Экстремистские разновидности национализма как политическая идеология в современной России.


В данной статье автор рассмотрит различия, возникающие между экстремистскими разновидностями национализма как политической идеологии в современной России. Под экстремизмом исследователи обычно понимают склонность политических акторов к крайним убеждениям и мерам. Если рассматривать современные тенденции в определении политического экстремизма, необходимо упомянуть характеристику, данную этому явлению Парламентской Ассамблеей Совета Европы в резолюции № 1344 от 29 сентября 2003 года. Резолюция определяет экстремизм как разновидность политической деятельности, отвергающую основополагающие концепции парламентской демократии [Resolution 1344 (2003)]. Можно различать «правый» (консервативный, националистический) и «левый» (революционный, социалистический) экстремизм. Хотя такая дихотомия, по мнению автора, существенно устарела, и не отражает всей сложности современного экстремистского движения, для удобства исследования националистический экстремизм будет в некоторых местах обозначаться как «правый».

На территории Российской Федерации действует Федеральный Закон №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ]; [Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ]; [Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 54-ФЗ], в значительном количестве статей которого упоминаются проявления правого, националистического экстремизма. Например, в законе указаны такие разновидности экстремистской деятельности, как возбуждение национальной розни, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков по мотивам национальной ненависти, пропаганда исключительности по национальной принадлежности, нарушение прав, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с национальной принадлежностью.

Особое внимание в законе уделяется также проявлениям взглядов, которые можно обозначить как исторические формы правого экстремизма. Они включают в себя «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» [Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ]. Также среди экстремистских материалов особо выделены «труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии» [Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ].

Проанализировав данный закон, можно сделать вывод о том, что правый экстремизм в современной России рассматривается как одна из самых существенных угроз национальной безопасности страны. Однако как правый экстремизм соотносится с национализмом? Для ответа на данный вопрос необходимо определить значение понятия «национализм» в современной России.

Национализм – это политическая идеология, система взглядов, обосновывающая опредёленного типа политическую практику, и использующая в качестве символа понятие «нация». Вместе с тем, национализм имеет ещё одно измерение – психологическое, он является совокупностью не только теоретических, но и эмоциональных представлений. Единому, международному определению понятия «национализм» мешает множество факторов. Как пример можно привести различие в эмоциональной нагрузке термина, в англо-американской научной литературе понятие «национализм» носит в основном нейтральный, а во французской и немецкой - пейоративный характер [Малахов: 14].

Часто, как в российской публицистике, так и в научных трудах, с понятием «национализм» отождествляются такие негативно окрашенные в эмоциональном измерении термины, как «ксенофобия», «фашизм», «нацизм». Корни этого явления лежат в советской идеологии, оценивавшей национализм как отрицательное явление, противопоставляемое положительному «советскому патриотизму» [Сталин]. В связи с данной дихотомией можно вспомнить о другом противопоставлении, характерном для советской идеологии, терминологически выраженном в понятиях «интернационализм» и «космополитизм» [Фатеев: 211]. Подобное разграничение национализма и патриотизма популярно сейчас в России, для иллюстрации данного противопоставления можно вспомнить широко распространённую цитату из В. Быкова о том, что «патриот любит своё, а националист ненавидит чужое», отражающую обыденное российское представление о соотношении национализма и патриотизма.

Среди современных теорий национализма можно выделить примордиализм, этносимволизм, функционализм, социальный конструктивизм. Принято различать гражданский и этнический, умеренный и крайний виды национализма. Среди экстремистских, крайних течений современного российского национализма преобладают его этнические разновидности, основанные на концепциях примордиализма, то есть самого консервативного понятия о нации как об общности людей, изначально связанных общностью происхождения и традиций [Тишков: 48]. В противовес таким формам национализма, не прекращаются попытки создания платформы для российского гражданского национализма, примеры подобных начинаний – внедрение терминов «российский», «россиянин» как обозначения идентичности для всех граждан Российской Федерации независимо от национальности. Также примером может служить ликвидация обязательного для СССР обозначения национальной принадлежности в паспорте.

В случае внедрения термина «российский» можно отметить попытку замены определения «советский», характерного для обозначения принадлежности к СССР и обозначавшего советскую идентичность. Термин «россияне» активно употреблялся в последние годы прошлого столетия, например, в 1990 году во время избирательной кампании блока «Демократическая Россия», выступавшего с лозунгами суверенитета России, а также президентом Борисом Ельциным в телевизионных обращениях к народу, ныне в подобных ситуациях используется определение «соотечественники».

