Наказы будущему главе нашего государства.


2 марта 2008 года, как известно, пройдут выборы президента Российской Федерации. С этим важным событием в политической жизни общества связаны многочисленные ожидания не только наблюдателей за рубежом, но и российских граждан. Какие на самом деле преобразования в обществе предпримет власть? И соответственно, какой будет наша страна через 4 года, через 8 лет? Что мы ждем от нового главы государства? Подобные вопросы в последнее время задают себе не только обществоведы, политологи, социологи, аналитики и эксперты, но и граждане, которые дали карт-бланш политическим партиям на выборах 2 декабря. Несмотря на то, что институт влияния граждан на политику в нашем обществе только развивается, попробуем и мы дать своего рода наказ будущему Президенту России.

Первое пожелание. Считаем, что глава государства вкупе с другими политическими институтами должен способствовать становлению и развитию демократической политической системы (ДПС) в российском обществе. Именно развитая политическая система способна решать противоречия (проблемы) во всех сферах жизнедеятельности общества, а не один человек или группа лиц (как это было во времена монархии и Советского Союза). На наш взгляд это основная задача будущего президента. Согласимся с мнением нынешнего главы государства, который не так давно он отметил, что идеальной политической структуры у нас нет. Действительно, ветви государственной власти не всегда уравновешивают друг друга. По мнению многих экспертов, суд сегодня не способен быть арбитром в конфликтах между властью и обществом. Политические партии часто отстаивают не интересы различных социальных групп общества, а в наибольшей степени – бизнес-сообщества. О зрелом гражданском обществе тоже пока говорить рано.

Как сделать эффективной отечественную ДПС? В теории это известно давно – через укрепление политических, а не только и даже не столько административных, институтов. Развитая ДПС способствует не только решению противоречий общества, но и является барьером для прихода к власти слабых, или радикальных, либо антинациональных политических сил к власти в обществе (чего так опасается политическая элита). Почему нет «бархатных революций», политических переворотов в странах Запада? Потому что там сильны политические институты, дополняющие и уравновешивающие власть государственную. Промежуточный вывод. Авторитетная и харизматическая личность не должна в нашей стране заменять политические институты, поскольку России нужны институты, безразличные к личностям. Поэтому будущий президент, на наш взгляд, должен создавать сеть эффективных политических институтов, а не заниматься усилением и без того мощных (количественно) госструктур.

Второе пожелание. Целью должно стать повышение доверия граждан к госвласти. Избиратели, оказывая поддержку органам госвласти, должны быть, уверены, что они выполнят не только свои обязанности, но и конкретные обещания в указанные ими же сроки. Но реально, пользуясь безмолвием общества, власть нередко принимает непопулярные законы, а важные политические решения часто оглашаются перед обществом постфактум. Не будем забывать о том, что около трети избирателей не проголосовало на последних выборах, что является четким индикатором отношения общества к госвласти.

Третье пожелание. Новый глава государства (как гарант демократической Конституции), в сотрудничестве с самоорганизующимся гражданским обществом, должен способствовать развитию политической конкуренции в обществе. Это возможно сделать через развитую ДПС, которая будет формировать новые («здоровые», не радикальные) политические силы в обществе. Полагаем, например, что «здоровая» экономическая конкуренция способствует удовлетворению потребностей общества лучшими товарами, созданию принципиально новых товаров, обновлению средств производства, поиску новых идей решения экономических проблем и т.д. В свою очередь «здоровая» политическая конкуренция является эффективным средством развития всего общества, а ее отсутствие неизбежно приведет к монополизму власти в обществе и застою (это закономерность, подтвержденная историческим опытом). Складывающаяся полуторапартийная система – доказательство отсутствия пока политической конкуренции в российском обществе вообще.

В-четвертых, будущему президенту предстоит формировать условия, благоприятные для развития массового среднего класса (СК). Речь идет о тех людях, которые своим повседневным трудом сохраняют здоровье общества, защищают его, передают знания от одного поколения другому, разрабатывают инновационные решения в науке, технике и т.п. Эти социальные группы пока не получают средних доходов в нашем обществе, но они крайне нужны будущей России.

В-пятых, задача нового президента заключается в наблюдении за эффективным перераспределением духовных и материальных благ в обществе. Растущая разница в доходах между социальными группами пока говорит об обратном. Вследствие этого пенсионеры сводят концы с концами, молодежь не может обзавестись своим жильем и т.д. Положительным примером в этом может выступать не только европейские страны, как Исландия, Норвегия и Швеция, но и азиатские – Объединенные Арабские Эмираты.

В качестве заключения.

1. Новому главе государства, в ходе выполнения своих конституционных полномочий, придется столкнуться с необходимостью разрешения множества противоречий в обществе. Причем их количество год от года будет только возрастать. Это неизбежное следствие как не решенных ранее противоречий, так и появление новых. Помочь ему в этом могут развитая ДПС с сильными политическими институтами и СК.

2. Некоторые современные российские идеологии считают, что укрепление российской государственности возможно только через суверенную демократию. На самом деле они несколько путают реальный суверенитет государства с монополизмом власти в обществе. Считаем, что на данном этапе исторического развития укрепление российской государственности должно идти по пути развития ДПС, которая будет способствовать укреплению реальному суверенитету государства.

P.S. Вспоминаются слова У. Черчилля: «Демократия – наихудший способ управления государством, но все остальные гораздо хуже». Пожелаем успехов будущему главе государства. Он вправе рассчитывать не только на партию/партии, которые его выдвинули, но и на граждан (среди которых есть шесть членов АВП), чьи интересы он будет представлять после инаугурации.

Сергей Павлов, кандидат политических наук (АВП)