Особенности модернизации в Индии: феномен «застрявшей страны».В современной политико-экономической литературе достаточно много исследований посвящено тем или иным аспектам модернизации переходных политических систем. Но, как правило, для исследований берутся модельные регионы, такие как страны центральной или западной Европы. Что касается исследований, посвященных Юго-Восточной Азии, то в основном исследуются Япония и Китай. Между тем незаслуженно обходят вниманием такие важные с точки зрения понимания процессов модернизации страны, как Индия, Индонезия или Пакистан. С нашей точки зрения, наиболее любопытна для рассмотрения Индия как страна, роль которой в современном мире все больше возрастает. Это дает повод многим экспертам ставить Индию наряду с Китаем на лидирующие экономические позиции уже к середине XXI века. Но так ли оправданны эти прогнозы? Насколько тенденции, наблюдающиеся в современной Индии, способствуют дальнейшей успешной модернизации страны? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе, рассматривая особенности модернизационных процессов в Индии. Применительно к странам третьего эшелона модернизации можно выделить несколько подходов. Во-первых, понимание модернизации как внутреннего процесса, который имеет определенную специфику, характерную для той или иной страны. В данной трактовке теория модернизации определяет причину отставания в социо-культурных факторах развития обществ: «…слаборазвитые народы были такими, потому что их общества были недостаточно «современными» социально и психологически». Низкий уровень развития стран Азии и Африки, таким образом, объясняется локальными особенностями той или иной страны. Поэтому остается важным вопрос о специфике и последствиях доиндустриального развития этих стран. Во-вторых, рассмотрение процесса модернизации через неомарксистскую формулировку, объясняющую процесс мировой капиталистической интеграции как необходимое следствие функционирования монополистического капитала. В данной формулировке главная роль в модернизационных процессах отводится внешнему фактору. Ее сторонники утверждают, что проблемы экономической отсталости не могут быть решены вне контекста включенности в международную систем. Примеров этому можно привести достаточное количество, однако наибольший интерес с нашей точки зрения представляет Индия. Однако для данного исследования наиболее оптимальной является линеральная модель модернизации, предложенная С. Блеком. Он выделяет четыре фазы перехода к модернизации. 1. Вызов modernity, т. е. первоначальная конфронтация в обществе по поводу перехода к качественно новому этапу развития. Этот этап характеризуется появлением в обществе сторонников модернизации и, как следствие, предпосылок для возникновения институтов нового типа. 2. Консолидация модернизаторской элиты, т. е. переход власти от традиционной элиты к новым лидерам «заряженным» на модернизацию страны. Данный переход, как правило, сопровождается длительными социально-политическими конфликтами, которые наблюдаются на протяжении нескольких поколений. 3. Экономическая и социальная трансформация — социально-экономические изменения в стране происходят до момента перехода от аграрного типа общества к индустриальному. 4. Интеграция общества. Это этап, который сопровождается серьезными изменениями в структуре общества и происходит необратимый переход к демократическому развитию страны, а следовательно, складываются предпосылки для перехода к постиндустриальному обществу. Индийское общество: потребность в изменениях Если говорить о главном отличии развития Индии от других стран мира, нужно сконцентрироваться на таком институте, как каста. Целый ряд исследователей отмечает особую важность для страны кастовой системы. Каста, по мнению Л. Дюмона, представляет собой оригинальную цивилизационную модель, построенную на собственных сознательных принципах, и следует начинать с изучения этих принципов, а не применять к ней внешние понятия, присущие той или иной этнокультурной среде . Фактически речь идет о становлении в Индии не просто социальной иерархии, а о возникновении специфического образа жизни, который не в состоянии изменить ни одна сила. Как известно, главной особенностью социальной организации индийского общества в период средневековья был кастовый строй. Со временем сложилось деление на четыре варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники) и шудры (эта варна возникла позже всех и включала в себя различные категории зависимого населения вплоть до рабов). Однако кастовая система не была статичной и со временем также корректировалась. Примерно в гуптский период (318 г.) началось изменение в сословной системе Индии. Все большее значение приобретало имущественное положение. Каждая варна стала делиться на множество каст (по-индийски «джати»), происхождение которых во многом связано с разделением труда и специализацией. Другие же касты, в основном принадлежавшие к сословиям вайшьев и шудр, (торговцев и слуг) являлись племенами, которые включались в кастовую систему и получили определенную социальную функцию . Несмотря на то, что касты являлись самостоятельным институтом, варны служили своего рода ступенями классификации каст по социальному признаку. В процессе развития в стране феодальных отношений изменился социальный характер старых варн. Среди брахманов теперь появились землевладельцы, чиновники, военачальники. В составе кшатриев начали встречаться раджпуты, которые были не только воинами, но и землевладельцам. Вайшьями становились купцы и богатые ремесленники. Начиная с того же периода, развивались особые касты, стоявшие вне варновой системы — т. н. неприкасаемые, которые