Заключение.

Проблема политического лидерства, в частности лидерства в крупном городе, является одной из ключевых проблем современной политологии, поскольку от эффективного управления мегаполисом зависит его успешное развитие и наличие положительных перспектив. Тема исследуется различными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией. Политический лидер Санкт-Петербурга отличается от прочих градоначальников тем, что является одновременно руководителем субъекта Российской Федерации. С этой точки зрения, институт исполнительной власти Петербурга подвергается реформам Президента РФ, касающихся изменений принципов формирования исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В процессе выполнения исследовательской работы описаны изменения принципов получения должности главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В постсоветской России наблюдалось четыре трансформации способов получения поста главы субъекта Федерации: происходило чередование народных выборов с методом назначения региональных политиков Президентом РФ. Официальное наименования должности петербургского политического лидера с 1991 по 2006 год претерпевало изменение. В 1995 году Законодательным собранием города было принято решение о переименовании поста главы исполнительной власти – “мэра Санкт-Петербурга” на “губернатора Санкт-Петербурга”.

Практика политического взаимодействия в Санкт-Петербурге определяется взаимоотношением двух акторов данного процесса – градоправителя и горожан. От характеристики политического участия каждого из них зависит результат как целостного развития городской системы, так и отдельных составляющих ее частей. С одной стороны, политический лидер самостоятельно формирует политический процесс в городе. Нами выявлены профессиональные обязанности градоначальника по отношению к населению города. Во-первых, по определению, лидер, в нашем случае градоначальник, занимается поиском оптимального курса реализации профессиональных задач, заключающихся в повышении, во всех смыслах данного понятия, благополучия своих подчиненных, в осуществлении эффективной политики.

Во-вторых, губернатор (мэр) обладает реальными рычагами управления, следовательно, сильным влиянием на общество. Политический лидер способен двумя основными методами добиваться подчинения: завоеванием авторитета, либо достижением смирения перед собственной персоной. Каждый политический лидер обладает целым рядом присущих ему характеристик. Однако, лидерство, в полном смысле этого слова, полноценным бывает не всегда. В некоторых случаях человек, занимающий управленческую должность, в частности городского начальника, реально является менеджером-руководителем. Он выполняет свою работу формально, взаимоотношения с горожанами затруднены из-за целого ряда недопониманий, политик не пользуется авторитетом среди граждан.

Представление о политическом лидере как участнике политических практик формируется посредством изучения основных моментов: первой политической должности лидера, взаимоотношений с государственной властью, политических взглядов, стиля политических решений, общественного мнения. Политическое участие горожан является важным аспектом в течение взаимоотношений с градоначальником. Нами выявлена роль городских жителей в текущем политическом процессе, способы влияния на его трансформацию. Кроме того, значительную роль в формировании взаимодействия главы исполнительной власти с горожанами играет политический имидж градоначальника. Политический стиль моделирует отношения, определяет и задает параметры проводимой политики. Его наличие обеспечивает стабильность и частичную предсказуемость действий политического лидера.

Имидж политического лидера является следствием сознательного и целенаправленного создания образа политика. Избиратели воспринимают образ политического лидера не столько на рациональном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Другими словами, наиболее существенную оценку получает не программа политика или его идеи, а его внешний облик, манеры, личностные особенности. Для трех градоначальников Санкт-Петербурга характерны различные политические имиджи. В дипломной работе выявлены особенности имиджевых характеристик и стиля принятия политических решений А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко, определены воздействия профессионального опыта главы исполнительной власти на имидж и коммуникативные практики.

Каждый петербургский градоначальник (постсоветской России) отличается от другого совокупностью личных имиджевых особенностей, что придает политикам яркую индивидуальность. Кроме того, на основании общественного мнения сформирован образ “идеального” градоначальника Санкт-Петербурга. Определены воздействия профессионально-правленческого опыта главы исполнительной власти на имидж и коммуникативные практики. Установлено, что тип осуществления политической деятельности формирует имидж политика и, как следствие, вырабатываются особенности политической коммуникации.

Проведен анализ формальных и неформальных способов политического взаимодействия элитных групп Санкт-Петербурга с населением в период с 1991 по 2006 год. Выявлены каналы коммуникации данного уровня. Описано сравнение политических практик коммуникации градоначальников Санкт-Петербурга (А.А.Собчака, В.А.Яковлева, В.И.Матвиенко). Определены основные моменты городской политики мэра и двух губернаторов, выявлены успешные и неудачные моменты профессиональной деятельности, осуществлена идентификация: политический лидер / руководитель, сформулированы идеологии и политические ориентации, осуществлена попытка дать объяснение победы и проигрыша кандидата на выборах, проанализированы стили принятия политических решений.

Благодаря пилотажному опросу общественного мнения, экспертному мнению начальника управления по обращениям и жалобам Администрации губернатора Санкт-Петербурга, полученного в результате проведенного интервью, а также анализу материалов личных обращений в исполнительные органы власти в Правительстве города раскрыто отношение петербуржцев к градоначальникам, выявлены взгляды населения на проводимую политику. Профессионализм градоначальника заключается в быстром реагировании на требования населения, умении предотвращать конфликты и кризисы, сохранять доверие народа и проводить эффективную политику. Успех профессионального политика, в частности, главы исполнительной власти субъекта России, во взаимодействии с населением зависит от умения объективно анализировать существующую политическую обстановку, от стремления добиваться поддержки.

В любом случае, взаимодействие главы исполнительной власти и масс должно быть легальным и легитимным. В качестве критерия эффективности политических взаимоотношений рассматриваются полнота осуществления функций, стиль принятия решений, цели, к которым лидер стремится, умение приспосабливаться к особенностям политического процесса.

Петрушина Юлия политолог