Роль интеллектуалов в Польше.

Интеллектуалы это, прежде всего, западноевропейский феномен и даже в Японии он проявился под воздействием внешних модернизационных факторов, сходящих главным образом с Запада. Поэтому любопытно посмотреть, как проявляют себя интеллектуалы в относительно закрытых системах. И модельной страной с этой точки зрения, является Польша. Но прежде чем рассматривать данный вопрос, нужно отметить специфику развития социальной элиты в Польше.

Появление.

Появление интеллектуалов в Польше относится ко второй половине XX века, когда страна находилась в социалистическом лагере. Именно процесс изменения польской социально-политической и экономической системы этого периода был тем внешним воздействием – приведшим к выделении из среды интеллигенции категории интеллектуалов. В отличие и от Франции и Японии, в Польше не было преобладания интеллектуалов-Авторов. Однако, несмотря на то, что их было мало, польские интеллектуалы сыграли значимую роль в процессе модернизации страны.

Примерно в 30-е годы в Польше уже сложились основные предпосылки к появлению интеллектуалов. Здесь прослеживается прямая параллель с Францией, поскольку наблюдается похожая конфигурация. Существовало две идеологических базы, так или иначе, способствующие появлению интеллектуалов - это либералы и националисты. Однако, если до оккупации Польши нацистами эти ветви логично конфликтовали, то после установления в стране социализма, противоречия были уже не так сильны. В отличие от классической модели взаимодействия интеллектуалов с властью и обществом, в Польше этот процесс происходил иначе. В этот период главную роль в стране играла интеллигенция, для которой здесь существовал один главный раздражитель – польский социализм и реформы связанные с ним.

Интеллигенты-либералы, считали, что социалистическая Польша отдаляется от Западной Европы, их идею можно сформулировать как «Независимая Польша – часть западного мира». Интеллигенты-националисты исходили из позиции возвращения утраченных земель (западная Украина), прекращение советской оккупации страны. Любые реформы они воспринимали как ремодернизацию страны. В этом они были схожи с либералами …. Надежды националистических кругов польской интеллигенции связывались с лидером польской рабочей партии (ПОРП). Будучи главой польской рабочей партии, с 1943 по 1948 года, Владислав Гомулка показал себя как националист и более того, именно при нём польское сельское хозяйство сохранило капиталистические черты. Разумеется, его поддерживали интеллектуалы националисты, ожидая, что под его руководством, будет поставлена фильтр, который не позволит Москве провести наиболее радикальные реформы. Но в 48 году, он и его окружение было обвинено в правом националистическом уклонизме и арестовано. Это был удар по правым интеллектуалам.

Эффект 1956: оформление протеста.

Как отмечают ряд исследователей, экономика Польши в 50-е годы не носила чисто социалистический характер. «Крупная и средняя промышленность стала социалистической, но сельское хозяйство, торговля, малые предприятия в промышленности и строительстве продолжали функционировать на рыночной основе». Тем не менее, следствием именно такой политики стали волнения рабочих 1956 года в Познани, жёстко подавленные властью. В результате этого сменилось партийное руководство и к власти вновь пришел Владислав Гомулка, за которым стояли интеллектуалы-националисты. Он сумел успокоить рабочих и приобрел авторитет у поляков как сторонник суверенитета. Волнения были обусловлены множеством факторов, главным из которых явился протест против социалистического аспекта экономических преобразований в стране. Гомулка практически сразу выдвигает тезис о строительстве т.н. «восточноевропейского социализма». Интересно, что тезис этот был поддержан и многими либералами, поскольку идея демократического социализма была крайне популярна среди них. Главной силой, поддержавшей Гомулку, были рабочие советы, фактически и стоявшие за протестами 56 года. Однако, уже через некоторое время эти советы «будут лишены всех недолгое время имевшихся у них прав и выстроены в единую, подчинённую властям организацию».

«Польский Октябрь» привёл к появлению новой категории интеллектуалов – т.н. либералов-католиков. Католическая церковь в Польше после 1956 года стала ещё более влиятельна. Именно после 50-го появляется то поколение интеллектуалов в широком смысле, которые и окажут решающее влияние на дальнейшую судьбу страны. Причины политических изменений в Польше 60-х годов кроются в двух факторах: во-первых, это мощное диссидентское движение, начавшее развиваться в послевоенный период и пользующаяся активной поддержкой рабочего класса, что немаловажно, поскольку в России между этими категориями существовал известный антагонизм. Здесь Польша была ближе к Франции, поскольку также имела крупную потенциальную базу протеста.