занимали самое низкое социальное положение и выполняли грязную работу. Все человеческие общества построены на основе социальной иерархии, которая является одним из главнейших элементов функционирования государства. Эта социальная структура состоит из одной или нескольких (в зависимости от характера режима) доминирующих групп, обладающих тотальной гегемонией, и подчиненных групп, находящихся в нижней части иерархической структуры. Доминирующие группы идентифицируются обществом как социальная власть, некий символ, которому делегируется принятие решений. Именно поиск символического в поле политического во многом привел к формированию таких доминирующих социальных групп и постепенному усилению противоречий между лидерами и обществом. Не многие исследователи обращали внимание на тесную связь символического и социально-политического, говоря о дальнейшем развития элитологических концепций. Так, Сюзанна Лангер, например, отмечала, что символы являются важнейшими элементами человеческого поведения. По ее мнению, символизация «является основополагающим процессом развития человека во все времена». Главенствующая роль иерархических структур, разумеется, характерна для многих обществ, однако, как правило, подобный уклад не является постоянным и меняется с течением времени под воздействием трёх факторов: экономического, культурного и социально-политического. Что касается экономического фактора, нужно отметить, что в определенный исторический период перед обществом появляется потребность в изменении привычного классового уклада. Так было в Европе, так было и в Азиатском регионе — например, в Японии. Если всё же обратить внимание на модернизацию именно европейских обществ, можно отметить, что это был эволюционный и революционный процесс, под воздействием внутренних факторов. Один из главных компонентов модернизации в странах Европы - это появление независимых городов, которые заключали договор с королём или крупным феодалом. Именно под эгидой свободных городов, начали своё развитие новые социальные структуры: буржуазия, крупные цеха, университеты, приведшие к появлению мощной прослойки учёных. Все эти процессы, привели к постепенному отмиранию традиционного социального деления Европы. Совсем иначе, обстояли дела в обществах Азии, где не произошло качественно нового развития свободных городов, которые по сути своей, представляли крупные деревни без серьёзного изменения, в структуре производства, и как следствие в социальной стратификации. Отсюда вытекает проблема урбанизации, как одного из важнейших критериев модернизации неевропейских обществ. Что касается культурного аспекта изменений системы, то здесь уместно вспомнить Й. Хейзинга и его «инстинкт игры». Он отмечал, что «свое бытие культура начинает как разновидность сублимированного игрового инстинкта» , элементов священнодействия и праздничных состязаний, продолжавшихся одновременно с развитием институтов и остающихся навечно присутствовать на каком-то уровне. Однако в некоторых обществах этот инстинкт не просто сохраняется, но и распространяется на все сферы жизни общества. Таким образом, система каст сохранилась как определенные некие правила игры, функционирующие практически без изменений до наших дней. Социально-политическая составляющая выражается в стремлении общества обладать информацией. По мнению ряда исследователей, именно борьба за информационный ресурс и является одной из главных особенностей в эволюции обществ. Центральным явлением здесь выступает политический конфликт, который сознательно поддерживается правящими кругами, чтобы укрепить власть той или иной группировки или лидера . Именно благоприятное воздействие внутреннего социального конфликта зачастую приводит к изменениям и слому предыдущей парадигмы развития общества. Так, например, Чарльз Тилли отмечает, что конфликты внутри социально-политических систем рано или поздно приводят к социальному взрыву, который, в свою очередь, создает предпосылки для наступления, возникновения переходного периода – когда старый режим падет, а новый еще окончательно не институционализируется. Вызов modernity Первый этап модернизации Индии был обусловлен внешним фактором, роль которого сыграла Англия. Как известно, британцы уже к 1850 году управляли большей частью Индии, современного Пакистана и Бангладеш. В конце 1800-х годов в британской Индии были сделаны первые шаги к самоуправлению с назначением индийских консультантов для участия в процедурах принятия решений и строительстве экономических и социальных институтов. Это очень важный момент, поскольку стало понятно, что без участия индийцев в принятии законопроектов невозможно модернизировать страну и начать процесс вхождения в мировую экономику. Таким образом, уже в период с 1868 по 1900 год была начата индустриализация и частичная интеграция страны в мировую экономическую систему. Самые быстрые темпы экономического роста наблюдались в 1870–1890-х годах. «Это новый мир, и я спрашиваю себя: неужели я все еще в Индии?» — отмечал Рамсей Макдональд в заметках о поездке в 1909 году в столицу Индии Калькутту. Действительно, Индию этого периода трудно узнать, уже к концу XIX века страна начинает постепенно включаться в мировую капиталистическую систему, а важнейшим городом индийской промышленности становится Бомбей. В 1893-1899 гг. была проведена финансовая реформа, которая создала условия для проникновения встряну английского капитала. Был введён золотой стандарт рупии, курс которой был привязан к английскому фунту стерлингов. К началу XX века английским монополиям принадлежало большинство чайных плантаций в Бенгалии, Ассаме и на юге страны, кофейных плантаций в княжестве Майсур и