Как идеологические основания для крайних форм национализма в современной России можно рассматривать не только примордиализм, утверждающий изначальность и неизменность определённого набора особенностей у любой нации, но и расизм, стремящийся подвести под эти убеждения биологическую базу. Наиболее знаменитые теоретики расизма – Ж. Гобино, Х. Чемберлен, Г. Гюнтер пользуются определённой популярностью у активистов российских крайних националистических движений. В политической идеологии и практике экстремистских течений российского национализма можно выделить два направления, связанных с различными исторически обусловленными формами правого экстремизма, которые можно обозначить как «англосаксонское» и «нацистское».

Нацистское направление связано с идеологией и политической практикой Третьего Рейха, государства, имевшего чётко выраженную расистскую доктрину, направленную на утверждение превосходства белой, «нордической» расы. Англосаксонское направление неразрывно связано с Британской империей и её колониальной политикой, отразившейся затем в политической практике таких государств как США и ЮАР. Американская практика расовой сегрегации и африканская практика апартеида были отвергнуты только во второй половине двадцатого века, однако до сих пор для правых экстремистов, в том числе и российских, важным элементом идеологии являются политические мифологии, связанные не только с Третьим Рейхом, но и с КША (рабовладельческим Югом в гражданской войне в США) или родезийскими скаутами. Расизм являлся следствием активной колониальной политики и неизменным атрибутом многих английских колоний, ставших впоследствии независимыми. Идея расы как биологического типа человеческих существ, признаки которого определяют место расы в иерархии, появилась в европейской науке в конце XVIII века [Майлз; Браун: 53].

Таким образом, современный российский правый экстремизм отличается высокой степенью интеграции с зарубежными экстремистскими идеологиями. Этому способствует ликвидация информационных фильтров, существовавших в советский период, и развитие современных технологий. Примером такой интеграции может быть издательство в России книг зарубежных националистов, к которым можно отнести «новых правых» [ Фай: 238].

Говоря об экстремистских разновидностях национализма как политической идеологии в современной России, нельзя не упомянуть такое характерный феномен, как «фольк-хистори» [Володихин]. Суть данного явления заключается в том, что после крушения советского идеологического контроля стали появляться попытки ревизии истории. В отдельных случаях совершаемые с целью утверждения националистического мифа, содержание которого пропагандирует национальную исключительность, при этом как бы восстанавливая историческую справедливость. Как и остальные авторы произведений в данном жанре, представители националистического направления «фольк-хистори» в большинстве случаев не являются профессиональными историками.

Например, П. Хомяков, идеолог националистической организации «Северное братство» [Северное Братство], является автором программного произведения «Россия против Руси» [Велесова Слобода – Пётр Хомяков], где утверждается, что современное российское государство ничем принципиально не отличается от Золотой Орды, установившей над страной иго и повернувшей развитие России по азиатскому пути. Из этих постулатов П. Хомяков выводит постоянную дискриминацию русского народа, по его утверждениям присущую всем формам государственности после освобождения от ига – Московской Руси, Российской империи, СССР, и, наконец, Российской Федерации. Автора отличает неприятие православного христианства и «имперской» сущности российского государства, как основных препятствий на пути России к европейской цивилизации и демократическим ценностям, вместе с тем П. Хомяков акцентирует внимание на проблеме межрасовых отношений, видя в союзе с «белой расой», населяющей Европу, единственный путь для успешной модернизации России. Идеологические разработки П. Хомякова во многом схожи с взглядами А. Широпаева, входящего в Организационный комитет национал-демократов (ОКНД) [Национал-Демократия в России], и написавшего книгу «Тюрьма народа» [Велесова Слобода – Алексей Широпаев].

Данные авторы группируются вокруг информационного портала «Велесова слобода»[Велесова Слобода – русский интеллектуально-познавательный ресурс]. Для материалов сайта характерно повышенное внимание к проблемам «расологии», выражающееся в описании изначальных различий между расами и этносами (например, книга В.Авдеева «Расология» [Авдеев]). Также широко представлено неоязычество, выступающее как оптимальная конфессия, обеспечивающая реализацию интересов русской нации (например, статья В. Истархова [Истархов], автора книги «Удар русских богов», включённой в Федеральный список экстремистских материалов [Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 25 ноября 2008 года]).

