«Доброй ночи и удачи», как суровая реальность?

Сегодня, когда роль телевидения неимоверно возросла, мы не можем не понимать, какую угрозу оно несёт. Ведь это своего рода «оружие», которое зачастую используется для самых гнусных целей – одурманивания и пропаганды, и в отличие от газет, его влиянию подвержены огромные массы людей. С помощью телевидения выигрываются выборы, оправдываются войны, вызывается ненависть населения к любому, кто неугоден власти, или другому собственнику канала. Конечно, многое в этой ситуации зависит от журналистского сообщества, от того, как они себя поведут в конкретной ситуации. Но, к сожалению, не многие осмеливаются бросить вызов власть имущим, исполнять преступные приказы или спокойно созерцать, как творится беззаконие. Но иногда такие люди находятся, и выполняют то, что, казалось бы, не под силу одиночке. О нет, они не герои, это такие же люди, как и мы с вами, просто у них обострённое чувство справедливости и долга. Одним из таких людей был Эдвард Марроу, легендарный журналист, прославившейся ещё своими военными репортажами из Лондона. Но поистине, всенародное признание пришло, когда он вёл аналитическую передачу на канале CBS, кульминацией которой стал конфликт с сенатором Маккарти объявившему в 50 гг. т. н. «охоту на ведьм», и видевшем коммунистов практически в каждом. Об этих событиях и повествует фильм Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи», как известно, именно этой фразой г-н Марроу заканчивал свои передачи. Клуни не случайно выпустил свой фильм именно теперь, когда ситуация со свободами в США по мнению тамошних интеллектуалов, далека от совершенства. Но Клуни и не догадывался, как ещё более актуален этот фильм в России…

Фильм начинается с событий после конфликта с Маккарти, когда Марроу выступает с речью на вручении журналисткой премии. Он говорит о важных вещах «Наша история, это то, какой мы её творим… Лет через 50-100, у нас будет достаточно доказательств декаданса, и упадка который нас окружает… У нас развилась аллергия на любую информацию, которое нарушает наше спокойствие. Нам надо признать, что телевиденье используют для отвлечения внимания, развлечения и обмана». Как пророчески звучат его слова теперь, не столько актуально для США, сколько для России, где уже несколько лет практически отсутствуют свободные СМИ. Сразу бросается в глаза прекрасная стилизация фильма, а-ля 50-60-е, черно, белый антураж, великолепный грим. Сюжет переносится в прошлое, когда Марроу бросает вызов Маккарти, заинтересовавшись делом Мило Редуловича, уволенного из ВВС лишь по подозрению, что он коммунист. Марроу делает цикл передач с разоблачением незаконных методов сенатора, вскоре сам, став объектом нападок, но, в конце концов, добившись восстановления Редуловича на службе, а затем и расследование деятельности Маккарти. Но не справедливо было бы приписывать это одному Марроу, и режиссер это великолепно показал. Безусловно, здесь имело место совокупность факторов, а именно блестящая команда Марроу, его шеф редактор в великолепном исполнении самого Клуни. Не маловажную роль сыграл, и шеф канала, который разрешал столь острые передачи.

Всё в этом фильме, кстати, снятом на весьма скромные средства, выдержано в едином стиле, отдельных слов заслуживает работа оператора, который блестяще показал волнение журналистов и сам процесс подготовки передач. Прекрасно смотрятся и документальные вставки, начиная от рекламы 50-х до выступления Маккарти и президента Эйзенхауэра. Да, фильм Джорджа Клуни действительно авторское кино и всем, кому не безразличны проблемы взаимоотношения СМИ и власти или просто соскучившимся по умному, качественному кино можно порекомендовать посмотреть этот фильм, тем более что в нашей стране он смотрится особенно актуально.