Японский национализм как противостояние чужим.

В 1868 году юго-западные княжества в кровопролитной борьбе победили северо-восточные, и власть в стране перешла от правившего в течение многих веков сёгуна к императору. Этот революционный переворот Мэйдзи (под таким названием он вошел в историю) положил начало развитию нового капиталистического государства. Блок помещиков и крупной буржуазии во главе с самодержавной монархией осуществил ряд крупных буржуазных реформ. Однако во всех сферах японской жизни (экономической, политической, общественной и духовной) сохранились многочисленные пережитки, тормозившие формирование внутреннего рынка. Запоздав в своем развитии, японский капитализм с завистью смотрел на другие страны, владевшие обширными и богатыми колониями. Внешняя агрессия как средство решения внутренних проблем все больше и больше завладевала умами правящих кругов страны. Но возможность реализовать планы завоеваний, вынашивавшиеся императором Мацухито (правил под девизом Мэйдзи (1867-1912), появлялась только при наличии сильной армии. В 1872 году была введена всеобщая воинская повинность, и Япония приступила к формированию армии по французскому, а затем по германскому образцу, и флота с помощью английских специалистов.

США и Германия стремились догнать Англию и Францию, владеющих огромными колониями. В 1898 году США насильственно присоединили Гавайские острова и Филиппины. Это вызвало озлобленность милитаристских кругов Японии: далекая заокеанская держава приобрела новые колонии прямо у них под носом! Военщина имела немалые основания для возмущения - к концу XIX столетия Япония уже была готова поиграть мускулами, опробовать свою военную силу на соседях. Еще в 1876 году она послала в Корею военно-морские силы, чтобы заставить ее подписать выгодный для себя торговый договор. В 1885 году Корея оказалась под совместным протекторатом Китая и Японии, но не прошло и десяти лет, как Япония развязала против своего партнера войну и, к изумлению всего мира, разбила китайский военно-морской флот. Но насладиться победой в полной мере Япония не смогла. Франция, Германия и Россия с подозрением отнеслись к успехам Японии в Китае и заставили ее покинуть Ляодунский полуостров. Вмешательство России в японо-китайскую войну лишили Японию всех плодов ее победы, пробудило ненависть к России в сердце каждого японца. Когда же три года спустя - в 1898 году - Россия приобрела Ляодун с Порт-Артуром, эта скрытая ненависть превратилась в открытую ярость.

Приняв десятилетнюю программу развития тяжелой промышленности и вооруженных сил на 1896-1905 годы, Япония тем самым развернула подготовку к будущей войне. 31 декабря 1903 года она резкой нотой потребовала отвода русских войск из Маньчжурии. Петербург не счел нужным ответить - и 24 января 1904 года токийское представительство известило Россию о разрыве дипломатических отношений, а в ночь с 26 на 27 января японские миноносцы, воспользовавшись беспечностью русского командования, атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и корабли в корейском порту Чемульпо. В огненном аду Порт-Артура полки генерала Ноги сводились в роты, роты - в отделения, а уцелевшие солдаты все с тем же энтузиазмом шли на верную смерть. Японские командиры считали вопросом чести справиться с врагом без помощи подкреплений, проявляя разительный контраст с иначе воспитанными русскими военачальниками, которые взывали о подкреплениях, не успев еще завязать бой. "Нет никого лучше нас в атаке, нет никого выше вас в обороне, - говорили они порт-артурцам. - Если бы мы соединились, то завоевали бы весь мир!"

В результате победы в руки Японии перешел Порт-Артур, а также южная часть Сахалина и Курильские острова. Опьяняющий эффект этой победы отрицательно сказался на всех сферах японской жизни. Наконец-таки Япония превзошла на поле боя одну из западных стран и какую! Теперь она ни от кого не потерпит унизительного диктата! Головокружительный триумф и эйфория от победы над Россией сыграли злую шутку: был дан мощный толчок росту национализма и милитаризма, нация уверовала в свою исключительность. Во всем мире после этого события Японию стали называть не иначе, как восточной империей. В пропаганде японизма - японского шовинизма - преуспели в это время Нитобэ Инадзо со своей брошюрой "Бусидо" и Окакура Какудзо с книгой "Пробуждение Японии". Они восхваляли самурайство, дух бусидо , приписывали японцам сверхъестественные черты и оправдывали их экспансионистские амбиции. Высшее военное командование обрело уверенность в том, что уникальный японский боевой дух обеспечит победу даже над гораздо более сильным противником. Родилась легенда о непобедимости японского солдата.

Вообще-то идеи японского экспансионизма можно обнаружить еще в период Токугава (1603-1867). Синтоизм с его богами - ками - превозносил японцев и пренебрежительно относился к другим народам, способствуя росту национализма и шовинизма. Японский император считался правителем не только Японии, но и других стран. Идеологи феодализма различали страны старшие и младшие, подчеркивали исключительность своей страны и ее "особый путь", предназначение править всем миром. Трактат Ямага Соко (1622-1685) под названием "Сидо" ("Путь самурая") раскрыл многие положения, заложившие основу кодекса бусидо. В XX веке среди японских милитаристов получили широкое распространение идеи Фудзита Ококу (1773-1826), сторонника обогащения нации и укрепления армии, а также Айдзавы Ясуси (1782-1863), призывавшего культивировать воинский дух среди населения. Также были популярны взгляды Ёсида Сёин (1830-1859), который высказывал мысли о том, чтобы сокрушить страны Европы и США, распространив власть императора над всеми нациями. Вплоть до сентября 1945 года все эти идеи активно и настойчиво претворялись в жизнь.