каучуковых — в княжестве Траванкур, джутовые фабрики в Калькутте. Кроме того, им принадлежало значительное количество текстильных фабрик и шахт страны. Крупные бомбейские фирмы имели свои представительства в Англии, они получали там необходимый опыт и могли ознакомиться с развитием промышленности, чтобы впоследствии применить свои знания в Индии. Нарождающаяся индийская буржуазия стремилась получить доступ к тяжелой промышленности, следствием чего стало строительство в 1911 году в Бихаре первого металлургического завода. Уже к 1920 году в стране полным ходом шла индустриализация. Но несмотря на экономическое развитие, наблюдавшееся в стране, англичане не оставляют попыток постарения нации, которое выражалось прежде всего в создании новых институтов. И этому было своё объяснение. На определённом этапе метрополия вынуждена проводить в колонии определённые реформы, которые главным образом касаются политического и административного аспекта и могут носить как глубинный системный характер, так краткосрочный и поверхностный. Глубина и продолжительность таких преобразований зависит, во-первых, от наличия или отсутствия программы действий метрополии в колонии и, во-вторых, готовности впитывать изменения в самой колонии. Немаловажным здесь явилось осознание одного, достаточно очевидного факта: проведение подобных реформ может оказать как положительное воздействие на систему в целом, так и привести к её энтропии. Но если подобные реформы не проводить, есть опасность ухудшения в будущем и экономической ситуации, поскольку архаика в социально-политической системе постепенно может оказать негативное воздействие и на экономический сегмент. Единых рецептов здесь, как известно не изобрели, что делает сам процесс достаточно инвариантным. Таким образом, перед английской администрацией встала серьёзная проблема приведения социально-политической системы Индии в соответствие с её экономическим уровнем в начале XX века. Реформы, проведённые в Индии имели противоречивые результаты для метрополии. С одной стороны, они обеспечили Индии более устойчивое развитие, но с другой стороны именно вынужденная демократизация начала XX века, предопределила скорую потерю этой колонии. Ситуацию ухудшали восстания, вспыхивающие по всей территории страны начиная ещё с середины XIX века . Восстания носили как локальный характер (против английских предпринимателей), так и более глобальный, направленный против власти англичан. Во многом как ответ на сложную социальную обстановку в стране, в 1919 году был проведен комплекс реформ, названный «реформами Монтегю–Челмсфорда», которые способствовали «постепенному распространения самоуправления с целью развития в Индии, как составной части Британской империи подотчётного и эффективного правительства» . Закон вводил двухпалатный законодательный орган при генерал-губернаторе, который состоял из Государственного совета и Законодательного собрания. 34 члена Государственного совета избирались, 26 – назначались. Для Законодательного собрания цифры были 105 и 40 соответственно. Однако за генерал-губернатором оставалось право вето. В провинциях вводилась система диархии (двоевластия), направленная на укрепление системы сдержек и противовесов. Введение четкой процедуры выборов на всех уровнях предполагало практическое ознакомление индийцев с демократическими процессами. Подобные поступательные преобразования имели серьезный резонанс внутри общества, дали ценный опыт для индийцев и отчасти подготовили их к будущей независимости. Фактически Англия оставила Индии сложившуюся структуру институтов, политических партий и зародившуюся элиту. Кроме того, «был фактически создан средний класс, в основном из кшатриев» . Это привело к тому, что даже некоторые индийские интеллектуалы поддерживали британское правление как альтернативу национализму и коммунизму, например Рам Мохум Роя, который надеялся, что либеральные экономические реформы побудят индийцев создать «свою национальную философию либерализма». Если бы не было запроса внутри индийского общества, как на экономические, так и на политические реформы, то, в конце концов, демократические институты не прижились бы, как бывало уже не раз в истории. Консолидация модернизаторской элиты Начиная с 1920 года возросла роль индийского общественного деятеля Махатмы Ганди, который выступал за единую Индию без присутствия англичан. Его партия Индийский национальный конгресс (ИНК), по сути, была широким общественным движением. Причём, Ганди удалось практически невозможное – хоть и временно, нивелировать противоречия, существовавшие между кастами. Известно, что Ганди поддерживали даже неприкасаемые, которые надеялись получить свою выгоду от независимости страны . Именно в данный период произошла консолидация модернизаторской элиты, которая хотела независимого развития для страны и в то же время продолжения экономических преобразований с учетом интересов большинства общества. Опора на брахманов и кшатриев, таким образом, имела успех с точки зрения данного этапа модернизации. Именно образованный класс мог принять и адаптироваться к новым институтам, которые ввели англичане. Поэтому консолидация новой элиты прошла относительно безболезненно, что позволило Индии успешно пойти по пути индустриализации. С 1947 года Индия, получив статус независимого государства, должна была заново определить векторы развития и избрать оптимальную стратегию поведения. И большую роль здесь играет политическая элита страны. Между тем, если в большинстве стран Европы и Юго-Восточной Азии сложились предпосылки к демократизации социально-политической и экономической системы, то в Индии маятник качнулся в другую сторону. Под