Современность: проблемы и возможные пути преодоления.С начала второй
военной кампании Пентагона в Ираке для войск коалиции остро стоял вопрос
открытия так называемого Северного фронта, наличие которого заметно усложнило
бы ведение боевых действий Багдаду. Как считают военные аналитики,
"распыление" своих, и без того уступающих противнику в вооружении и
подготовке сил, не входило в планы Садама. Поэтому понятна шумиха, поднятая
вокруг голосования в турецком парламенте по вопросу предоставления американцам
воздушного и наземного пространства для вхождения на территорию Ирака. И здесь
в очередной раз сыграла свою роль безошибочная тактика Вашингтона посулов
"экономической помощи": за "правильное" голосование Турция
должна была получить солидный "пакет". Как известно, в результате
турецкие парламентарии разрешили американцам использовать лишь свое воздушное
пространство. Наземным частям пришлось передислоцироваться в Иорданию. Режим Саддама пал, но это было только начало многочисленных проблем коалиции в Ираке. И одной из главных, безусловно, стала проблема курдов. Открытыми остаются вопросы вхождения в состав Курдистана значительной части провинции Мосул и провинции Киркук, центр которой курды считают своей столицей. Допуская возможность оставления нефтяных запасов Киркука в федеральной собственности, курды отвергают любую возможность невключения Киркука в состав курдской автономии. К сожалению, усилиями армии коалиционных сил Ирак превращён в пороховую бочку и питательную среду для террористов. В джихад втянуты как радикально настроенные суннниты, так и шииты. При этом курды остаются лояльными и их практически невозможно вовлечь туда по нескольким причинам. Во-первых, среди курдских организаций практически нет радикальных исламистских, несмотря на то, что курды исповедуют ислам суннитского толка. Родоплеменное общество и клановые связи среди курдов очень сильны. Иерархия внутри них базируется на собственном понимании такой моральной категории, как справедливость. Шариат никогда не доминировал внутри общественного становления курдов. Такой немаловажный фактор, как оценка места и роли женщины в обществе, у курдов разительно отличается от всеобщего восприятия женщины-мусульманки. Не случайно, что во время вооружённой борьбы курдов, как в Ираке, так и в Турции, среди воинов–«пешмерга» (дословно «жертвующий собой») существенный процент составляли женщины-воины. Исламское духовенство никогда не имело большого влияния, зачастую родоплеменные вожди (шейхи) совмещали обязанности духовных и гражданских лидеров. Среди курдов популярны идеи социальной справедливости и равенства. Немаловажен и тот факт, что в течение прошлого века основными оппонентами курдов выступали их единоверцы (арабы, иранцы и турки). Так или иначе, такое положение вещей вполне устраивает американцев, которые рассматривают курдов, как лояльную себе силу. Расквартированные в Курдистане американцы и южные корейцы не проводят войсковых операций. Надлежащий порядок обеспечивает курдская жандармерия. США курды считают своим стратегическим союзником, но их отпугивает безоговорочная поддержка американцами турок, которые не скрывают свои амбиции и неуемный аппетит в отношении нефтеносных районов Ирака. Курды не могут не понимать, что турецкая угроза актуальна, и станет ещё актуальней после вывода контингентов США и его союзников. Уповать на то, что активизация участия Турции в евроструктурах сделает её политику по отношению к соседям более прогозируемой пока нет оснований. Никаких гарантий, что на территории Курдистана не появятся специальные войсковые подразделения типа "Коммандос", "Группы быстрого реагирования" ("Кобра"), или горной полиции, имеющих огромный опыт ведения "акций активного воздействия", или карательных операций именно против курдов – ни у кого нет.
Из происшедших событий можно сделать три основных вывода: Есть ли будущее у курдского национального государства, того самого единого и неделимого Курдистана, охватывающего всю этническую территорию курдов (почти 300 тыс. км), о проектах создания которого говорят их национальные и военные лидеры? Несмотря на отчетливо выразившуюся в последнее время тенденцию к потеплению отношения мирового сообщества к курдам. во-первых, вряд ли мировое сообщество допустит прецедент изменения государственных границ на Ближнем Востоке — наиболее конфликтном регионе мира, что может моментально разрушить хрупкую стабильность политических сил в этом геополитическом пространстве; во-вторых, как уже было отмечено, курдское национальное движение разобщено на несколько военизированных партий (как минимум четыре), имеющих между собой серьезные разногласия; в-третьих, курды никогда не имели своей государственности и им необходимо начинать ее выстраивать практически на пустом месте; в-четвертых, у курдов нет консолидирующего ядра — города, способного стать общепринятым культурным центром этноса, его национальной святыней, тем, чем служит, например, Кербела для иракских шиитов и Амритсар для сикхов; в-пятых, курды, не имеющие выхода к морю и окруженные исключительно недружественным и народами, геополитически крайне уязвимы: даже если независимый Курдистан будет создан, он неминуемо окажется в жестокой блокаде. Выходом из конфликта может быть только создание в каждой из трех основных частей Курдистана (турецкой, иракской и иранской) широких национально- культурных курдских автономий, имеющих органы местного самоуправления и, возможно, национальные парламенты. В перспективе на основе этих автономных образований, не затрагивая суверенитета “больших” государств, возможно создание надгосударственной общекурдской территориально- политической структуры по образцу с успехом действующих уже сейчас трансграничных еврорегионов. Правда, для воплощения этого проекта потребуется не одно десятилетие, и подобный сценарий может стать реальностью не скоро.
Курдская проблема должна решаться неуклонно и последовательно, без
замедления и остановок, с ориентировкой на развитие курдского освободительного
движения, под строгим и неусыпным международным контролем, как со стороны
правительственных организаций, так и со стороны мирового общественного мнения. Александр Балаян политолог Центра политического анализа и прогнозирования "Центурион" |