Добившись в 1905 году победы над Россией, Япония развязала себе руки в Китае, Корее и в Маньчжурии. Но усиление японских позиций в этих странах привело к резкому обострению отношений между США и Японией. В Америке увидели в Японии опасного конкурента своим интересам. Не случайно президент Теодор Рузвельт настойчиво порекомендовал Японии не требовать с поверженной России возмещения расходов на войну. Население Токио и других городов сразу же отреагировало на это антиамериканскими демонстрациями. 5 сентября 1905 года в Токио вспыхнули волнения в связи с подписанием мирного договора с Россией: националисты требовали продолжения войны. В свою очередь, общественное мнение США также стало относиться к Японии враждебно. Дело дошло до того, что власти Калифорнии запретили детям японских эмигрантов учиться в общих школах. В ответ страницы токийских газет запестрели призывами: "Вставай, японская нация! Наших соотечественников унижают!" Адмирала Тогу призывали послать корабли в Калифорнию и защитить японское население. Разработав новую оборонительную программу, в первый раз после войны с Россией Императорский флот указал на Соединенные Штаты как на врага. Такое определение оставалось неизменным в течение последующих 35 лет, вплоть до 7 декабря 1941 года.

В августе 1914 года перед токийским правительством встал сложный вопрос: на чьей стороне принять участие в Первой мировой войне. В том, что в нее следовало ввязаться, - сомнений не было. Японии было важно добиться максимальной выгоды для себя, и 23 августа она объявила войну Германии. К 1918 году Япония сумела сравнительно легко укрепить свои позиции в Китае, завладела бывшими германскими сферами влияния в этой стране, а также прибрала к рукам бывшие германские колониальные владения на Маршалловых, Каролинских и Марианских островах (за исключением острова Гуам, принадлежавшего США). Стратегическое значение этих островов было велико: они являлись не только щитом, прикрывавшим метрополию, но и трамплином для дальнейших территориальных приобретений. В результате Первой мировой войны ни одна из союзных стран не приобрела так много, как Япония, не затратив так мало средств и усилий. Мировая империалистическая война способствовала значительному росту японской промышленности. Однако ее окончание, затем мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия положили конец "золотой" эре процветания. Спад в экономике больно ударил по японскому обществ. Инфляция, забастовки, разрушительное землетрясение 1923 года - все это самым негативным образом сказалось на уровне жизни среднего японца. Следствием падения уровня жизни явилось рождение нового аргумента, быстро ставшего популярным, - чтобы избежать голода, Японии нужны новые территории.

К 1930 года численность населения страны удвоилась, в то время как площади и урожайность сельскохозяйственных культур остались на прежнем уровне. После Первой мировой войны японской военщиной прочно овладела мысль о непобедимости Страны восходящего солнца. Ну и что из того, что площадь США превышала территорию Японии в 21,5 раза, а численность населения - в 1,5 раза? Японский дух непоколебим, японский солдат непобедим, японская нация нравственно превосходит любую нацию Запада, пекущуюся лишь о материальном благополучии и колониальном грабеже. Эйфория побед вскружила голову Императорскому генеральному штабу. Но экспансионизм Японии начал испытывать противодействие со стороны США. В ноябре 1921 - феврале 1922 года в Вашингтоне состоялась международная конференция, в которой приняли участие США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. На ней были рассмотрены дальневосточные проблемы, а принятое соглашение гарантировало неприкосновенность тихоокеанских островных владений каждой из подписавших его держав. По отношению к Китаю был установлен принцип "открытых дверей". Однако конференция не смогла устранить напряженность в регионе: взяв курс на экспансию, Япония неуклонно претворяла его в жизнь, то и дело нарушая соглашение. США, Англия и другие страны безучастно взирали на рост японской агрессии в Китае.

Генерал-лейтенантом Японии Танака 7 июля 1927 г. был подготовлен для императора секретный меморандум, сутью которого являлся план достижения Японией мирового господства. Этапы японской экспансии были расписаны в этом документе с предельной откровенностью и цинизмом: "Для того, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малые азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права" . Танака с солдатской прямотой утверждал, что будущее японское продвижение в район Северной Маньчжурии неизбежно приведет к столкновению с "красной" Россией, и что скрестить мечи с ней входит в программу национального развития Японии. Подобные экспансионистские планы увидели свет задолго до гитлеровских планов мирового господства.

В 30-е годы Японию охватил глубокий экономический и социальный кризис. Правящие классы нашли выход в военной экспансии, милитаризации экономики, крайнем национализме, авантюристическом агрессивном курсе внешней политики. Правительство Танака Гиити, начиная с 1927 года, стало проводить политику открытой интервенции в Китае в качестве первого шага по установлению японской гегемонии во всех остальных азиатских странах. На конец 1931 года приходятся два важных события японской истории: во-первых, Япония приступила к оккупации Маньчжурии, и, во- вторых, на пост военного министра был назначен Араки Садао. Энергичный и хитрый, он стоял на позициях крайнего национализма и делал все возможное по реанимации дряхлого духа бусидо. Генерал восторгался исключительностью японцев, постоянно подчеркивал их особую роль в мировой истории. В то же время именно ему принадлежит инициатива в разжигании в стране антисоветской истерии. Человек, питавший к России патологическую ненависть, оказался в числе лиц, определявших судьбу Японии. Он заигрывал с "молодыми офицерами", превозносил силу духа японских солдат и, мало уделяя внимания модернизации вооруженных сил, призывал к немедленному расширению масштабов агрессии в Северном Китае.