Однако более традиционным для российского праворадикального движения является идеология, базирующаяся на задаче построения сильного государства, своеобразно понимаемом православном фундаментализме, концепции полновластного лидера, обладающего харизмой («фюрер-принципе»). Если современные движения, склонные к проявлениям экстремизма, чаще обладают сетевым устройством или стремятся к нему, декларируют свою приверженность демократическим свободам и прогрессу, то движения, зародившиеся в прошлом веке, ближе стоят к традиционному консерватизму. Для идеологии таких движений, кроме склонности к «фольк-хистори» характерно использование «теории заговора», во многом они выступают преемниками дореволюционных организаций, разделявших идеи крайнего национализма. Идеологию данных организаций можно обозначить как «ультраконсервативный национализм», в отличие от идеологии, обозначаемой в данном исследовании как «радикальная национал-демократия» и характерной для таких деятелей крайнего национализма, как П. Хомяков или А. Широпаев.

Примером такой организации «ультраконсервативных националистов» может служить «Союз русского народа» [Союз Русского Народа], возрождённый в 2005 году. Одним из главных идеологов данной организации является К. Душенов, издающий газету «Русь Православная» [«Русь Православная»]. Для исследуемого идеологического направления характерна ориентация на «антииудаизм», самодержавный монархизм, православный фундаментализм, причём поддерживаются противники объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ (которая признаётся наследницей традиций дореволюционной церкви), а РПЦ МП критикуется за сотрудничество с большевиками и современным российским государством. В отличие от акцента на проблемах «чистоты расы», врождённых различиях между разными этносами, характерных для радикальной национал-демократии, упор в ультраконсервативном национализме делается на коренные культурные различия между этносами.

Среди организаций, имеющих длительную историю на постсоветском пространстве, и придерживающихся описанного выше «ультраконсервативного национализма», можно выделить Национально-Патриотический Фронт «Память» [НПФ «Память»], основанный в 1985 году и возглавленный Д.Васильевым. Множество выдвинувшихся в девяностые годы прошлого века политических деятелей, связанных с российским национализмом, состояло в данной организации. В их числе А. Баркашов, ставший лидером Русского Национального Единства [ООПД РНЕ] – наиболее известной российской националистической организации. Несмотря на раскол, в результате которого часть движения дистанцировалась от А. Баркашова [ВОПД РНЕ]; [Истинное РНЕ], все возникшие организации продолжают придерживаться основных принципов ультраконсервативного национализма, однако противники А.Баркашова выступают теперь и противниками «фюрер-принципа».

Исследуя организации, идеология которых склонна включать элементы правого экстремизма, можно определить несколько измерений, способствующих классификации идеологий данных движений. Во-первых, это «структурное измерение», подразумевающее оценку идеологии организации по признакам отношения к государству как инструменту политического воздействия и наличия ярко выраженного, харизматического лидера, признающегося всеми членами движения как вождь, которому необходимо подчиняться. Во-вторых, это «конфессиональное измерение», включающее в себя определение отношения членов организации к религии. В-третьих, это «этническое измерение», определяющее приверженность тех или иных разновидностей националистической идеологии к глубине и сущности различий между народами. Таким образом, для радикальных национал-демократов характерны отрицательное отношение к тотальному государству и «фюрер-принципу», неоязычество либо свобода вероисповедания, при «расовом» подходе к межэтническим различиям, утверждающем равенство народов лишь в рамках одной расы. Напротив, для ультраконсервативных националистов свойственно признание сильного государства и лидера-вождя (либо монарха-самодержца), опора на православное христианство в его радикальных формах, и уверенность в существенной разнице между культурами разных народов, приводящей к межэтнической напряжённости.

Используя три приведённые измерения, можно проводить классификацию идеологии российских националистических движений, при этом выявляя различные комбинации их идеологических особенностей. Например, к ультраконсервативному национализму можно отнести такие организации, как «Союз православных хоругвеносцев» [Союз православных хоругвеносцев] под руководством Л. Симоновича-Никшича, «Русский общенациональный союз» [Русский общенациональный союз] во главе с И. Артёмовым, «Чёрная сотня» [Чёрная сотня].

Однако, проводя анализ, можно заметить, что существует группа организаций, исследование которых по используемым параметрам выявляет их смешанную природу. При анализе идеологии этих организаций следует отметить, что сильное влияние на неё оказали основные принципы традиционно относимых к экстремизму идеологий, среди которых можно выделить официально признанные в России экстремистскими итальянский фашизм, и, в особенности, немецкий национал-социализм, с присущей ему расистской компонентой. Таким образом, эти организации дистанцируются от характерного для России ультраконсервативного национализма. Например, лидер и идеолог Народной национальной партии А. Иванов-Сухаревский признает существенность расовых отличий [Социальная доктрина русизма], а идеологи Славянского Союза декларируют веротерпимость, присущую, по их мнению, данной организации [Славянский Союз: ответы на часто задаваемые вопросы].