руководством Джавахарлала Неру Индия приступила к индустриализации экономики за счет укрепления государственного сектора и применения перспективного планирования. Под контролем государства оказались все ключевые отрасли, находившиеся в собственности монополий. Это очень важный момент, поскольку Неру был горячим поклонником некоторых элементов социалистической модели экономики и ориентировался на СССР. В результате, уже через несколько лет под контролем государства оказались все ключевые отрасли, находившиеся в собственности монополий. На протяжении этапа экономической стабилизации, продолжавшегося до середины 50-х годов, иностранный капитал в Индии был взят под контроль . Интенсивный этап индустриализации продолжался с середины 50-х до середины 60-х годов. В течение этого периода благодаря политике протекционизма были созданы импортозамещающие отрасли. С конца 60-х годов начался процесс социального и технологического переустройства сельского хозяйства на основе «зеленой революции» . Начиная с 1985 года приоритетной целью экономической политики Индии становится развитие инфраструктуры. В этот период нехватка внутренних накоплений определила рост внешней задолженности Индии. В 1989 году Индия становится одним из самых больших из развивающихся стран получателем иностранной помощи. В дальнейшем экономическом развитии Индии можно выделить три фазы развития. Первая фаза — 1950-е и начало 1960-х годов. Это был период активной государственной политики индустриализации, сопровождавшейся относительной открытостью внешней торговли и инвестициями. Вторая фаза — с 1960-х годов — поворот к импортозамещающему развитию, широко распространенному в те годы во многих развивающихся странах. В целом импортозамещение было, очевидно, необходимой и объективной фазой для тех стран, которые вступили на путь развития позднее стран Запада и Японии . Начало 1990-х годов ознаменовалось переходом к третьей фазе – экспорторасширяющегося развития в рамках программ структурной адаптации МВФ, который приветствовался в экономических кругах с энтузиазмом и со ссылкой на опыт стран Юго-Восточной Азии, добившихся благодаря ориентации на внешние факторы достаточно высоких темпов экономического роста ознаменовалось переходом к третьей фазе – экспорторасширяющегося развития в рамках программ структурной адаптации МВФ, который приветствовался в экономических кругах с энтузиазмом и со ссылкой на опыт стран Юго-Восточной Азии, добившихся благодаря ориентации на внешние факторы достаточно высоких темпов экономического роста. Как известно, понятие «модернизация» является достаточно многообразным. В социальной, экономической и политической теории модернизация характеризуется достижением индустриализации, высокой урбанизации, секуляризации и рационализации производства. В период холодной войны, например, модернизация воспринималась странами Запада как оружие, направленное против коммунизма. Так, в 1968 году С. Хантингтон призвал к модернизации переходных обществ через урбанизацию. Среди примеров насильственной урбанизации можно выделить Вьетнам, где значительная часть населения была насильственно вывезена из деревень в город, в современное окружение, а их старые дома были сожжены. Подобный опыт не имел успеха и был скорее неудачной попыткой реализации теорий постарения нации, нежели реальными шагами в направлении модернизации . При Неру, напротив урбанизация имела серьёзный успех, поскольку носила не спонтанный характер. Увеличение темпов роса экономики привело, к потребностям в новых рабочих местах. Если в 1950 году численность городского населения в Индии составляла 60,6 млн. чел., то уже к 1990 году эта цифра увеличилась до 230,2 млн. чел. Эта динамика является одной из самых высоких в мире и проигрывает только Китаю (60,9 и 380,8 млн. чел., соответственно). В Азии в 1990 году насчитывалось 115 таких агломераций, больше всего в Китае (38), Индии (24). Тем не менее, индийское капиталистическое развитие неплохо сочеталось с теми нормами и институтами, которые были насажены в период английского колониального господства. В этот период появились те образованные слои индийского общества, которые и получили власть после обретения страной независимости. Именно поэтому институты, созданные англичанами не были подвергнуты серьёзным изменениям. Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту и отделена от исполнительной и судебной власти. Политический строй Индии во многом копировал английский аналог, что выражалось не только в наличии схожих институтов, которые могут играть фасадную роль, но и в функционировании новой элиты, которая, придя к власти, реализовала институциональный потенциал и обеспечила определённую эффективность функционирования политической системы . Говоря о политическом процессе в Индии этого периода нужно отметить, что уже тогда была состязательность с полной свободой для партийных коалиций в ходе избирательных кампаний. Это важно, если учесть достаточно закрытую экономику, курс на которую был взят практически сразу после независимости. Известно, что избирательные кампании свидетельствуют об устойчивости симпатий основной массы избирателей: при наличии коммунистического левого и религиозно-коммуналистского правого крыльев основная доля голосов избирателей приходилась на центр, представленный, прежде всего ИНК, позже также и коалицией оппозиционных ему сил. Если не считать небольшого промежутка времени (1977 — 1979 гг.) все остальные годы во главе Индии стояло правительство ИНК, которое после смерти Неру возглавляла его дочь Индира Ганди, а после ее убийства — ее сын Раджив Ганди, внук Неру. После убийства Раджива Ганди, во главе правительства встал