Рецензия на книгу Алексея Чадаева "Путин. Его идеология".


Чадаев А. Путин. Его идеология. – М.: Европа, 2006. – 232 с.

Данная книга члена Общественной палаты позиционируется как первая попытка системного рассмотрения идеологии Президента России Владимира Путина. В основном, как пишет сам автор, в книге рассматриваются тексты путинских посланий на основе их смыслового анализа. Известно, впрочем, что попытки понять и каким-то образом мало-мальски внятно объяснить идеологические воззрения действующего главы нашего государства предпринимались и ранее. Статей на эту тему в СМИ и Интернете можно найти предостаточно. Однако системный анализ на уровне отдельного издания, пожалуй, действительно предпринят впервые. И удалось это сделать молодому специалисту, в первую очередь, благодаря тому заказу, который был сделан на книгу из администрации президента.

Отметим несколько важных особенностей книги А. Чадаева. Во-первых, хорошо, что автор не пошел по пути «механического складывания» текстов выступлений главы государства. То есть, к счастью, данная книга не является «избранными статьями и речами». Во-вторых, задача автора, на наш взгляд, была осложнена тем обстоятельством, что ему приходилось искать серьезные смыслы в текстах, которые во многом носили и носят пиаровский характер. Ведь очевидно, что Путин не ученый по характеру своей деятельности, а его послания, как правило, не детерминируют планы деятельности органов госвласти. Получается, что зачастую послания сами по себе, а власть сама по себе. Доказательство этого тезиса лежит на поверхности: ни в одном Послании глава государства не анализирует ход выполнения предыдущего (предыдущих) послания (посланий).

В-третьих, семантический анализ в серьезном политологическом исследовании (а книга о президенте не может быть иной по определению), конечно, должен подкрепляться политологическим анализом. На наш взгляд, это означает, что аналитику нельзя оставаться в стороне от анализа политического как явления. То есть, слишком простым, и, пожалуй, даже примитивным, является выбранный автором метод исследования – он рассматривает главу государства в отрыве от реальных действий власти. Но такой подход не просто ошибочен, он свидетельствует о выполнении автором идеологического заказа в пропагандистском ключе.

В-четвертых, об определенном пропагандистском характере содержания книги свидетельствует ее структура. Названия глав – суверенитет, демократия, качество жизни – это, по сути, попытка описать заявленную ранее «концепцию суверенной демократии» – то есть демократии в национальном варианте. Полагаем, что демократия как философская концепция и форма политической организации достаточно проработана и вряд ли может иметь региональные или национальные различия. Отличаются же политические системы разных стран, то есть их институциональное устройство, а также политические режимы (форма организации политической власти).

Когда автор пишет, что «…задача Путина – создание такой системы, в рамках которой русский народ сам сможет решать вопрос о власти», то все-таки нужны веские аргументы, что это действительно так. Многочисленные слова главы государства на эту тему не только не могут убеждать аналитика, но наоборот, только подтверждают их пиаровский характер. Нам думается, что наоборот, Путин своими делами в максимальной степени отстаивает интересы нынешней российской власти, является ее органичной и естественной частью. Но тогда, следуя логике, следует ответить на вопрос: «Зачем народу решать вопрос о власти, если он никогда в отечественной истории не имел такой возможности»?

Нам вообще в приведенной выше фразе Алексея Чадаева видится абсолютный и непонятно чем вызванный идеализм. Никогда власть народа (по Аристотелю, кстати, она называется анархией, а не демократией) не бывает ни продолжительной, ни эффективной. Известен и механизм политического участия граждан, это – выборы. Поэтому самое слабое место в идеологии Путина, на наш взгляд, заключается в его попытках решать политические проблемы исключительно административными методами. Конечный результат таких действий тоже известен – империя, жесточайшее геополитическое противоборство и отгороженность от мирового сообщества. Не похоже, что Алексей Чадаев сможет предложить что-то принципиальное новое. Читать отдельные рефлексивные конструкции автора интересно, поэтому советуем ознакомиться с этой книгой всем, кто интересуется политикой и общественной жизнью современной России.

Сергей Мельков (АВП)