Отношение к курдам в странах проживания (Ближний восток, СНГ, Россия).


Турция.

В Турции курды лишены элементарных прав национальных меньшинств со времен Ататюрка. Идеологическая концепция Турции состоит в создании моноэтнического общества, поэтому нет предпосылок для развития культуры, языка, традиций национальных меньшинств.

Зоной наиболее целенаправленных и жестких действий курдов является территория Турции. Начавшиеся 13 лет назад как восстание небольшой группы людей, нынешние вооруженные выступления курдов, руководимых ПРК, достигли масштабов настоящей войны. За последние месяцы они распространились с прежних десяти на двадцать юго-восточных провинций (вилайетов) страны. Все это время турецкое руководство вынуждено сохранять режим чрезвычайного положения в Восточной Анатолии.
 С учетом негативных сторон внутренней обстановки в стране, а также под воздействием международных правовых, парламентских и общественных организаций в верхних эшелонах турецких властей и в турецком обществе в целом постепенно вызревает понимание необходимости признания курдов как народа. Предложенная бывшим президентом Турции Т. Озалом идея курдской автономии находит всё большую поддержку.
 Еще в ходе подготовки к войне против Ирака, Анкара оговорила свою поддержку действий США непременным условием — не допустить создания курдского государства на севере Ирака. Вашингтон, по всей видимости, ей это обещал. Тем не менее, опасность оставалась весьма реальной. В любом случае, изменение ситуации в Северном Ираке вдохновляло курдских повстанцев в Турции. Вот почему в начале 90-х годов после долгого стойко негативного отношения к курдскому движению Анкара стала делать попытки конструктивно подойти к рассмотрению связанных с ним проблем.