Во-вторых, это мощное воздействие католичества, что оказывала гуманистическое воздействие на интеллектуалов, не допуская чрезмерной радикализации. Активную роль, начиная в 1960-е года начал играть т. н. «коммандос» (или «группа Михника») – группа интеллектуалов, сформировавшаяся вокруг известного журналиста и диссидента Адама Михника. В него входили Барбара Торуньчик, Ян Гросс, Северин Блумштайн, Ева Зажицкая, Ян Кофман и многие другие учёные, профессора, писатели – занимающие активную гражданскую позицию. Именно из этих интеллигентов- диссидентов и появятся интеллектуалы. Они активно обсуждали социально-экономические и политические проблемы в нескольких дискуссионных клубах: знаменитый «Клуб кривого колеса», и «клуб искателей противоречий». До 1966 года «группа Михника» оставалась закрытой структурой, но волнения 68 года, превратили их в публичных интеллектуалов. Отдельного слова заслуживает знаменитое «Открытое письмо к членам ПОРП» Яцека Короня и Кароля Мадзелевского – блестящая критика советского строя с точки зрения марксизма. Главным посылом письма был тезис об освобождении рабочего класса всего социалистического лагеря.

Параллельно с этим в 1965 году начинает действовать студенческий дискуссионный клуб «Новые формы», в котором проходили лекции и дискуссии по политическим проблемам страны. В дискуссиях участвовала и «группа Михника». В среде этих групп активно обсуждалось политические и экономическое положение страны. Большинство интеллектуалов склонялось к тому, что экономические реформы в Польше не эффективны, поскольку навязываются Москвой.

В марте 1968 году происходит новый всплеск протестов в стране, главной силой которого на этот раз стало студенчество. Поводом для волнений стало январское запрещение постановки поэмы Адама Мицкевича «Дзяды», в которой власти чувствовали антироссийские настроения. Студенты подали в Сейм многотысячную петицию. Власти очень боялись народных волнений и того, что к студентам присоединятся профсоюзы и рабочие. События марта 68 года стали ареной борьбы интеллектуальных группировок. Начавшиеся беспорядки в серьёз обеспокоили Гомулку и приближённых к нему интеллектуалов-националистов. Надо сказать, что значительная часть общества симпатизировала именно этой части группировке, поэтому была разыграна антисемитская карта. В одночасье появилась масса листовок и газетных статей с обвинением во всех бедах евреев и поддерживающих их либеральных интеллектуалов. Сам Гомулка выступил с речью против «израильской агрессии» и её поддержке в среде польских интеллектуалов. Это привело массовому отъезду еврейской интеллигенции из страны. Под пресс попали многие интеллектуалы, среди которых можно особенно отметить известного писателя Павла Ясеницу, который умер в 1970 году, что во многом было вызвано травлей со стороны власти. Ясеница активно поддерживал бунт студентов университета Варшавы.

Что касается интеллектуалов-Авторов, то здесь наиболее яркой фигурой с 60-х и по наши дни остаётся выдающийся польский кинорежиссер Анджей Вайда – ярый критик социализма и польских экономических преобразований. Его политизированные работы «Человек из Железа», «Без Анестезии» и, разумеется «Дантон», отражали переживания режиссера и воспринимались зрителями как картины про их страну. Второй интеллектуал-Автор конца 60-х – Станислав Лем, также активно выступавший против социалистического строя Польши. Как и Вайда, он многое говорил через свои произведения.

Кризис социализма - расцвет интеллектуалов.

К концу 70-х годов, Польша была экономически очень слаба. Нефтяной кризис 1974 года, показал всю иллюзорную стабильность как «Большого брата», так и стран Варшавского договора. Валютная задолженность Западу увеличивалась, что подтверждало - Польша одной из первых ощущает на себе кризис социализма. Заметное ускорение темпов инфляции наметилось летом 1980 г. Оно было вызвано как увеличением зарплаты, так и общим углублением экономического кризиса.

Окончательный сдвиг к дестабилизации в экономической и политической жизни произошел уже в 80-е гг. «К этому времени польский рабочий класс благодаря экономической политике 70-х гг. стал достаточно многочисленным. Он обрел уверенность в успехе забастовочного движения благодаря стачкам 1970 и 1976 г». Популярность «Солиарности», к этому времени огромна, членами движения становятся около 10 млн. человек. Политическое и партийное руководство во главе с Иозефом Пинтовским Станиславом Каней уже не способно было взять ситуацию под контроль. В 1980-м, после ряда протестов и беспорядков, вызванных экономическими трудностями , профсоюз «Солидарность» наконец добилось легализации, лидер бастующих в Гданьске – Лех Валенса подписал соглашение с правительством, по которому предусматривалось создание свободных профсоюзов, а также освобождения политических заключённых.

За «Солидарностью» стояли интеллектуалы-либералы и интеллектуалы-католики , которые и занимались артикуляцией требований профсоюзного движения. В частности группа Михника, (который с 1980 года являлся членом Комитет общественной самозащиты (КОР) и «Солидарности»), сыграла существенную роль в рабочих протестах этого периода. Выдвинутая программа самоуправляющейся Речи Посполитой, всёрьёз обеспокоила Москву. Нужно отметить, что внутри и вокруг «Солидарности» существовало два крыла интеллектуалов, умеренных либералов-социалистов, выступающих за реформирование страны в рамках существующей системы. Так, характерна достаточно тесная связь между «Солидарности» с ПОРП. Другая группировка – либералы-демократы выступала за строительство в Польше капиталистической системы.