18 сентября 1931 года лейтенант японской армии, тщательно связав 42 толовых шашки, взорвал их в полутора метрах от железнодорожного пути на Мукден. Взрыв не нанес вреда железнодорожному сообщению, да это и не входило в японские планы. В случившемся были обвинены китайские войска. В последующие месяцы огромный, богатый ресурсами район оказался в японских руках под управлением марионеточного государства Манчжоу-го. Захват Маньчжурии привел к росту антияпонских настроений в Китае. Страсти быстро накалились и привели к трагедии в январе 1932 года, когда в Чапэе, одном из районов Шанхая, толпа набросилась на пятерых японских буддийских монахов, убив одного из них. Так называемый "шанхайский инцидент" привел к ожесточенным военным действиям, продолжавшимся до марта. На реке Янцзы бросили якорь крейсер, пять эсминцев и два японских авианосца. Адмирал Сиодзава Коити отдал приказ подвергнуть бомбардировкам густонаселенные районы Шанхая. Это была первая в истории крупномасштабная воздушная атака гражданских объектов, в результате которой погибли и получили ранения десятки тысяч женщин и детей. "Шанхайский инцидент" стал своего рода отправной точкой японской военной политики. С этого времени Япония окончательно сбросила маску лицемерия, представ перед миром как молодой, жестокий, не признающий никаких сантиментов империалистический хищник.

В 1933 году мир убедился, что несмотря на то, что Япония официально не объявляла войну Китаю, она сумела захватить его огромные по площади территории. Лига Наций осудила Японию за ее разбойничьи нападения на Китай, что последнюю, впрочем, не очень-то обеспокоило: в мае 1935 года она вышла из ее состава и оказалась в полной изоляции. 25 ноября 1936 года Япония вместе с фашистской Германией подписала "Антикоминтерновский пакт", к которому вскоре присоединилась Италия. Агрессивная ось Берлин-Рим-Токио была направлена против Советского Союза и стимулировала действия Квантунской армии. В ночь на 7 июля 1937 года в районе Пекина у моста Луюуцяо, или Марко Поло, как называли его иностранцы, Япония спровоцировала новое вторжение в Северный Китай. Ему предшествовали маневры японских войск под командованием генерала Тасиро Коитиро. Японская военщина проводила их на территории вдоль железной дороги Пекин-Ханькоу, контролируемой 29-й китайской армией. Генералу доложили, что пропал японский солдат. Этот факт, а также одиночный выстрел, произведенный ночью в районе моста Луюуцяо непонятно с какой стороны, были тут же использованы для раздувания антикитайской пропагандистской кампании. Вскоре выяснилось, что солдат не пропадал, а всего лишь маялся животом, так как съел слишком жирную утку. Однако японскую сторону это уже не волновало. Таким образом, японское командование умышленно спровоцировало "инцидент", чтобы развязать в Китае войну.

Рассчитывая на слабость противника и быстрое завершение войны в два-три месяца, она распространила военные действия и на другие северные провинции Китая. 13 декабря 1937 года пал Нанкин. Его жителям пришлось испытать невиданные жестокости и надругательства. Подобных массовых убийств история еще не знала. Японцы казнили здесь более 260 тысяч мирных жителей. Некоторые исследователи, однако, подвергают сомнению эту цифру и определяют число жертв в 350 тысяч человек. В клановых войнах побежденные, оставшиеся в живых, непременно уничтожались поголовно, вплоть до женщин и детей. Причем захваченных в плен врагов убивали безо всякой жалости, самым жестоким образом. Стоит ли удивляться, что массовое истребление людей в Нанкине осуществлялось японцами самым изуверским способом. Их расстреливали из пулеметов, кололи штыками, рубили головы, обливали бензином и сжигали живыми, травили собаками, топили, замораживали до смерти... Уничтожив мужское население, захватчики принялись за женщин. Для японских солдат не имели значения ни возраст, ни беременность жертв - никто не мог избежать насилия. Грузовики объезжали город и деревни вокруг него, солдаты хватали всех в возрасте от десяти до восьмидесяти лет.

В течение всего периода военных действий в Китае, который японцы называли "Пятнадцатилетней войной", они столкнулись с упорным сопротивлением китайского народа. Япония завязла в Китае. Его огромный театр военных действий постоянно высасывал и без того скудные ресурсы Японии вплоть до ее поражения. Международная обстановка в 1938 году продолжала накаляться. На границах СССР четко обозначились два района, откуда исходила военная угроза: Дальний Восток и Запад. Причем японская угроза была более опасной и серьезной. Японское внимание давно привлекала местность у озера Хасан с сопками Заозерная и Безымянная, господствовавшими над местностью. Из этого района, называвшегося Посьет и расположенного у стыка границ трех государств, они могли угрожать военно-морской базе и порту Владивосток. Дважды (11 октября и 26 ноября 1938 года) крупные японские отряды переходили здесь границу, углубляясь на советскую территорию, но отбрасывались назад силами пограничников. 11 апреля 1938 года над советской территорией сбили японский самолет. На полетной карте, изъятой у летчика Маеда, были нанесены маршруты, выходящие на советскую территорию. В июле ситуация на озере Хасан продолжала обостряться, и в конце июля - начале августа здесь вспыхнул военный конфликт. 6 августа советские войска перешли в наступление и через три дня выбили японцев с захваченной ими сопки Заозерная. Посол Японии Сигемицу обратился с предложением подписать соглашение о прекращении огня, что и было сделано 11 августа.