 Надо отметить, что к «новой курдской политике» Анкару принудила перейти суровая действительность. Изменение ситуации в Северном Ираке резко активизировало иракских курдов, движение которых приняло характер восстания. Газета «Миллиет» в октябре 1991 года писала, что из Северного Ирака в Турцию перешло до 500 тысяч курдов, которые снабдили боевиков Рабочей Партии Курдистана (РПК) большим количеством оружия. Боевики, сетовала газета, располагают теперь артиллерией, в том числе зенитными орудиями и ракетами, они развертывают боевые операции даже в крупных городах. В такой ситуации силой оружия проблему не решить, «надо действовать комплексно — политическими, социальными, экономическими методами».
 Но уже примерно к 1993 году в позиции турецких властей наметилось некоторое ужесточение. В разгар развернувшейся среди общественности дискуссии о путях решения курдского вопроса (в том числе на основе автономии, федерации и т.д.) премьер С. Демирель выступил с заявлением, что «разговоры о федерации ошибочны». Турция, подчеркнул он, унитарное государство, единое и неделимое, с официальным языком — турецким. Признавая ошибочность прежнего официального курса на «ассимиляцию курдов любой ценой», С. Демирель, вместе с тем, заявил, что хотя и следует признать факт этнической общности курдов, по конституции по-прежнему все граждане Турции — турки. Что касается «террористов» из РПК, то правительство не пойдет ни на какие политические контакты с ними и требует их капитуляции. Тогда же (весной 1993 года) представитель конституционной комиссии меджлиса профессор Шенер Акйол заявил, что поддержка идеи федерации — конституционное преступление, ибо, по конституции, унитарный характер государства не подлежит обсуждению.
 В конце 1995 года Тансу Чиллер, которая сменила С. Демиреля на постах лидера Партии верного пути и премьер-министра коалиционного правительства в связи с избранием последнего весной 1993 года на пост президента, вновь подтвердила жесткую позицию правительства в отношении курдских «сепаратистов», указав, что никаких переговоров с ними быть не должно.
 Такой поворот можно объяснить несколькими факторами. К 1993 году несколько стабилизировалась обстановка в Ираке. В Турецком Курдистане РПК добилось некоторых успехов в войне против боевиков РПК. Наконец, возможно, отрицательное воздействие на турецкое руководство оказало развитие центробежных тенденций в Российской Федерации. Один из известных турецких политических обозревателей писал, имея в виду именно этот аспект, что новая Россия — пример, которому никто не пожелает подражать.
 Тем не менее, заявления турецкого руководства отнюдь не означали полного отказа от «новой курдской политики». Некоторые ее существенные элементы, такие, как отказ от конфронтации со всем курдским движением, дифференцированный подход к нему, поиски компромисса с некоторыми его отрядами и одновременно изоляция наиболее опасной для Турции РПК сохранялись.
 Еще в 1991 году по инициативе президента Т. Озала Анкара сделала первые шаги в поисках контактов с курдскими организациями в Ираке. Тогда были установлены связи с Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), возглавляемым Джелялем Талабани. К 1993 году они, правда, несколько ослабли, а в 1995 году, когда Дж. Талабани заявил, что рассматривает РПК как политическую, а не террористическую организацию, они были почти заморожены. Одновременно турецкое руководство установило контакты и с другой крупной курдской организацией — Демократической партией Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани. Эта последняя, как отмечалось в турецкой печати, проявила даже большую склонность к переговорам с турецкими властями, нежели ПСК.
 Турция, по изложенным выше причинам, проявила большую заинтересованность в определении дальнейшей судьбы Иракского Курдистана, продвигая идею курдской автономии в рамках Ирака. Эта позиция во многом совпадала сточкой зрения группы М. Барзани, которая тоже выступила за автономию и даже вела по этому поводу переговоры с Багдадом. Что касается группы Дж. Талабани, то она вначале была сторонницей идей «независимого Курдистана», а с 1992 года стала выступать за федерацию в составе Ирака. Поэтому для Анкары контакты с ДПК были в 90-е годы более обнадеживающими. В целом, как отмечалось в турецкой печати, руководство страны в целях изоляции РПК оказывало время от времени существенную поддержку и ДПК, и ПСК. В результате наметилось своего рода сотрудничество Турции с обеими указанными группами, как бы направленное против РПК. Ситуация изменилась в 1994 году, когда вспыхнуло соперничество между ДПК и ПСК, перешедшее в вооруженные столкновения, которые в конце 1996 года приняли характер крупномасштабных боев с применением артиллерии и танков.
 Хотя некоторые политические наблюдатели полагали и полагают, что группировка М. Барзани является наиболее сильной, бои между нею и ПСК шли в 1996 году с переменным успехом, многие населенные пункты в Северном Ираке по несколько раз переходили из рук в руки. В ходе военных действий сложилась ситуация, характеризующаяся усилением контактов между группой М. Барзани и режимом в Багдаде. По некоторым данным, последний оказывал этой группе помощь оружием, в том числе тяжелым. В свою очередь, группа Дж. Талабани, якобы, тяготеет к Ирану и получает от него поддержку. Такая ситуация чревата все большим втягиванием властей Ирака и Ирана в конфликт между ДПК и ПСК, что может привести к военным действиям между двумя странами.
 В сентябре 1996 года в Анкаре состоялись переговоры тогдашнего главы турецкого правительства Н. Эрбакана с иракской делегацией, возглавлявшейся представителем С. Хусейна Юсуфом Хаммади. Стороны обсудили возможные варианты путей установления мира в Южном Курдистане как районе, находящемся бесспорно под юрисдикцией Багдада, а также возможные меры турецкой стороны по борьбе с РПК.
 По завершении переговоров Н. Эрбакан заявил, что они привели к успеху в достижении главных целей его правительства - восстановлению мира и спокойствия в Северном Ираке и открытию нефтепровода Киркук - Юмурталык. Одновременно печать сообщила, что есть возможности для подписания турецкими властями соглашения с М. Барзани - «союзником» иракского руководства. Цель соглашения - противодействовать операциям РПК в Турции.
 Здесь надо напомнить о существовании еще одного «действующего лица» - США, которые в результате войны в Заливе еще глубже влезли в дела региона. Руководители этой страны, как отмечала турецкая печать, говорят о стремлении обеспечить в регионе спокойствие, а действуют так, что подрывают его, а затем приходят для наведения порядка. Такую тактику они и применили к отношениям как между Турцией и Ираком, так и к курдам.
 И все же Турция не может не учитывать позицию США по региональным вопросам. Внешне здесь США и Турция во многом действуют синхронно. Соединенные Штаты декларируют свою заинтересованность в замирении враждующих курдских группировок - ДПК и ПСК и даже организуют с помощью Турции переговоры между ними, беря на себя роль посредника.
 Однако здесь, как говорится, есть нюансы. Для Вашингтона одинаково ненавистны режимы и в Ираке, и в Иране. А для Турции эти страны - соседи, ее национальные интересы диктуют ей необходимость восстановления добрососедских торгово-экономических связей с Ираком. США, примиряя и объединяя ДПК и ПСК, хотят противопоставить эту силу режиму в Багдаде, приблизить ее к Турции. Последняя же хочет их примирить, чтобы плотнее инкорпорировать в иракские государственные рамки и противопоставить боевикам ПРК, которые остаются главным врагом Анкары.