Ситуация в стране в корне меняется, после того как в 1981 году, генерал Войцех Ярузельский, сменил Йозефа Пинтовского на посту премьер-министра Польши, а ещё через месяц вводит военное положение в стране. Вскоре, после этого поддержанный «Военным Советом национального спасения» , Ярузельский вводит в Польше военное положение и по новому законодательству запрещается «Солидарность». Это решение серьёзно резонирует в обществе. Папа Римский, сыграл одну из важнейших ролей, по влиянию на польское общество в период модернизационных преобразований после 1980 года. В своих трудах и публичных выступлениях он не раз, так или иначе, критиковал польскую социалистическую систему . Он косвенным образом поддерживал «Солидарность» и её роль в социально-экономической модернизации Польши. В 1983 году он учувствовал в переговорах с Валенсой и Ярузельским. Определённые надежды интеллектуалам внушал тот факт, что изменения, начавшиеся в этот момент в Польше всё же носили модернизационный характер.

Сосредоточивший в своих руках всю полноту власти генерал Ярузельский начал решительные экономические реформы, однако их нельзя было назвать реакционными. Напротив, усиление самостоятельности государственных предприятий посредством развития рабочего самоуправления, отказ от системы централизованного планирования и сохранение ведущей роли государства в распределении лишь ограниченной части продукции можно было назвать попыткой избежать с одной стороны, социальной напряжённости и с другой преодолеть экономические трудности 80-х годов. Несмотря на относительную либерализацию в экономике, политическая система серьёзно ужесточена, множество членов «Солидарности» и КОР арестованы. Апогеем этого, стало убийство спецслужбами видного интеллектуала-священника - Ксендза Ежи Пепелюшко событие, после которого социалистические идеи в среде интеллектуалов резко начнут уступать идеям капиталистической системы и демократии и уже не отступят. Интеллектуалы у власти: благополучие или демократия.

С приходом к власти, «Солидарности» и Леха Валенсы, встаёт вопрос о немедленных экономических преобразованиях, поскольку Польша, как все постсоветские страны находилась в тяжёлой ситуации. Страна пошла по пути урегулирования противоречий между группировками политической и социальной элиты, как альтернативы социальной революции. Благодаря этому удалось избежать серьёзных проблем в социально-политическом развитии в первые годы реформ. Фактически власть получают интеллектуалы - шестидесятники. Они находились если не на переднем плане политической борьбы, то вокруг правящей элиты.

Реформировать экономику страны было поручено Лешеку Бальцеровичу, чья кандидатура не вызывала возражений и в среде интеллектуалов. Не являясь в чистом виде публичным интеллектуалом, Бальцерович стал символом их стремления перехода к рынку. Экономическая модернизация в Польше стояла на трёх китах: изменение структуры собственности, демонополизации экономики и полное введение рыночных механизмов. Именно за эти меры выступало большинство интеллектуалов связанных с «Солидарностью». Несмотря на то, что «План Бальцеровича» был успешен, уже в 1991 году новое правительство было сформировано без него. Встав на рельсы капиталистического развития – Польша без серьёзных проблем развивала свою экономику.

Принято выделять три фазы социальных и политических изменений в Восточной Центральной Европе: переход, преобразование и консолидация. Под «Переходом» подразумевается относительно краткий период между двумя режимами, период, когда стратегические выборы сделаны. Под «Преобразованием» - процессы выполнения уже сделанных решений, то есть, практические процессы обкатки демократии и рыночной экономики. И, наконец, «Консолидация» обращается к стабилизации нового режима .

На наш взгляд основное отличие Польских экономических преобразований от того, что происходило в России в 90-е годы, кроется не в экономике, а в общественном сознании. Польское общество в постсоветский период оказалось подготовлено интеллектуалами к и «шоковой терапии», и периоду «Перехода», а российское нет. Почему в России этого не произошло – отдельный вопрос. Но в Польше понимали, что: «демократическое правительство не может решить всех вопросов и ценно скорее своей природой, чем результатами деятельности, которые необязательно оказываются во всех отношениях лучше, чем при нелиберальном правлении» . Именно в этом заключается тот вклад, который привнесла интеллектуальная элита на новом этапе развития страны. Что касается дальнейшего развития интеллектуалов в стране, после того как Александр Квасьневский в 1998 году подписал закон о люстрации, их активность заметно уменьшается. А Польше за сравнительно небольшой промежуток времени удалось пройти все три стадии, приблизившись к странам западной Европы. Мечта интеллектуалов-либералов ещё не достигнута, и они по-прежнему играют важную роль в социально-политической системе страны.