Что касается роли японской армии в конфликте у озера Хасан, то ее акцию можно оценить лишь с одной точки зрения - как образец агрессивных действий. Атаковать и захватить, а если не повезет - отвести войска и объявить акцию ошибкой низших военных командиров. Подобная тактика японской военщины ранее всегда срабатывала успешно. Не прошло и года после поражения у Хасана, как японские империалисты вновь организовали военную провокацию против Советского Союза - на этот раз в районе реки Халхин-Гол на территории Монгольской Народной Республики. Советские войска выстояли и, перейдя в контрнаступление, разгромили 23-ю японскую военную дивизию. Потери японцев были велики и достигали 73 процентов, тогда как во время русско-японской войны они не превышали 20 процентов. Поражение на Халхин-Голе доказало порочность японской тактики. Ошибочное положение о том, что дух бусидо превосходит огонь пулеметов, крепко засело в головах ярых японских милитаристов, которые вскоре отправят на бессмысленную и безжалостную смерть миллионы своих соотечественников. К началу Второй мировой войны Япония с трудом удовлетворяла свои потребности в продовольствии и почти полностью зависела от импорта сырья.

Во время Первой мировой войны Япония удачно сделала свой выбор, выступив на стороне Антанты и прибрав к рукам германские дальневосточные колониальные владения. Теперь логика толкала ее к союзу с Германией, и 27 сентября 1940 года она вместе с Германией и Италией подписала Берлинский пакт - агрессивный договор, предусматривавший раздел мира. Теперь путь на юг был открыт. Существовало лишь одно препятствие на главной нефтяной дороге из Японии в Голландскую Индию - Филиппины, с которых американцы могли контролировать морское сообщение Японии с югом. 22 июля 1940 года у государственного руля Японии встал кабинет Коноэ, в котором пост военного министра занял Тодзио. Тодзио Хидеки (1884-1948) участвовал в интервенции на Дальнем Востоке против Советской России, был военным атташе в Берне. Быстро продвигаясь по служебной лестнице, он в 1938 году стал военным вице-министром. Тодзио разделял все страны мира на "врагов абсолютных и врагов относительных". Россия числилась среди врагов абсолютных. Тодзио лучше и полнее удовлетворял интересы японских монополий и империалистических кругов, и через год, 18 октября 1941 года, сменил на посту премьер-министра нерешительного Коноэ. В своем простом кителе военного покроя Тодзио внешне напоминал грубого солдафона, но на деле являл образец тонкого политика западного толка и одновременно изощренного в интригах и коварстве азиата. Он умело заигрывал с народом, лично проверяя цены на рынке. Его сразу же узнавали по лысой голове, очкам и усикам. Оголтелый националист, он стал символом японского милитаризма.

С первых дней своего существования правительство Коноэ направило японскую экспансию в сторону Южных морей, однако до июля 1941 года делало это осторожно, предварительно прощупывая почву для каждого шага. После того, как 22 июня 1941 года фашистская Германия, опьяневшая от легких успехов в Западной Европе, вероломно напала на Советский Союз, в Токио облегченно вздохнули: теперь не надо было бояться "тигра" с севера и можно было устремиться на юг. К тому же 26 июля США, Англия, а затем и Голландия предприняли против Японии экономические санкции, быстро переросшие в эмбарго. Японская внешняя торговля оказалась почти на три четверти замороженной. Этого Япония вынести не могла. Июль ознаменовался еще одним тревожным для Страны восходящего солнца событием: Рузвельт одобрил Закон о развитии военно-морских флотов обоих океанов. Он пообещал, что американский флот затмит Императорский. Японские адмиралы уже убедили правящие круги сделать выбор - продвигаться не на север, а в сторону Южных морей. Причем сделать это в максимально сжатые сроки. Япония считала, что экономические затруднения дают ей моральное право на экспансию. Но на пути стоят Соединенные Штаты.

Их форпостом на Тихом океане служил Пёрл-Харбор, одна из сильнейших в мире военно-морских баз, "тихоокеанский Гибралтар". Потопление крупных кораблей деморализует США, которые вынуждены будут запросить мира. Вашингтон, вводящий эмбарго на поставки нефти, американские военные базы на Филиппинах - все эти помехи будут устранены одним ударом. Мощный Императорский военно-морской флот, не знающий поражений и обладающий уникальным боевым духом, обеспечит победу даже над гораздо более сильным противником. Война с Америкой и Англией будет главным образом морской. Англо-американские силы слишком слабы, чтобы противостоять Японии. Так оценивал ситуацию маршал Ямамото, и так считал Императорский генеральный штаб. А между тем Япония никогда не участвовала в полную мощь в современных боевых действиях с использованием новейшего оружия. Ее военное руководство утверждало, что поскольку Япония не имела поражений, то и на этот раз войну не проиграет, так как японцы - избранный народ, ему во всех делах помогают боги. Подобные оценки и заявления свидетельствуют об одном: правящие круги Японии охватила мания имперского величия. "Звездная" болезнь самообольщения глубоко поразила политическое и военное руководство страны, лишив его возможности реально оценивать ситуацию. Воистину, там, где правит безрассудство, отступает здравый смысл. Японские милитаристы попались на удочку собственных мифов о превосходстве японского оружия, о возможностях голой силы, о японском духе и т. д. Подобный авантюризм, как мы увидим, приведет к бесчисленным жертвам и неимоверным страданиям многих народов.