Турецкий шовинизм состоит не только в официальном непризнании проблемы курдов и Курдистана, но и в запрещении отправления традиционных обрядов и обычаев. Многие называют политику Турции в отношении курдов простым, но страшным для всего цивилизованного человечества словом «этнические чистки». Странно, то за что судят Милошевича и Хусейна, почему-то сходит с рук турецкому правительству.… Экономический уровень жизни населения в районах проживания курдов в 4-5 раз ниже среднего уровня, высока доля безработных, в некоторых поселениях нет элементарных удобств. Экономическая политика Турции не имеет приоритетов для развития отстающих районов страны, где проживает в основном курдское население.

В феврале 1999 года турецкими спецслужбами был арестован харизматичный лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан. В настоящий момент его фигура стала разменной монетой в спекулятивном торге турок с Европарламентом. Помимо выторговывания уступок по кипрской проблеме, по урегулированию взаимоотношений с Грецией Анкара, зная трепетное отношение европейцев к соблюдению прав человека, прозрачно намекнула, что в случае очередного отказа во вступлении в ЕС они казнят Оджалана.

Иран.

В Иране курды также лишены права национального самоопределения. Лидеры и активисты курдских оппозиционных организаций преследуются не только на территории страны, но и за ее пределами. Например, были совершены убийства лидера Демократической партии иранского Курдистана Абдурахмана Касемло во время официальных переговоров в Вене в 1989 г. и сменившего его преемника Шарафа Канди в Берлине в 1994 году. Согласно догматическим исламским концепциям, в мусульманском обществе не может быть национальных различий, поэтому политические права курдов при сложившейся ситуации не могут быть реализованы в Иране. Стремясь подавить активность собственной курдской оппозиции, иранские власти прилагают усилия для сохранения определенного баланса сил в регионе с тем, чтобы не позволить ни одной стране добиться преимуществ в этнографическом Курдистане. Иран выступает против любых изменений в политической географии региона, хотя и не склонен препятствовать существованию «освобожденной зоны» в Иранском Курдистане как удобной базы для противодействия Ираку и усиливающемуся американскому влиянию в регионе. Несмотря на существующие трения, правительство Ирана участвует в периодических встречах с руководителями Турции и Сирии для координации и согласования позиций и совместных мер по курдскому вопросу, в основном, чтобы не допустить расчленения Ирана.
 После крушения шахского режима активизировались в основном две национальные политические организации. Это Демократическая партия "иранского Курдистана (ДПИК), которую возглавил в те годы известный общественно-политический деятель Абдуррахман Касемлу (1930-1989), а также левоориентированная «Революционная организация трудящихся Курдистана» (Комала). Кроме того, на северо-западе Ирана функционировали и другие оппозиционные исламскому режиму силы, которые в той или иной степени имели в своем составе курдов.

Ирак.