Следует также отметить, что с помощью указанных методов можно анализировать движения, позиционирующие себя как умеренно националистические. Например, идеологию таких организаций, как Народный союз, Великая Россия, Русское Общественное Движение, Национал-Патриоты России, Общественный народный собор можно отнести по ряду рассматриваемых параметров к ультраконсервативному национализму, а Национальное Русское Освободительное Движение (НАРОД), Партия защиты российской Конституции «Русь», Движение против нелегальной иммиграции - к радикальным национал-демократам. Несмотря на декларируемую данными движениями умеренность, провести разграничение между умеренными и крайними националистами в России представляется сложной задачей, достаточно принять во внимание обвинения в экстремизме [Романов], предъявленные координатору ДПНИ и бывшему члену НПФ «Память» А. Белову.

Подводя итоги данного исследования, необходимо отметить необходимость дальнейшей разработки оснований для классификации и изучения экстремистских разновидностей национализма как политической идеологии в современной России. Полученные результаты можно будет применить для обоснования или опровержения экстремисткой компоненты различных политических взглядов, присущих современным российским политическим акторам.

Кетов Александр.

Литература:

Resolution 1344 (2003) «Threat posed to democracy by extremist parties and movements in Europe» [Электронный ресурс] http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta03/eres1344.htm

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2006/07/29/ekstremizm-protivodejstvie-dok.html

Федеральный закон от 29 апреля 2008 года №54-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2008/05/06/gosregistraciya-doc.html

Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 25 ноября 2008 года [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2008/12/12/spisok-dok.html

Малахов В.С. Национализм как политическая идеология, М.: КДУ, 2005, 320 с.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954 / ИРИ РАН - М., 1999, 261 с.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997, 532 с.

Майлз Р., Браун М. Расизм, М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004, 240 с. с. 53

Фай Г. За что мы сражаемся? Идеологический словарь. М.: ИЦ «Слава!», 2007 г., 240 c.

Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. [Электронный ресурс] http://www.oldgazette.ru/lib/stalin/23.html

Володихин Д.В. Феномен «фольк-хистори» [Электронный ресурс] http://www.scepsis.ru/library/id_148.html

Северное Братство – Ресурс русских радикальных националистов [Электронный ресурс] http://www.nordrus.org/index.php

Велесова Слобода – Пётр Хомяков. Россия против Руси – Русь против России [Электронный ресурс] http://www.velesova-sloboda.org/geo/homyakov-russia.html

Национал-Демократия в России: Манифест Организационного Комитета Национал-Демократов [Электронный ресурс] http://runazdem.blogspot.com/2009/01/blog-post.html

Велесова Слобода – Алексей Широпаев. Тюрьма народа [Электронный ресурс] http://www.velesova-sloboda.org/right/prison.html

Велесова Слобода – русский интеллектуально-познавательный ресурс [Электронный ресурс] http://www.velesova-sloboda.org/

Велесова Слобода – Расология. В.Б. Авдеев[Электронный ресурс] http://www.velesova-sloboda.org/antrop/raciology.html

Велесова Слобода – Выбирая Богов, - мы выбираем судьбу. Владимир Истархов [Электронный ресурс] http://www.velesova-sloboda.org/christ/istarhov01.html

Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 25 ноября 2008 года [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2008/12/12/spisok-dok.html

Союз Русского Народа – официальный Интернет-ресурс [Электронный ресурс] http://srn.rusidea.org/

Сайт газеты «Русь Православная» [Электронный ресурс] http://www.rusprav.org/

«Память» – национально-патриотический фронт (НПФ «Память») [Электронный ресурс] http://www.nasledie.ru/oborg/2_18/0010/index.htm

Общероссийское Общественное Патриотическое Движение РНЕ – Что такое РНЕ [Электронный ресурс] http://www.rnu.name/

Сайт Всероссийское Общественное Патриотическое Движение РНЕ [Электронный ресурс] http://www.rne.org/

Истинное РНЕ [Электронный ресурс] http://labarum.name/

Союз Православных Хоругвеносцев [Электронный ресурс] http://www.pycckie.org/

Русский Общенациональный Союз [Электронный ресурс] http://www.rons.ru/

Чёрная Сотня [Электронный ресурс] http://www.sotnia.ru/

Социальная доктрина русизма [Электронный ресурс] http://nnpr.su/stat/iv/soc.htm

Славянский Союз: ответы на часто задаваемые вопросы [Электронный ресурс] http://www.demushkin.com/page7.php

Романов А. «ДПНИ могут признать экстремистской организацией. Белов слагает с себя полномочия лидера движения» [Электронный ресурс] http://www.nr2.ru/moskow/230700.html