолог Р.Такер. Он обращает внимание на то, что лидеры являются либо “реальными лидерами”, либо должностными лицами или менеджерами, то есть руководителями-управленцами. Он полагает, что только истинные лидеры выполняют функции стратегического планирования, эффективного управления, политического прогнозирования. Настоящее лидерство – это всегда нечто большее, чем формальные анализ и принятие политических решений, поскольку самая главная из его функций заключается в прямом влиянии и воздействии на умы и потенциал людей [Зайцева, Пешков 1997: 4]. Однако точно так же, как нет единого понятия политического лидерства, так же невозможно точно определить и образ идеального градоначальника. Тем не менее, заметим, что аргументами в его пользу выступают демократические ориентации, решительность и сила, реализм, способность добиваться определенных результатов.

Однако идеальный образ градоначальника формируется посредством основных ожиданий населения. В таком случае, психологические, моральные и деятельные особенности лидера должны соответствовать установленной в обществе системе ценностей. Однако подлинные мотивы выбора в большинстве своем наполнены иррациональным содержанием. Значительную роль в электоральном поведении играют эмоциональные компоненты. Они определяют степень привлекательности кандидата на основании восприятия физических и психологических параметров. Это мнение подтверждает Е.В.Попова, утверждающая, что “...среди современных российских политиков и журналистов широкое распространение получила точка зрения, согласно которой на выборах, особенно региональных, россияне голосуют не за идею, а за личность” [Попова Е.В. 2001: 47]. Таким образом, получается, что гораздо большее значение у фигуры политика, а не его идеологической ориентации, “...решающую роль обычно играет то, кто говорит, и лишь изредка – что говорят” [Попова Е.В. 2001: 56]. С другой стороны, по мнению В.Г.Зарубина, в деятельности кандидатов все требует полного анализа стиля. В свою очередь, политический стиль находит выражение в способности “репрезентировать себя”, конкретнее – в программе и действии.

Более того, в современном мире до сих пор достаточно трудно разрушить стереотип, согласно которому политика является мужской работой. Антиженские настроения базируются в основном на представлениях о том, что мужчины от природы сильнее в разностороннем понимании этого понятия. Следовательно, женщина, участвующая в выборах вынуждена постоянно преодолевать недоверие и скептицизм электората [Здравомыслова 2001: 12-23].По мнению Г.Старовойтовой, “для того чтобы конкурировать с мужчиной, женщина должна быть в 10 раз умнее, в 10 раз жестче и в 10 раз циничнее” [Горшкова 2001: 25]. С другой стороны, преимущества женщин заключается в наличии альтруизма, коммуникабельности, внешней привлекательности, которые позволяют добиваться успеха у избирателей. Однако мы полагаем, что политика не должна разделять своих представителей по половому признаку. Наиболее приоритетными при анализе личности политика являются деловые качества, идеи, технологии достижения целей, в то время как половая принадлежность обладает минимальной значимостью. Невозможно нормальное функционирование государства и общества без взаимодействия политиков регионального и общефедеральных уровней. В то же время, политический статус лидера региональных политических элит в некоторой степени зависит от роста “этнического” самосознания.

Согласно Ральфу Стогдиллу, осуществившему попытку обобщить и сгруппировать все ранее выделенные лидерские характеристики, пять основных качеств формируют лидера в политике: “ ум и интеллектуальные способности, господство или преобладание над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела” [Смальков 2001: 63]. К слову сказать, политологи В.Коттер и П.Лоуренс обозначили, в зависимости от факторов стиля, пять типов мэров городов США: “попечитель”, “любитель церемонии”, “реализатор программ”, “исполнитель”, “индивидуалист” [Грачев: http://grachev62.narod.ru/Ac_pr/G6_2.html]. Основным источником информации, с помощью которой происходит формирование представления о политическом имидже политика, являются средства массовой информации, где лидерами являются телевидение и радио. Большое значение имеют также газеты, журналы, Интернет, получение информации через межличностные контакты, тезисный автобиографический отчет о проделанной работе. Уступает в этом вопросе наиболее эффективный и важнейший канал получения данных – живое общение – непосредственный контакт главы городской власти с населением.

Для того чтобы дать оценку взаимодействию политического лидера с управляемыми, необходимо четко выяснить принципы, представляющие его интерпретацию политической среды, а также формулировку программы действий. Нужно также располагать сведениями, насколько решительно данный политик придерживается своих воззрений, и степень их важности. В теоретических исследованиях политического лидерства сформулированы несколько моделей взаимодействия лидера и массы, зависящих от политического имиджа.

Зарубежный исследователь Ж.-М.Коттрэ предложил три модели политической коммуникации - модели взаимодействия управляющего и управляемых:

1. Модель идентичности, согласно которой управляющий является идентичным по отношению к управляемым.

2. Модель включения. Подобные отношения представляют собой взаимопроникновение и взаимовлияние управляющего и управляемых.

3. Модель отдаления. Класс управляющих строго позиционируют себя от класса управляемых.

Содержание первой из них, “Один из нас”, предполагает идентичность образа жизни лидера с образом жизни любого члена социальной организации. Лидером и членами общества одинаково воспринимаются негативные и позитивные изменения. Модель “включенности” предполагает взаимодействие политического лидера с подвластными на равных. Наконец, теория “Лучший из нас” базируется на представлении о политическом лидере как о профессионале и примерном гражданине. В связи с этим поведение лидера становится отчасти предметом подражания. Абсолютная идеализация политика описана в теории “Воплощение добродетелей”. Лидер обладает высшими нормами морали, разделяет все социальные ценности, полон решимости отстаивать каждое положение, принятое в обществе. Наконец, ожидание людей стабильности от политического управления нашло основу в теории, согласно которой на лидера, вне зависимости от меняющейся обстановки, возложены большие надежды. Сохраняется вера в правильный курс политического развития [Смальков 2001: 66-68]. “Легитимность вырастает из совместимости общих целей и практики власти с частными ценностями и особенностями индивидов, это позволяет ей вписаться в действующую систему отношений и приоритетов в обществе” [Демидов 1996: 127].

С точки зрения В.Н.Лукина и Т.В.Мусиенко, взаимосвязь политика с гражданами зависит в большей степени от характеристики первого. В доказательство авторы приводят типологию, согласно которой активно-негативный политический тип лидера определяется большой занятостью в профессиональной сфере. Однако ориентация на реализацию в политике собственных интересов и использование политических манипуляций для получения личных выгод приводят к накаленности отношений в обществе. Диаметрально противоположным является активно-позитивный тип. Его представители стремятся к реализации, поставленных политических задач, получают истинное удовлетворение от своей работы, политическую власть используют в благородных целях служения общественным интересам. Свободно принимают участие в межличностных политических контактах. Наконец, пассивно-позитивный тип предполагает правильную разработку политического курса лидером, однако политическая инициатива в реализации принятых решений и осуществление политического курса перекладывается им на других лиц [В.Н.Лукин и Т.В.Мусиенко 2000: 112 – 123].