Не лучшая участь постигла этнических курдов и в Ираке. Традиционные районы проживания курдов – на севере страны. Здесь наименее заметно влияние Багдада. Однако это не мешало правительству Ирака проводить здесь политику насильственной арабизации и депортации из районов традиционного проживания с целью изменения национального состава в этих регионах. Наиболее ощутимые достижения в национальной борьбе курдов имеют место в Иракском Курдистане. В Ираке официально провозглашена автономия курдов, и это зафиксировано в конституции. После провала кувейтской авантюры С. Хусейна, завершившейся в феврале 1991 года серьезным поражением иракской армии, сложились временно благоприятные условия для проведения под прикрытием Запада свободных, демократических по характеру выборов в курдский национальный парламент (в основном из представителей ДПК и ПСК) и формирования правительства в Эрбиле. Это стало фактически началом становления на территории Ирака самостоятельного курдского государственного образования. По согласованию с ООН и Багдадом, курдская автономия занимает главным образом территорию образованного в 1974 году Курдского автономного района.
 Курдский регион получил в наследство полностью разрушенную экономику, хотя и хозяйство всего Ирака было фактически в аналогичном состоянии. По мнению руководителя гуманитарной миссии ООН, посетившей страну в марте 1991 года, то есть сразу после окончания войны в Заливе, «на определенное время Ирак оказался отброшенным в доиндустриальную эпоху».
 Развал экономики курдского региона стал результатом не только войны в Заливе и последовавшего за ее окончанием восстания курдов и шиитов Ирака в марте-апреле 1991 года, но и восьмилетней войны с Ираном. На состоянии экономики не могла не отразиться многолетняя вооруженная борьба курдов за свои национальные права и реальную автономию, развернувшаяся еще в начале 60-х годов.
 «Свободный Курдистан» — это самопровозглашенное национальное образование в рамках Иракской Республики — начал свое существование в крайне сложных политических и экономических условиях. В ходе подавления движения курдов за национальное самоопределение и во время войны с Ираном иракские войска разрушили в 80-е годы свыше четырех тысяч городов и селений, несколько сот тысяч курдов были убиты, десятки тысяч переселены в другие районы страны, не считая тех, кто бежал в соседние Турцию, Иран или в другие государства. Начиная со второй половины 70-х годов для облегчения борьбы с курдскими пешмерга (бойцами) армия вырубила большое количество деревьев в лесных массивах севера Ирака. Многие водные источники, дающие начало ручьям и рекам, были «запломбированы» железобетонными плитами. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов на всей территории Иракского Курдистана установлено свыше 20 миллионов мин. Они закладывались, главным образом, поблизости от границы с Ираном. Эти мины считаются одним из главных препятствий на пути возвращения курдских селений к нормальной жизни. Опасные фугасы стали причиной гибели нескольких тысяч местных жителей и инвалидности десятков тысяч трудоспособных людей. Из-за мин в регионе не обрабатывается свыше половины пахотных земель, почти не развивается животноводство. При помощи международных организаций, например британской благотворительной организации «Консультативная группа по минному делу», обезврежено полтора миллиона мин. Низкие темпы работ по разминированию территории Северного Ирака объясняются отсутствием у курдских властей современного оборудования и карт, минных полей.

Сирия.

Двухмиллионное население курдов в Сирии также ощущает на себе прессинг национальной политики дискриминации: половина сирийских курдов не имеют даже гражданства, хотя родились и живут на территории Сирии всю жизнь. Такие люди называются "иностранцами" или "некоренным населением".

