Перспективность ДОВСЕ: грани сомнений.


Есть несколько очевидных положений, детерминировавших решение Президента России приостановить действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров. Во-первых, политическое руководство Российского государства продемонстрировало свое нежелание выполнять договоренности, которые его не устраивают (в силу нескольких причин, в том числе и потому, что другие государства не хотят к этим договоренностям присоединиться и выполнять взятые обязательства). Во-вторых, западные государства четко дали понять, что ДОВСЕ как механизм контроля над вооружениями им не нужен. В-третьих, отсутствие консенсуса между Россией с одной стороны и с другой – США и некоторых европейских государств, свидетельствует об усилении политической борьбы. Во всяком случае политическая обстановка в Европе постепенно продолжает усложняться.

То есть, нынешние инсинуации вокруг ДОВСЕ сначала носили политический характер, но со временем могут перейти в иные плоскости (в том числе и в военную). Кому же выгоден отказ от выполнения ДОВСЕ? По-нашему мнению, прогнозируемая будущая война (во всяком случае, на начальном этапе), если таковая и состоится, не будет вестись силами сухопутных войск. Возможны ракетные удары и массированное использование авиационных группировок (как это было, например, в Югославии), очевидны информационные атаки и кампании. Таким образом, предотвратить даже вооруженный межгосударственный конфликт с участием России ДОВСЕ не в состоянии (ведь авиация выведена из сферы ограничений в рамках этого договора).

Тенденция увеличения военных бюджетов США и России, на наш взгляд, убедительно свидетельствует о двух тенденциях. Во-первых, о желании и готовности политической элиты этих стран отстаивать/защищать свои национальные интересы любыми средствами. Если США так всегда и поступали, то, похоже, отечественная элита делает все для того, чтобы действовать аналогично. И в этом смысле ДОВСЕ, конечно, ограничивал российское политическое руководство.

Во-вторых, «аппетиты» российского военно-промышленного комплекса растут. Это было бы нормально при условии существования эффективного демократического контроля за действиями исполнительной власти и военно-промышленного комплекса. А поскольку такого контроля нет и далеко не факт, что он скоро появится, то есть определенные опасения. Опасения того, что отказ от ДОВСЕ позволит власти еще больше средств тратить на нужды обороны и, может быть, не всегда оправданно. Также есть опасения того, еще меньше средств будет планироваться и выделяться на социальные нужды и т.д.

Таким образом, отказ нашей страны от ДОВСЕ, как представляется, объективно будет выгоден всем. Другое дело, нельзя не понимать, что отказ от ДОВСЕ станет еще одним шагом на пути возрождения гонки вооружений. Поэтому мы поддерживаем следующее стратегическое предложение многих политиков и аналитиков: свои усилия следует сегодня направлять не на дальнейшую правку исчерпавшего себя договора, а на разработку принципиально новой договорной базы ограничения любых наступательных вооружений в Европе. Это наш избирательный наказ новому главе Российского государства.

Сергей Мельков, доктор политических наук (Ассоциация военных политологов)