Нарасимха Рао. Это говорит о достаточно стабильной политической системе, которая была своеобразным симбиозом социалистических черт в экономике и демократических в политике. Таким образом, с 1960-х до середины 1980-х годов Индия была одной из наиболее контролируемых экономик мира за пределами коммунистического блока. Это выражалось в административном контроле за ценами, а также контролем правительства за многими ключевыми отраслями промышленности. Импорт в основном был запрещён, а экспорт и приток инвестиций был значительно уменьшен. Крупные частные предприятия были лишены возможности расширяться, что легло тяжким бременем на другие сектора экономики. Экономическая и социальная трансформация В любом переходном обществе разные периоды требуют различных политических лидеров и элит, обладающих определенными навыками и способностями. Элитные группы должны либо смениться, либо адаптироваться к различным задачам, поскольку, как указывает Ф. Шмиттер, — это требует консолидации подходов, которые полностью отличаются в переходный период . Фактически был выбран путь классического переходного процесса а не революционных преобразований . Зачастую в этот период для внутриэлитной борьбы используется идеология национализма в целях контроля над массами. Национализм представляет собой мощную идеологическую основу для формирования новой социально-политической системы. Эта стратегия была успешно применена в Чехословакии, бывшей Югославии – если говорить о Восточной Европе. С точки зрения X. Линца и А. Степана степень продвижения и характер изменений в стране, переходящей к демократии, могут быть оценены при помощи следующих характеристик: «Демократический переход завершился в том случае: когда достигнуто определенное согласие по поводу политических процедур смены правительства, когда его приход к власти является результатом свободного голосования народа» . В то же время в «третьем мире» процесс консолидации часто бывает прерван и не завершен до конца, при этом возникают симбиотические образования, называемые иногда демократическим авторитаризмом или авторитарной демократией. Во многом это связано с социокультурной средой, в рамках которой осуществляется политический переход, с «реакцией отторжения» демократических ценностей и норм доминирующей политической культуры. 90-е годы внесли существенные изменения в социально-экономическую политику Индии и ознаменовали собой новую фазу в стратегии развития страны. Однако толчок, произошедший в новой политике, не очень отличается от изменений, осуществляемых в других развивающихся странах. Особенно это относилось к постсоциалистическим странам, где наблюдались сложные процессы, создающие новые социальные и политические институты. Наиболее важные глобальные процессы, наблюдаемые в Индии в данный период — это уменьшение степени государственного контроля над различными аспектами индийской экономики, увеличение роли частного сектора, переадресация недостаточных ресурсов общественного сектора к областям, где частный сектор имеет перспективы роста. Особый акцент был сделан на привлечении иностранных инвестиций в экономику. Данные изменения сопровождались серьезными дебатами внутри страны, а также за границей. Всех волновал вопрос о перспективах либерализации в стране. Совершенно очевидно, что после 1991 года Индия двигалась в направлении демократизации политического режима и в качестве образца помимо Восточной Европы и России выступал Китай, где изменения проводились с 1978 года. В основном реформы одобрялись, но были и недовольные изменением политико-экономического курса. Главная критика предстоящих реформ сводилась к разногласиям по темпам открытия рынка страны для внешних производителей, а также степени защиты внутреннего рынка страны. Важная особенность Индии в реализации реформ при сравнении с другими странами заключается в том, что здесь особый акцент был сделан на градуализме, т. е. плавном переходе от одного состояния экономики к другому. Иными словами, правительство сознательно отказалось от «шоковой терапии». Прежде чем рассматривать содержание реформ в стране, полезно выделить главные причины, по которым в стране начала преобладать доктрина градуализма. Первая причина для перехода к политике градуализма состоит в том, что толчком к проведению этих реформ не стал какой-либо длительный экономический или политический кризис. Реформы начали проводиться в июне 1991 года вследствие кризиса платежного баланса, который был серьезен, но все же не являлся системным и не носил затяжного характера. Напротив, некоторые кризисные явления проявились в конце 1980-х годов, когда индийская экономика росла ежегодно в среднем на 5,5%. Это может казаться скромным по Восточноазиатским стандартам, но это было намного лучше, чем предыдущий период развития страны. Начиная с 1985г. приоритетной целью экономической политики Индии становится развитие инфраструктуры. В этот период нехватка внутренних накоплений определила рост внешней задолженности Индии. В 1989 году Индия становится одним из самых больших среди развивающихся стран получателей иностранной помощи. Ещё к началу 80-х годов индийское правительство пришло к выводу, что система средств управления, ориентируемая на защиту внутреннего рынка, делает Индию неконкурентоспособной в рамках глобальной мировой экономики. Как отмечают ряд авторов, градуализм был неизбежным результатом демократического и плюралистического развития государства, в котором экономические реформы могут быть осуществлены только в том случае, если они основаны на согласии широких масс населения. Благоприятный опыт либерализации в 80-х создал интеллектуальный климат продолжения реформ в том же в том же направлении. Кризис 1991 года привёл лишь к более решительным реформам, но их направление и темп остались прежним – приемлемым для демократического государства. Это было тем более важно в июне 1991, так как у нового правительства М.