 Арабо-курдское сотрудничество в Сирии длилось недолго. С приходом к власти ультранационалистической арабской партии Баас в 1963 году начался период дискриминации курдов во многих сферах жизни. Программа Баас, образованной в 1943 году, игнорировала права курдского народа, призывала к насильственной ассимиляции курдов и арабизации их территории. Пожалуй, это и послужило одной из самых серьезных причин, побудивших курдов начать организованную национально-освободительную борьбу. В 1957 году была создана Курдская Демократическая партия Сирии (КДПС), которую с 1960 года по сей день, возглавляет ее генсек Х. Дарвиш.
 Еще в 1962 году правительство «сумело!» так провести перепись населения в восточной провинции Сирии Джазире, что более 150 тысяч курдов попали в список «аджаниб» — иностранцев. Согласно данным переписи, сирийского гражданства были лишены люди, которые находились под подозрением спецслужб. Вследствие этой «переписи» почти в каждой семье одни дети оказались гражданами страны, а другие — иностранцами. Доходило до того, что родители признавались гражданами Сирии, а их дети — иностранцами.
 Вскоре после прихода партии Баас к власти была издана «книга-проект» начальника управления полиции (безопасности) района Джазиры М.Т. Хиляля под названием «Исследование национальных, социальных и политических особенностей провинции Джазиры». Автор этого проекта стал губернатором, а затем министром снабжения. Написанная им книга пропитана духом шовинизма. Многие его мысли носят откровенно фашистский характер.
 Хиляль предложил план, который, по его мнению, должен был покончить с курдским вопросом раз и навсегда. Он предусматривал: депортацию, переселение и рассеивание курдов; лишение их возможности получать образование и работу; выдачу Турции курдов, спасшихся в период восстаний в Северном Курдистане; разжигание распрей среди курдов посредством политики «разделяй и властвуй»; осуществление политики колонизации, включая расселение в курдских районах «чистокровных» арабов; размещение в районах «курдского пояса» армейских частей, которые должны обеспечить воплощение в жизнь мер по переселению курдов и размещению вместо них арабов; создание коллективных ферм и военное обучение переселяемых в курдские районы арабов; запрещение всем лицам, не владеющим арабским языком, участвовать в выборах и быть избранными; переселение курдских улемов в южные районы страны и назначение вместо них улемов-арабов; проведение среди арабского населения широкой антикурдской разъяснительной работы.
 Этот документ впитал в себя реакционные идеи самых экстремистских элементов партии Баас, особенно ее идеолога Мишеля Афляка. Правительство приступило к воплощению в жизнь плана Хиляля, не афишируя его, исключив лишь несколько наиболее одиозных пунктов.
 В связи с тем, что Баас стоит у кормила правления и в Дамаске, и Багдаде, от нее многое зависит в определении политической погоды в курдско-арабских отношениях, как в Ираке, так и в Сирии. Баас прошла несколько этапов развития, в ходе каждого из которых ее позиция в отношении курдского народа имела свои особенности.
 Первый этап борьбы Баас за власть (1943—1961 годы) был отмечен решающим влиянием элементов, для которых характерна исключительная беспринципность политического поведения. С одной стороны, основоположники Баас — Мишель Афляк, Салах Битар и подобные им деятели считали, что интересы арабских стран требуют тесного сотрудничества с Москвой. С другой стороны они проповедовали махровый национализм и антикоммунизм. Для решения национальных проблем они предлагали подчас меры, схожие с гитлеровскими идеями из «Майн кампф». Лидеры Баас никогда не входили в какой-либо фронт, коалицию или альянс, если в этих объединениях присутствовала курдская организация, или если в их программах действий упоминались национальные права курдского народа. Со своей стороны курдские политические партии и организации в Сирии и Ираке весьма осторожно воспринимали лозунги Баас. Они справедливо считали, что курды, бок о бок живущие с арабами, разделявшие веками их горе и радости, заслужили более доброе отношение к себе.
 Поражение арабов в шестидневной войне против Израиля подтолкнуло баасистов к переоценке ценностей, в частности в курдском вопросе. Одним из первых лидеров Баас, кто сделал это, стал руководитель сирийских баасистов Хафез Асад, осознавший необходимость налаживания сотрудничества с курдами. С его приходом к власти в 1970 году связано «исправительное движение», наметившее новый курс Дамаска, в том числе и по отношению к курдам. Режим X. Асада облегчил положение сирийских курдов. Если раньше в Сирии арестовывали араба за то, что он публично провозглашал: «Да здравствует курдо-арабское братство!», то XII национальный съезд баасистов в 1975 году заявил: «Наша партия никак не может противостоять интересам и справедливым чаяниям курдского народа, наоборот, она признает и поддерживает его интересы».
 Медленно, но последовательно политические партии различных частей Курдистана начали налаживать отношения и сотрудничество с баасистским режимом в Сирии. В период с 1970 по 1900 год Сирия превратилась в опору и убежище для многих деятелей курдских демократических организаций.
 Ухудшение ситуации для курдов началось после первой войны в Персидском заливе, когда вслед за возникновением с благословения Совета Безопасности ООН «Свободного Курдистана» в Ираке определенные круги в Сирии вместе с правящими режимами Турции и Ирана начали - выступать против создания курдского национального очага и выступают до сих пор.

Таким образом, такие разные по своей ориентации страны, как Турция, Иран, Ирак и Сирия, едины в своем стремлении не допустить создания независимого курдского государства. При этом каждая из них использует курдскую проблему в своих интересах, как своеобразный инструмент давления во взаимоотношениях друг с другом. Проблема курдского кризиса самым тесным образом связана с межгосударственными отношениями между Ираном, Ираком и Турцией и международными отношениями на Ближнем и Среднем Востоке.

Непросто обстоит дело с проблемой курдов и на пространстве бывшего Советского Союза.

Армения.

Курдское население Армении проживает в основном в Арагацском, Талинском, Армавирском (Октемберянском), Эчмиад-зинском, Арташатском, Араратском (Вединском), Аштаракском, Котайкском, Таширском (Калининском), Вердецисском (Басар-гечарском), Севанском районах, а также в городах Ереване, Кировакане и Дилижане, по переписи населения 1989 года численность курдов в Армении составляла 60 тысяч человек; но, по нашим подсчетам, более реальная цифра — 80 тысяч.