“Дух Ямато” - источник японского национализма и милитаризма Отцом японской армии нового типа считают Ямагата Аритомо (1838-1922). Выходец из бедного самурайского клана, он 27 августа 1871 года был назначен на пост военного министра и приложил немало сил, чтобы создать армию, основанную на системе всеобщей воинской повинности. Верность считалась сутью солдатского долга: "Помни, что сила государства зависит от мощи его вооруженных сил... Не забывай, что долг тяжелее, чем гора, в то время как смерть легче пера... Даже опытный в военном деле и хорошо обученный солдат или матрос - всего лишь обыкновенная кукла, если он не верен своему долгу. Дисциплинированное подразделение во главе с хорошим командиром, но не до конца верное своему долгу, в случае военных действий - не более чем толпа..." Учтивым и вежливым называли солдата, который был требовательным в соблюдении приличий. "Подчиненные должны считать приказы их командиров исходящими прямо от императора". Храбрость означала почитание доблести. Настоящая доблесть - выполнять свой долг солдата или матроса. Справедливость означала честное выполнение долга и данного слова. Умеренность и простота должны были стать целью каждого военнослужащего, чтобы помочь ему выполнить свой долг. В добавление к принципам особо подчеркивалось, каким бесчестьем обернется для солдата и его родных вражеский плен (не говоря о потере пленным солдатом пенсии). Наоборот, смерть в бою означала для солдата и его семьи почет, пенсию для родных и возвращение в Японию урны с прахом погибшего для похорон в храме. "Сражайся жестоко, если боишься умереть, и ты умрешь в бою. А если не боишься - ты не умрешь... Ни при каких обстоятельствах не сдавайся в плен. Если стал беспомощным - с честью покончи с собой" , - так приказывал император своим солдатам.

Японская военная наука искренне верила в то, что духовная сила сильнее всего на свете, а храбрость превосходит здравый смысл. Каждый выпускник военной академии был обучен вести в атаку солдат с самурайским мечом в руке. Своей храбростью и хладнокровием под градом пуль офицер должен вселять в солдат непоколебимую уверенность в себя. Японское офицерство воспитывалось в духе крайнего национализма, надменности и высокомерия по отношению к другим народам и их армиям. Для японских офицеров считалось зазорным изучать организацию военного дела в Соединенных Штатах, Советском Союзе и других странах. В то же время японская военная этика, основанная на бусидо, не считала для себя бесчестным лгать и всячески обманывать врага.

Фанатизм и упорство японской пехоты не могли компенсировать, к примеру, недостаточную огневую мощь императорских полков, батальонов, дивизий. Высшее армейское командование нашло выход в развитии наступательной тактики пехоты, в индивидуальной подготовке солдат и укреплении их боевого духа. Японская концепция духа важна для понимания практики самопожертвования, так как являлась стержневой в обучении и воспитании солдат. Их учили, что они принадлежат к особой расе, которая по своей культуре и морали превосходит народы Запада. Японской расе присущ "Ямато дамасии" - "Дух Ямато", благодаря которому нация с успехом противостоит и превосходит "гнилой" материализм других народов. Поражение на Халхин-Голе держалось в секрете. Японские офицеры внушали солдатам и верили сами, что могут совершить то, что не дано другим армиям. Японское офицерство старалось не выделяться из обшей солдатской массы. Форма офицеров, даже генералов и фельдмаршалов, была невыразительной и во многом напоминала форму рядового солдата. Рацион солдата и рацион командующего японской армией были одинаковыми и ничем не отличались. Основываясь на "Императорском рескрипте" и кодексе бусидо, японский офицер имел право приказать подчиненным совершить самоубийственную атаку, например, против вражеских танков. Любой командир мог сказать подчиненному, что кодекс требует от последнего совершить самоубийство с целью загладить какую-то свою вину. И подобное сообщение обычно рассматривалось как приказ. Призывной возраст в довоенной Японии был установлен в 20 лет.

Солдатам не разрешалось спать трое-четверо суток. Случалось, организм не выдерживал подобных перегрузок, и солдат умирал во время учений или тренировок. Прядь его волос, обрезки ногтей посылали родным, а тело кремировали. Семье лишь сообщали, что их сын умер смертью героя за императора. Какая-либо другая информация о смерти солдата не разглашалась. Офицеры учили солдат всегда идти вперед, всегда наступать и никогда не думать об обороне. Японских солдат принуждали стирать белье офицерам, приучали смиренно выносить пощечины, которыми их "награждал" командир. Синяки и кровоподтеки на лицах рядовых были обычным делом. Распорядок службы (по-японски "бентатсу"), которому подчинялась жизнь солдата, считался офицерами "проявлением любви" к нему. Жесточайшая дисциплина в военно-морском флоте также основывалась на "железном кулаке". Палка как средство наказания и внедрения покорности полагалась по уставу каждому японскому командиру. Наказание палками являлось распространенным явлением в армии. Практиковались специальные упражнения по развитию умения вынести нанесенные раны. Солдаты поочередно кололи друг друга деревянными кольями и при этом должны были стойко переносить ранения, не издавая ни звука.