Сингха еще не было парламентского большинства. Экономические реформы, начатые в 1991 году, также носили эволюционный характер, но сильно отличались от реформ 1980-х годов. Прежде всего была признана необходимость в объединении с мировой экономикой через торговлю, привлечение инвестиций и технологий, с целью чего нужно было создать (в течении 4-5 лет) условия, которые бы дали конкурентную среду идентичную другим развивающимся странам. Можно выделить несколько основных направлений либеральных преобразований. Это, прежде всего реформы, укрепляющие рыночную систему страны: • Финансовая стабилизация • Промышленная политика и иностранные инвестиции • Реформы в аграрном секторе • Либеральные рыночные реформы Данные меры способствовали окончательному вхождению Индию в мировое сообщество и позволили говорить об успехе модернизации и демократизации в стране. Инновационная периферия Уже очевидно, что мировой экономический кризис носит структурный характер и призван уничтожить все, что тормозит внедрение инновационных технологий, прорывов. Та страна выйдет из кризиса окрепшей, обновленной, которая найдет адекватные «ответы» на глобальные «вызовы», использовав не только финансовый, экономический, но и интеллектуальный потенциалы своего общества. Таким образом, можно констатировать, что перед руководителями любых переходных государств всегда стоит выбор между двумя стратегиями поведения: а) дальнейшая авторитарная трансформация системы, направленная на выход из экономического кризиса; б) форсированная демократизация системы, направленная на преодоление политического и уже затем экономического кризиса. В такой дилемме сталкиваются два мнения: о чисто экономических проблемах, обострившееся с кризисом или о кризисе системы в целом, который независимо от всемирного экономического кризиса рано или поздно оказал бы негативное воздействие на государство. Проблема, однако, несколько шире и оба пункта взаимосвязаны. Для преодоления кризиса переходными странами необходима дальнейшая модернизация. В Индии, пожалуй, наблюдается наиболее острая социальная дезинтеграция общества. Разногласия усугубляются смешанным характером социально-экономической жизни страны. Наличие различных типов социальных отношений способствует появлению опасности социальной нестабильности в стране. Для современной Индии экономический рост является насущной необходимостью. Многие эксперты считают, что для того, чтобы страна совершила серьёзный рывок необходимо ускорение темпов экономического роста с 5-6% в год до более существенных результатов. Только в этом случае можно будет говорить о начавшемся процессе преодоления социальных проблем в Индии. Результаты говорят сами за себя – около 28% граждан страны в настоящее время живут за чертой бедности. Кроме того, при нынешних темпах экономического роста, к 2012 году, по различным оценкам число безработных может составить от 19 до 37 миллионов, наибольшая часть из которых будут молодые люди . Понятно, что на самом деле речь идёт о ещё больших цифрах. Высокая безработица в свою очередь ведёт к возрастанию конфликтогенности внутри индийского общества. Одна четверть миллиардного (1,1 млрд.) населения Индии – это лица моложе 15 лет, более половины - моложе 25 лет, более двух третей - моложе 35 лет. Предположительно, к 2013 г. трудовые ресурсы увеличатся почти на 90 млн. человек – это общая численность трудовых ресурсов Великобритании, Франции и Италии. К 2028 г. население Индии может увеличиться на 370 млн. человек. В Индии будет одновременно наибольший процент молодёжи по сравнению со странами Запада и самые большие по численности трудовые ресурсы. Такой рост может сделать ее чрезвычайно ценным партнером для США и других стран. Подобное бурное увеличение рабочей силы традиционно считается позитивным явлением, гарантирующим быстрый экономический рост на 25-30 лет. Увеличение численности работающих означает рост производства, потребления и ВВП. Однако демографический рост не несет чистых выгод автоматически. Обеспечение производственной занятости такой массе людей – пугающая перспектива. По одной из оценок, успешный год - это 7 процентов реального роста и не менее 15 млн. новых рабочих мест. Если создание рабочих мест тормозится или рабочие плохо обучены, десятки миллионов останутся безработными или будут иметь неполную занятость. Сельское хозяйство, где занято три пятых населения Индии, иллюстрирует потенциальную угрозу такого развития событий. Уже сейчас 60 млн. из занятых в сельском хозяйстве уволены. Если найти для них работу в промышленности или сфере услуг, это обеспечит 25-процентный рост ВВП в течение пяти лет. Повышение производительности сельскохозяйственного труда, конечно, достойная цель, поскольку ее следствием является рост доходов и снижение бедности. Однако одновременно это сократит потребность в рабочей силе и увеличит на десятки миллионов армию тех, кто ищет работу в городах . Таким образом, ускорение экономического роста и обеспечение занятости квалифицированной молодёжи в ближайшие два десятилетия являются ключевыми, стратегическими задачами Индии. Между тем, многие страны мира сталкиваются с прогнозируемым дефицитом рабочей силы из-за низких темпов рождаемости и увеличения доли пожилых людей. Серьёзная нехватка ощущается в таких отраслях как IT-услуги, медицина и образование. Данная ситуация способствовала формированию в Индии специфического направления услуг, которое можно условно