Первый съезд курдов, который состоялся 11 января 1925 года, обратился к правительству Армении с просьбой принять меры для разработки курдского алфавита на основе латинской графики. Этот вопрос рассматривался также в государственных органах Грузии и Азербайджана. К концу 1922 года А. Шамиловым и. Морогуловым был разработан курдский алфавит. В 1929 году в целях подготовки квалифицированных учительских кадров 23 курда были направлены на учебу в Ленинградский восточный институт. С каждым годом число национальных школ увеличивалось. В 1934 году в Армении насчитывалось 45 курдских школ, в которых обучалось более 90 процентов курдских детей. А в 1931 году в Ереване был открыт Закавказский курдский педагогический техникум, который сыграл важную роль в культурной жизни курдов. В 1930 году в Ереване начала издаваться республиканская курдская газета «Риа таза» («Новый путь»). С введением курдского алфавита (март 1929 года) в Армении было издано большое количество художественной, учебной и политической литературы на курдском языке. В 1934 году в Ереване состоялась первая Всесоюзная курдоведческая конференция, на которой было принято решение о дальнейшем развитии курдской национальной культуры. Большая работа была проведена по собиранию фольклора, народных сказаний. Были сделаны заметные шаги в деле подготовки научных кадров. Десятки курдов защитили кандидатские и докторские диссертации. Формировалась курдская интеллигенция. При Союзе писателей Армении и сейчас функционирует секция курдских писателей. В Институте востоковедения АН Армении действует отдел курдоведения. В Ереване ведутся ежедневные радиопередачи на курдском языке. Курды Армении сохранили свой национальный облик, язык, культуру, обычаи и нравы.

Азербайджан.

 После установления советской власти в Закавказье в пределах административной территории Азербайджанской ССР 7 июля 1923 года был образован Курдистанский уезд («Красный Курдистан»). Географически он расположен между Нагорным Карабахом и Арменией и включает в себя четыре курдских района: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Зангеланский и часть Джибраильского района, где 98 процентов населения составляли курды. Впалые в многовековой истории населению Курдистанского уезда была предоставлена возможность в рамках национально-административного образования развивать свою культуру и язык. Курдское отделение Шушинского педагогического училища готовило национальные кадры, наладило выпуск школьных учебников. Были открыты национальные школы, выходила газета «Советский Курдистан», велись радиопередачи на курдском языке.
 Таким образом, открылась возможность для развития национальной культуры курдов Азербайджана. Успехи советских курдов вызывали симпатии у зарубежных соплеменников. Многие из них в лице советской власти видели гарантию личной безопасности. После подавления общекурдского национального восстания в Северном (Турецком) Курдистане, например, с 1924 по 1926 годы из Турции в Советский Союз нелегально переехало две тысячи семей.
 Свободное развитие курдского населения в Азербайджане продолжалось недолго. В 1929 году азербайджанские власти упразднили «Красный Курдистан», ликвидировали курдские школы и культурные центры. В целях ассимиляции курдов и изменения национального состава в «Красном Курдистане» поощрялось увеличение азербайджанского населения, в школах обучение велось только на азербайджанском языке. То, что это произошло в короткий исторический период, неопровержимо свидетельствует о целенаправленной политике в отношении курдов тогдашнего азербайджанского руководства. Кроме того, переход к политике ассимиляции курдов в Азербайджане совпал с жестоким подавлением восстания курдского народа в Турции в 20-30-х годах. Именно в тот период была проведена административно-территориальная реформа в Азербайджане и ликвидирован уезд «Красный Курдистан». В результате значительная часть курдов утратила важные национальные черты. Курдская интеллигенция растворилась среди азербайджанской. Слово «курд» в сознании господствующей нации стало оскорбительным. В ее представлении курды - неграмотные, отсталые люди, кочевники. Многие представители курдской интеллигенции вынуждены были отказаться от своей национальной принадлежности только из-за того, что они могли потерять место работы, Но, тем не менее, часть азербайджанских курдов сохранила национальный дух и продолжает бороться за национальные права, честь и достоинство своего народа. Стимул этой борьбе придала политика перестройки, демократии и гласности. Свидетельством тому является борьба за восстановление «Красного Курдистана», за официальное признание курдов в Азербайджане.