Помимо обучения солдат важную роль играла их идеологическая подготовка. Японская система идеологической обработки населения, в том числе и солдат, была чрезвычайно эффективной. Она строилась на основе многолетнего опыта идеологов и основывалась на кодексе бусидо, традиционных буддийских и синтоистских ценностях, охватывая все население страны. Уже в начальной школе еженедельно проводилось по четыре урока истории Японии, а один час посвящался патриотическим песнопениям. Солдатам историю преподавали ежедневно, помимо нее они знакомились с историей отечественного военного дела. Солдаты также обучались пению патриотических гимнов. Ранний подъем в течение двух лет всегда начинался с пения "Кими га ё" - национального гимна - и с громких криков "банзай" в честь императора. В японской армии формы и методы идеологической обработки военнослужащих были разработаны основательно и преследовали цель внушить солдату несколько основных догм.

Во главе японской нации стоит император. Все японцы должны быть преданными ему. Помимо этих двух основополагающих лозунгов японский империализм выдвигал и другие. 1 августа 1940 года министр иностранных дел Мацуока провозгласил идею создания "Великой Восточно-азиатской сферы сопроцветания". Первоначально в нее должны были входить Япония, Манчьжурия и Китай. Лозунги о "духовной мощи" японской цивилизации и о духе японского государства преследовали идею о превосходстве и исключительности японской нации, призванной повелевать другими народами. Печать, кино, театр, выставки, лекции - все это широко использовалось для распространения милитаризма и национализма. Ультрапатриотический кинофильм "Мадам Ноги Сидзуко", например, в 1935 году не сходил с экранов несколько месяцев. Постоянно были востребованы документальные фильмы об императорской семье, об акциях, предпринимаемых японской военщиной.

В каждом японском городе и деревне за год проводилось не менее десяти различных торжеств с патриотическими целями. Все они походили одно на другое как две капли воды: сначала пели национальный гимн, затем толпа кричала три раза "банзай" в честь императора, после чего произносились пылкие речи на идеологические и военные темы, распевались песни. В 1904 году при осаде Порт-Артура родилась баллада под симптоматичным названием "Песня воина, жертвующего собой". После русско-японской войны всплеск националистических чувств японцев долгое время поддерживала "Военная песнь", содержание которой было примерно следующим: война - война народа, владейте Порт-Артуром и городом Харбином, на самой вершине Урала Поставьте знамя Восходящего солнца, а славян старинной столицы Москвы Прогоните в их леса. Власть нашего государя Распространится широко во всем мире, И будут тогда все наслаждаться ее миром. После поражения под Халхин-Голом снискала огромную популярность баллада "Боевой друг". Ее печальная и тоскливая мелодия, созвучная тихой грусти японской души, стала классической: Здесь, в Маньчжурии, далеко-далеко от родной земли, В земле под камнем, под лучами заходящего солнца, Нашел свой покой мой боевой друг. Самой известной в солдатской среде считалась песня "Душа японской армии" ("Нихон гун кокоро"), в которой поющий утверждал, что охотно умрет за императора независимо от того, упадет ли в густой траве на склоне горы или потонет в море...

Идеологическим институтом императорской власти и японской военщины явился синтоизм, ставший государственной религией. Знание того места, которое занимал император в мировоззрении японца, чрезвычайно важно для понимания особенностей японского национализма, так как именно император разработал этику солдата, именно он являлся символом единства страны. В отличие от Германии, где национализм был взращен на философии Гегеля и Фихте, японский национализм по своей природе являлся этническим, основываясь на однородности населения, находящегося в длительной изоляции. Для японского националиста человек принадлежал либо к числу уникальных людей - японцев, либо был чужаком. Если он не являлся японцем, то никакого значения не имело его внешнее сходство с японцами, знание языка, обычаев и т. д. Он навсегда оставался врагом. Император считался потомком божественной прародительницы уникального японского народа - богини солнца Аматэрасу. Его рассматривали как мистического отца-священника и вождя народа, сплачивающего японский этнос. Когда японец употреблял термин "ту", обозначавший верность императору, он имел в виду не просто политическое повиновение государству и его символу, а всю гамму чувств, связанных с его убеждением в самобытности и уникальности японского этноса.

Идея "отца нации" глубоко проникла в японское общество. Собственно, она никогда не покидала японцев, в мировоззрении которых феодальные черты патернализма были весьма живучими. Поэтому японский национализм был теснейшим образом связан с фигурой императора. Не случайно все символы и основополагающие документы довоенной Японии - флаг , национальный гимн, конституция, "Императорский рескрипт солдатам и матросам", "Императорский рескрипт по образованию" - ассоциировались не с государством, не с правительством или с населением, а именно с императором и только с ним. Не японцам и не стране кричали японские солдаты прощальное "банзай", бросаясь в самоубийственную атаку.