охарактеризовать как инновационная периферия. Именно предоставление удалённых услуг странам Западной Европы и США в ряде перспективных направлений, является на сегодняшний день бурно развивающимся сегментом экономики Индии. По ряду индийских прогнозов к 2020 году в сфере дистанционных услуг будет занято 10-24 млн. рабочих мест. Всё это позволит в ближайшие два года повысить ВВП до 1,5% по сравнению с нынешними темпами роста. Огромные молодые и профессионально подготовленные трудовые ресурсы Индии способны сыграть большую роль в глобальной экономике. Но основное внимание концентрируется на высокопрофессиональной рабочей силе в сфере высоких технологий. Однако в ближайшее время наукоемкие компании не смогут обеспечить занятость нового трудоспособного населения, пополняющего трудовые ресурсы страны. Поэтому Индия должна совершенствовать базовые навыки, гарантировать всеобщее начальное образование. Иными словами, проблемы выходят за рамки численности этих ресурсов . Тем не менее, нельзя сказать, что не предпринимается никаких усилий для улучшения всеобщего образования в стране. Так, бюджет министерства школьного образования и грамотности, которое контролирует начальное и среднее образование и программы ликвидации безграмотности среди взрослого населения, вырос в 2003-2008 финансовых годах почти в пять раз. Между тем, грамотность в масштабе страны составляет лишь 64 %, что является достаточно низким показателем. Одна из важнейших проблем страны, которая тормозит переход к консолидации общества, это проблема единого языка в стране . Ещё в 1965 году была попытка сделать единым языком хинди, на котором разговаривало большинство населения страны. Однако эта попытка не увенчалась успехом, поскольку наткнулась на противодействие некоторых южных штатов, для которых хинди не являлся родным языком. Как следствие в современной Индии до сих пор эта проблема не решена, если говорить обо всей территории страны. В какой то степени роль единого языка играет английский, имеющий статус второго государственного, но он, как правило, развит в городах, чего нельзя сказать о сельской местности. Сейчас идёт своеобразный разрыв на англоговорящую городскую среду и на сельскую, использующую преимущественно хинди, а также бенгали, догри, непали и др. Курс современной Индии на инновации подтверждается и особой ролью, которую в стране отводят функционированию ВПК. Ведь, как известно, об уровне развития и технологичности страны ярко свидетельствует развитие вооружённых сил страны, соответствие их современным угрозам. И современная Индия здесь не исключение. Наряду с дистанционными услугами, главным образом направленными на постиндустриальные страны, одним из направлений индийской модернизации с начала XXI века стало развитие вооружённых сил. Здесь Индия ищет, прежде всего, технологическую основу для превращения ВПК в один из экстрактов развития технологий в стране. Разумеется, нельзя забывать и об военных угрозах в регионе, памятуя о недавних столкновениях с Пакистаном. Но все же, если говорить о модернизационной парадигме развития страны, первичным являются именно технологические инновации, заложить которые может и развитие военных технологий. Фактически сфера ВПК рассматривается современной Индией в контексте одной из экономических опор при будущем переходе к постиндустриальной модели экономики. Именно по научно-техническим причинам Индия открыла свой рынок крупнейшим мировым экспортерам военной продукции. Ещё в 80-х годах страна активно сотрудничала в данной сфере с Францией, закупая истребители Mirage 2000, а также с Англией, закупая самолёты Jaguar. Сейчас основным партнёром в области поставок оружия для Индии является Россия, которая выиграла 75% тендеров. В разное время в Индию поставлялись: истребители СУ-30 МКИ, МиГ- 29К и МиГ- 29М (палубная конфигурация), которые, по заявлению российской стороны представляет собой поколение 4++. Если в 90-е годы это было приемлемо для стратегии развития вооруженных сил Индии, то сейчас подобные образцы техники уже не позволяют Индии решить стратегические задачи по модернизации ВПК. Очевидно и то, что Россия испытывает явные проблемы с созданием т.н. самолёта 5-го поколения, главным образом из-за резкого ухудшения материально-технической базы. Но проблемы России может помочь решить Индия, заявившая, недавно, о своих планах совместно с Россией заняться этим проектом . Так 22 декабря 2008 года, было объявлено, что компания «Сухой» и Hindustan Aeronautics подписали соглашение о совместной разработке и производстве самолета 5-го поколения. Роль Индии в данном проекте заключается в производстве бортового оборудования для истребителя. Но в обмен Индия требует передачи технологий, а не последующей продажи самолётов. Это заводит отношение по данному вопросу в тупик. Кроме того, Индия понимает, что разработка российского самолета нового типа, находится в зачаточной стадии и в лучшем случае опытный образец поднимется в воздух не раньше 2015-2020 года. Таким образом, Индия просто вынуждена искать другие пути достижения модернизации ВПК. В этой связи наиболее важным проектом, является продажа Индии российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», после глубокой модернизации в 2013 году по цене $-2,3 млрд. Хотя на верфях страны уже заложено и несколько авианосцев нового поколения, на рынок вооружения Индии вновь приходят страны Запада и главным образом США. Так, 13 января 2010 года США сделали Индии поистине уникальное предложение о продаже через несколько лет новейших истребителей 5-го поколения F-35, который будет принят на вооружение только в 2016 году. В создании многоцелевого истребителя помимо США