Грузия.

в Республике Грузия проживает около 50 тысяч курдов. Они живут в основном в Тбилиси. Предки их нынешнего поколения переселились в Грузию до установления советской власти. После переселения в жизни грузинских курдов произошли разительные перемены благодаря доброжелательному отношению к ним грузин. Улучшились социальное и материальное благосостояние курдского народа, повысился его общеобразовательный и культурный уровень, появилась интеллигенция. Однако бюрократический аппарат управления использовал трудоспособных курдов, прежде всего на неквалифицированных работах. В результате за 70 лет существования советской власти основная масса старого поколения осталась неграмотной. Горько, но приходится сознавать, что сегодня мало кто из курдов Грузии может читать и писать на родном языке. Они переживают духовный кризис, засоряется их родной язык, извращаются национальные традиции и обычаи.
 Несмотря на то, что под воздействием определенных факторов деформируется много ценного в духовной жизни курдов, они продолжают бороться за сохранение своих национальных обычаев, традиций и самобытности. В последнее время в Грузии активизировалась курдская интеллигенция, возросла ее активность в идейно-политической и культурно-просветительской жизни народа, что в свою очередь способствует росту национального самосознания. Был создан ряд молодежных и культурных организаций, которые имеют тесные контакты с курдскими центрами и организациями, как в СНГ, так и в дальнем зарубежье. Перемены, происходящие в сознании курдской общины в Грузии, прежде всего -результат демократических преобразований в стране. На них оказало сильное влияние национально-освободительное движение курдского народа в последние годы.

Стихийная миграция в Россию.

И после смерти Сталина положение курдов в СССР продолжало оставаться весьма трудным. Во многих местах проводилась политика их ассимиляции. К 1980 году десятки тысяч советских курдов вынуждены были стать азербайджанцами, туркменами, киргизами, таджиками и т.п. В официальных данных о национальном составе населения СССР численность курдов преуменьшалась. И в повседневной и в общественно-политической жизни постоянно ущемлялись их права и интересы.
 Представители курдской общественности развернули активную борьбу за полную реабилитацию репрессированных соплеменников. Движение за возвращение курдов в родные места, за восстановление «Красного Курдистана» расширялось. В 1961 году группа курдских общественных деятелей в составе девяти человек вылетела в Москву. Они были приняты в ЦК КПСС, где было дано обещание удовлетворить требования курдов. Однако оно осталось лишь обещанием. Во многих постановлениях правительства и указах Верховного Совета СССР о восстановлении конституционных прав репрессированных народов не было отражено право на возвращение курдов в родные места.

 В конце 80-х годов рост национального самосознания народов бывшего СССР шел параллельно с усилением национализма и увеличением числа конфликтов. С возникновением карабахского противостояния этот процесс напрямую затронул курдов. Они поддержали карабахское движение и одновременно поставили перед Москвой и азербайджанскими властями вопрос о восстановлении курдской автономии и признании своих национальных прав. Курды обеих республик прямо или косвенно были втянуты в определенную надежду внушает им демократическое переустройство российского общества, поэтому именно в Россию направилась их массовая миграция. Свобода въезда и выезда дала им возможность без страха общаться со своими зарубежными соплеменниками. Курды осознали, что они являются частью многомиллионного народа. Им стали понятнее политические процессы, протекающие в Курдистане, и они теперь связывают свои надежды на будущее с успехом там национально-освободительного движения. Таким образом, в пробуждении и росте национального самосознания курдов бывшего СССР большую роль играет борьба за освобождение их исторической родины.

 Ныне в Москве действуют «Курдский дом», который объединяет Информационное агентство «Комитет Курдистана», Международный союз курдских общественных организаций. Ассоциацию курдских ученых и интеллигенции, Союз курдских женщин стран СНГ, Общество дружбы русского и курдского народов. Издаются газета «Стон Родины», журналы «Курдистан рапорт» и «Дружба». В каждой стране СНГ, где проживает курдское население, созданы национально-общественные организации и культурные ассоциации. В их задачи входит развитие национальной культуры, сохранение языка, традиций и обычаев, поскольку курдам, рассеянным по обширной территории стран СНГ, угрожает опасность ассимиляции.