Японские крестьяне, наиболее последовательные и твердые носители националистического мировоззрения, относились к императору с чувством глубочайшего почтения и обожания. Для них он являлся не просто главнокомандующим армией и флотом. Служа ему, крестьянин служил своей общине и своей деревне. В предвоенной Японии военщина добилась наибольшего успеха именно в сельской местности, где крестьяне составили основательную социальную базу для милитаризма и национализма. В сельской общине объединение крестьян для совместного труда было жизненной необходимостью. Крестьяне вместе трудились и вместе участвовали в работе военных общественных организаций. Что же касается городов, то лишь треть их населения вступила в какие-либо военные организации. Несмотря на то, что военные создавали заводские и фабричные отделения, они все же так и не смогли добиться в городах таких же весомых результатов, как на селе. В конце 40-х годов более половины населения Японии занималось земледелием и рыболовством. Несмотря на происходившую урбанизацию, страна оставалась преимущественно аграрной, обеспечивая тем самым солидную социальную базу для милитаризма и национализма. В годы экономического кризиса японские военные круги стали готовиться к тотальной мобилизации, веря в неизбежность войны.

С этой целью в 1932 году была создана Японская женская оборонительная ассоциация ("Кокубо фудзинкай"). Инициатива исходила от жен высших офицеров Осаки. Армия взяла под контроль новую организацию, и к 1937 году ее отделения были уже созданы в каждом городе и деревне по всей стране, а число членов достигало почти 8 миллионов человек. Спектр деятельности этой женской организации был достаточно широк: проведение лекций и церемоний на патриотические темы, похороны погибших на войне, помощь семьям служащих в армии и т. д. Другая женская организация - Патриотическая женская ассоциация ("Аикоку фудзинкай") - была создана еще в 1901 году под патронажем фельдмаршала Сатсума. Ее главной целью являлось облегчить для солдат тяготы войны, и она заслужила немало лестных слов в свой адрес во время русско-японской войны. Однако она не имела местных организаций и представляла собой, по существу, "клуб женщин высшего света". Организация начала их создавать только после того, как почувствовала соперничество женской оборонительной ассоциации. К 1937 году Патриотическая женская ассоциация насчитывала уже три миллиона членов. Она обеспечивала работой семьи военнослужащих, проводила экзамены резервистов, посылала солдатам поздравления и посылки, организовывала похороны погибших и проводы в армию.

Общественные организации и военные выработали особую церемонию проводов в армию новобранцев. Вечером накануне отправки семья будущего солдата устраивала праздничный ужин. Женщины из патриотических организаций помогали приготовить угощение. На торжестве присутствовали учителя, соседи, руководители общины, другие резервисты. На следующий день призывник в сопровождении активистов, соседей, родственников и официальных лиц посещал местный храм, откуда процессия направлялась на железнодорожную или автобусную станцию. Женщины Японской оборонительной ассоциации одевали белый передник и белую ленту через плечо с названием своей организации. Собравшиеся размахивали национальными флажками и пели гимн "Кими га ё". После напутствия и призывов не бояться смерти и сражаться доблестно собравшиеся кричали "банзай" и несли новобранца на руках к.вагону или автобусу. Слез и объятий не допускалось. Мать молча отвешивала сыну глубокий поклон, подавляя в душе горечь прощания с ним. Именно прощания, а не временного расставания.

"Вы совершенно не знаете характера японца, если думаете, что наш маленький народ испугается перед могущественной силой, - пояснял один японский матрос. - Когда солдат у нас еще только собирается на войну, родные уже оплакивают его, как мертвеца; если он напишет из похода письмо к родным, то этим и себя, и всю свою семью покроет несмываемым позором. Японец ни во что не ценит своей жизни, раз дело касается и его собственной чести, и чести родины. Если нужно, мы будем бороться хоть против всего мира!" Если случалось, что солдат возвращался домой, получив увечье и не будучи в состоянии нести службу, то организовывалась церемония встречи. Женщины в форме, соседи, родители, школьники сопровождали его от станции до дому, где устраивалось торжество. Если солдат погибал, то община или десятидворка самым активным образом участвовала в организации похорон. Павшие на полях сражений японские солдаты кремировались, а прах помещался в небольшие ящички, обтянутые белой материей. Они доставлялись семьям, которые устанавливали их в самом почетном углу комнаты. Существовал ритуал встречи похоронных урн; общественные организации выделяли необходимые для этого денежные суммы, убирали соответствующим образом дом и готовили национальное угощение.

Внушалась мысль о том, что для японской матери нет большей чести, чем производить на свет мальчиков и воспитывать их настоящими воинами. Девушек же убеждали в том, что они должны стать ямато-надешико ("бархатной гвоздикой") - японским полевым цветком, неприхотливым и выносливым; стоически переносить сообщения о смерти в бою их мужей и сыновей. Армия уделяла самое серьезное внимание военной подготовке молодежи. При этом считалось, что все, что делалось во имя армии и во имя благополучия общин, одновременно делалось во имя императора и нации. Особо подчеркивалась роль фигуры императора в милитаризации и росте японского национализма: "Нет другой такой нации в мире, которая бы столь долго непрерывно управлялась императором в течение свыше 2500 лет. Наш долг состоит в том, чтобы защитить нашу национальную политику, оборонять славную нацию и распространить силу Японии и ее престиж по всему миру" . Японское офицерство для пропаганды идей национализма часто обращалось к "Императорскому рескрипту солдатам и матросам", утверждая, что военные занимают особое место в уникальном японском этносе. Ведь именно к ним обратился император с этим документом, поэтому армия и флот подчиняются только ему, а не гражданскому правительству. Как верховный главнокомандующий, император традиционно посещал ежегодные военные маневры, проводившиеся в различных регионах страны. Во время 3-4-дневного визита он инспектировал местных резервистов, молодежные учебные центры, школы и общественные организации. Один-два раза в год общины при поддержке военных общественных организаций проводили памятные церемонии чествования павших на поле боя солдат, уроженцев данной деревни. Приводили в порядок могилы, посещали местную школу и буддийский храм. В 20-30-е годы в Японии были возведены памятники погибшим солдатам.