учувствует ведущие европейские страны. Несмотря на очевидные экономические и политические успехи Индии с 1991 года, вопрос о степени и уровне её модернизации остаётся открытым. Говоря о линеральной модели модернизации можно отметить, что Индия прошла три стадии из четырёх, но чтобы перейти к четвёртой стадии нужно решить целый ряд ключевых для страны проблем, от решения которых зависит дальнейший вектор трансформации страны. Отметим также, что сегодня Индия является единственной крупной стабильной страной во всей Южной Азии. И если посмотреть на её ближайших соседей, то картина будет весьма красноречивая: Пакистан – военная хунта, с угрозой прихода к власти фундаменталистов, в Бангладеш и Бирме аналогичный тип авторитарного режима, абсолютная монархия в Непале и, наконец, социализм в Китае. Поэтому можно установить прямую корреляцию между режимами соседних стран и потребности народа в демократии . В окружении авторитарных стран во многих из которых весомую роль играет фундаментальный исламизм, поневоле сформировалась специфическая социальная ментальность индийцев, позволяющая принять демократические институты независимо от экономических успехов или неудач. Возможности Попытаемся теперь определить возможные сценарии развития политической системы в случае принятия того или иного решения. Мы использовали поисковое прогнозирование (изыскательское, исследовательское), целью которого является получение предсказания состояния объекта исследования в будущем при наблюдаемых тенденциях, если допустить, что последние не будут изменены посредством решений (планов, проектов и т.п.). Помимо этого, применялось нормативное прогнозирование, целью которого является предсказание путей достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев, целей, норм. Сценарий 1. Сохранение существующего развития. При сохранении нынешних темпов социально- -экономического развития страны в ближайшие 10 лет Индия по-прежнему будет сталкиваться с негативными тенденциями по трём направлениям: - растущее население и безработица; - сохранение зависимости от мировой конъюнктуры на дистанционные услуги; -опасность внутренних конфликтов, являющихся следствием архаизации большей части социальных институтов страны. При сохранении данных тенденций может произойти переход к авторитарному развитию страны. Сценарий 2. Преодоление архаики. Рост экономики Индии отчасти носит и экстенсивный характер, выражающийся в сочетании традиционной экономики, индустриальной и элементами постиндустриальной экономики. Именно уменьшение доли традиционной экономики в стране в частности через урбанизацию и деклирикализацию, может помочь стране перейти в качественно иное состояние. Таким образом, можно выделить ряд контрмер по минимизации негативных тенденций в модернизации Индии: 1.Отказ от кастовой системы. Для реализации этого, нужно провести деклирикализацию и усиление светских институтов (вузы, школы, научные центры, учреждения культуры, спортивные структуры). Данные меры, так или иначе, приведут к сокращению социальных конфликтов в стране. Второй момент здесь это усиление процесса урбанизации, следствием чего станет сокращение крестьянских общин. 2.Создание внутреннего инновационного рынка. Для этого, нужна дальнейшая либерализации социально-политической и экономической системы страны и повышение образования. В совокупности эти меры могут привести к увеличению постиндустриальной составляющей экономики Индии. Заключение Существуют серьезные угрозы модернизации в Индии, которые могут привести к социально-политической и экономической деградации страны. Поэтому, решения, которые примет политическая элита Индии, путь, который она изберет для дальнейшего развития страны – инновационной модернизации с укреплением демократических институтов или сохранения существующего курса, — будет свидетельством уровня сформированности, степени ответственности, жизнеспособности, профессионализма, ценностных ориентаций и установок политической элиты и общества современной Индии. Балаян Александр. Литература: 1. Делёз Ж. Логика смысла. М., - 1998. 2. Дюмон Л. «Homo Hierarchicus», М., 2001 г. 3. Пивоваров Ю. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века. //Общественные науки и современность. 1996. № 3. С.14. 4. Тилли Ч. Демократия. М. 2007. 5. Шмиттер Ф. Процесс демократического транзита и консолидации демократии // Полис. - 1999. - № 3. 6. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge [Mass.]: Harvard University Press, 1962. 7. Langer S. 1964 Philosophy in a New Key, pp. 8. Хейзинга Й. Homo Ludus М. 1998. 9. Bachrach P., Baratz M. Two Faces of Power // American Political Science Review. 1962. №4. P. 956. 10. McMillan A. “Deviant Democratization in India” Democratization 15.4 (August 2008): P. 738. 11. Thakur R. The Government and Politics of India. London: MacMillian Press Ltd, 1995. 12. Gupta J. “India: Democratic Becoming and Combined Development” Politics in Developing Countries: Comparing Experiences with Democracy. Edited by Larry Diamond, Juan J. Linz, and Seymour Martin Lipset. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1990. 13. Arun M. Remaking India. One country, one destiny. London 2004, 14. Sengupta J., Neogi C. India’s new economy. Industry efficiency and growth. 2008. 15. Henderson K., Robinson N., Post-Communist Politics. An Introduction, Prentice Hall Europe, 1997. 16. Linz J., Stepan A. Problems of democratic transition and consolidation Baltimore: 1996, Hopkins University Press. 17. Sharma D. S. China and India in the age of globalization. Cambridge university press: 2009. 18. Sengupta J., Neogi C. India’s new economy. Industry efficiency and growth. 2008. |