Военные круги Японии старались не упустить из-под своего влияния школы. Милитаризм начал насаждаться в них сразу же после реставрации Мэйдзи. В конце XIX столетия обучение в начальной школе велось подобно военному. Учителя и ученики размещались в казармах и подчинялись жесткой дисциплине. В 1890 году появился "Императорский рескрипт по образованию", который установил правила этики не только для каждого школьника и учителя, но и для каждого японского гражданина. Этот документ являлся гражданским эквивалентом "Императорского рескрипта солдатам и матросам". В каждой школе текст Рескрипта был вывешен вместе с портретом императора. Каждое утро учащиеся хором читали считавшийся священным документ. Они совершали ритуальные поклоны портрету императора и на вопрос "Каково ваше самое сокровенное желание?" должны были хором отвечать: "Наше самое сокровенное желание - умереть за императора!" Военная подготовка школьников - будущих солдат - велась с раннего возраста. Официально обучение детей военному делу начиналось с 8- летнего возраста, когда они еще учились в третьем классе начальной школы. Недостатка в наставниках не было. После возвращения с советского Дальнего Востока в 1925 году тысячи офицеров стали учителями военного дела - ведь в японской интервенции на Дальнем Востоке участвовало одних пехотинцев 175 тысяч человек, не считая флота и морских пехотинцев.

Учащиеся средней и высшей школы продолжали обучаться военному делу, но уже офицерами регулярной армии. В мирное время на военное дело отводилось два часа в неделю. Ежегодно проводились недельные учения в лагерях. В 1936 году бывший военный министр генерал Араки Садао стал министром просвещения. Воплощение японского милитаризма, жесткий сторонник удара по СССР, он стал настойчиво претворять в жизнь свой план по обучению и воспитанию нации. Армия, по его мнению, должна стать авангардом общества, а каждый японец был обязан настолько впитать идею полнейшего самоотречения, чтобы чувствовать, что смерть за императора -это привилегия. Конечная цель, по словам Араки, -сформировать у целой нации душу солдата. Это было не сложно, так как в течение почти тысячелетия Япония представляла собой военное государство. Исключение составлял лишь период с 1922 по 1931 годы, когда у власти были гражданские лица. В З0-е годы военное влияние пустило глубокие корни в японскую жизнь. Прилавки магазинов были завалены игрушечными ружьями, саблями, военной формой, касками и т. д. Самым популярным занятием японских детей была игра в войну. Ватаги мальчишек разыгрывали на улицах "сражения". Некоторые привязывали к спинам поленья, имитируя "человеческие бомбы" и самоубийственные атаки. По существу, школы превратились в военные подразделения.

Бывшие офицеры напоминали школьникам об их долге помочь Японии выполнить ее божественное предназначение подчинить Азию. Они обучали малышей обращению с деревянными ружьями, а старшеклассников - с настоящим оружием. Школьные учебники стали средством пропаганды. Они оправдывали набиравшую размах японскую экспансию и, более того, подчеркивали особую роль японской нации в Азии и на Тихом океане. Учителя-офицеры сеяли в детские души неуважение и даже ненависть к другим народам. Как и в армии, в японских школах была отлажена суровая военная дисциплина, а муштра стала обычным делом. Ежедневно школьники в специальной форме маршировали строем с флагами. Учителя вели себя подобно свирепым сержантам. Избиения и пощечины являлись основным средством воспитания. Школьников заставляли бегать до изнеможения, стоять босыми на снегу и т. д. Неудивительно, что уроки военной подготовки считались самыми непопулярными. Школьники их ненавидели, старались пропускать под всяческим предлогом, но вырваться из цепких лап военщины не было дано никому.

Заключение

Японский этноцентризм имеет глубокие исторические корни. Он обусловлен особенностями этногенеза, географическим положением и спецификой производства в стране, всем ходом социального развития. Оторванность от континентальных цивилизаций, постоянная готовность к нашествию породили у японцев стремление к замкнутости, усиление национальных тенденций. Для многих японцев вся нация представляется большой семьей, и они считают себя вправе выступать от ее имени. Идея «первичности» японской нации с ее «уникальными» культурными ценностями логично приводит последователей идеологии «японизма» к концепции «исключительности» расы. Отметим, что современные неонационалисты ничего оригинального в эту концепцию не привнесли. С аналогичными аргументами выступали в 20—30-е годы идеологи национализма и фашизма.

Первоначальное население Японии не было однородным. По своему составу делилось на несколько отличных друг от друга этнических групп. Совершенно естественно, что в центре дискуссии о происхождении японцев фигурирует извечная тема места императора в обществе, его культа в синтоизме, отношения к милитаризму. Круг вопросов, которые еще до начала 80-х годов считались «запретными», ныне получает самое детальное освещение в средствах массовой информации. Причем, и это следует особенно подчеркнуть, население Японии в целом с пониманием и даже одобрением относится к обсуждению этих тем. Опросы общественного мнения показывают возрастающий интерес японцев к возврату к традициям, к развитии чувства уважения к императору. По данным опроса газеты «Асахи» 80 % респондентов заявили, что японский народ относится к высшим расам мира.

Петрушина Юлия политолог