Указ подписан: что дальше?


19 марта 2007 года Указом Президента РФ В.В.Путина № 364 были внесены изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237. Политическая составляющая этого государственного решения была рассмотрена на круглом столе в Ассоциации военных политологов.

Мельков Сергей, доктор политических наук

В связи с тем, что в некоторых СМИ были высказаны различные трактовки сути данного указа, хотелось бы понять: каковы причины его опубликования?

Павлов Сергей, кандидат политических наук

Во второй половине 90-х годов прошлого века у политического руководства нашего государства были несколько основных причин, побудивших сократить сроки прохождения в воинских званиях. Вот некоторые из них: увеличение количества увольнений офицеров на фоне низкой зарплаты, которая не выплачивалась на протяжении нескольких месяцев в 1996–1998 годах; выпуск лейтенантов не восполнял убыль увольнявшихся по различным причинам офицеров; острая нехватка офицеров на первичных воинских должностях; снижение статуса офицера в российском обществе и т.д.

Конечно, изменение сроков присвоения очередных воинских званий в 1999 году имело свои «плюсы» и «минусы». Сокращение сроков присвоения очередных воинских званий и повышение денежного довольствия военнослужащих тогда позволило несколько стабилизировать ситуацию, а также сохранить в строю часть перспективных командиров и офицеров, имеющих опыт боевых действий в Афганистане и Чечне. Однако слишком быстрый рост иных офицеров порой отрицательно сказывался на их общей подготовленности, а также боеспособности и уровне морально-психологического состояния подразделений. В условиях нехватки командиров в звене взвод-батальон, офицер не успевал получить опыт на одной должности, как его уже повышали. То есть, нередко, на новой должности, офицер, не освоив навыков управления подразделением с меньшим по количеству военнослужащих, выдвигался управлять большим. Если вспомнить Советскую Армию, то в ней, чтобы стать командиром роты, большинству офицеров необходимо было на протяжении нескольких лет делом доказывать, что его взвод лучший в роте и в батальоне. Полагаю, что состоявшееся решение об увеличении сроков присвоения очередных воинских званий оправдано и соответствует качественным преобразованиям в Российской Армии.

Перенджиев Александр, кандидат политических наук

В настоящее время зачастую на ключевые должности в российской армии, такие как командир роты/батальона попадают люди с малым опытом работы на низовых должностях, поскольку срок прохождения службы от лейтенанта до капитана составлял 3-4 года. В настоящее время такой срок увеличивается до 6 лет. А значит, на должности от командира роты и выше будут приходить офицеры с бóльшим опытом работы. Безусловно, этот приказ будет способствовать укреплению руководства ротным, батальонным и полковым звеньями. Указ также будет способствовать укреплению воинской дисциплины и правопорядка, уменьшению количества гибели и травматизма личного состава. Очевидно, что более опытным офицерам будет легче работать с военнослужащими. Особенно следует учесть, что в Российских Вооруженных Силах растет количество контрактников, которые в целом старше военнослужащих-призывников.

Могу также предположить, что в дальнейшем увеличение сроков прохождения военной службы в воинских званиях будет способствовать повышению значимости каждого воинского звания и всей военной службы в целом. Если государство одновременно с увеличением сроков прохождения службы в конкретных званиях значительно повысит оплату воинского труда, в первую очередь, тем, кто работает с людьми, то позитивный результат объективно будет достигнут.

Мельков Сергей

В ряде средств массовой информации была высказана обеспокоенность в связи с опубликованием данного указа. Есть ли действительно повод для беспокойства?

Павлов Сергей

Очевидно, что без разъяснения в войсках цели, которую планирует таким образом достичь политическое руководство государства, отторжение данного решения среди офицерского состава возможно. Вместе с тем, в последние годы в Российской Армии имели место очень серьезные изменения. Политическое и военное руководство государства предпринимает энергичные меры для повышения значимости воинского труда в обществе и повышения имиджа российских Вооруженных Сил. В этой связи сокращение сроков присвоения очередных воинских званий является одним из признаков стабилизации в армии. Однако, предпринимаемые меры для повышения значимости офицерского (и сержантского) звания в обществе, должны иметь кроме идейной основы, еще и материальную. В этом контексте, необходимо увеличить «в разы» оклады по воинскому званию всех военнослужащих. Известно, что сейчас оклад по воинскому званию, например, «младшего лейтенанта» составляет всего 829 рублей, а «лейтенанта» лишь 955 рублей. Как видим оклады по первичным воинским званиям офицеров очень низкие, а разница между ними небольшая, всего 126 рублей. Вряд ли эти суммы существенно влияют на повышение значимости звания защитника Отечества.

Перенджиев Александр

Несомненно, Указ Президента России не мог оставить людей в погонах равнодушными. В одной из статей в «Независимом военном обозрении» изложен круг проблем, которые могут появиться при реализации данного указа. Попробую их кратко сформулировать, исходя из содержания статьи:

- явно выраженное неудовольствие офицерского состава, желающего быстрей сделать военную карьеру и дойти в кратчайшие сроки до воинского звания «полковник»;

- имиджу и популярности военной службы в России, нанесен еще один удар. Предыдущий, более сильный, – монетизация льгот;

- вышеназванный указ будет способствовать оттоку молодых офицеров из рядов Вооруженных Сил и возрастанию трудностей в комплектовании частей военнослужащими по контракту.

Лично я считаю, что увеличение сроков прохождения военной службы в воинских званиях в ближайшее время, возможно, будет для немалого количества офицеров болезненным. Тем не менее, указ был подготовлен и издан не по прихоти какого-то начальника, а в целях решения давно назревших кадровых, служебных и профессиональных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации. Удивительно слышать от некоторых военнослужащих мнение о том, что данный указ чуть ли «не с неба свалился». Кто знаком с порядком подготовки указа главы государства, должен понимать, что его основа, за редчайшим исключением, всегда готовится в Министерстве обороны. А, значит, руководство военного ведомства таким образом решает назревшую проблему.

Мельков Сергей

Что нужно делать в настоящее время в целях снижения болезненности этого указа для офицерского состава?

Павлов Сергей

Полагаю, что это государственное решение (как и другие) требует широкого разъяснения в войсках. Цель ясна: большинство военнослужащих в результате разъяснительной работы должны четко понимать суть решения главы государства. По своему опыту педагогической деятельности знаю, что воспитательные навыки быстро не приходят. И если офицерский состав будет социально защищен, то большинство будет служить с удовольствием, независимо от воинского звания. Словом, нашей армии пока не хватает профессионализма. Возможно, что данный указ как раз и направлен, в том числе, на повышение профессиональных навыков офицерского и сержантского состава.

Перенджиев Александр

Считаю, что в ближайшее время военно-политическое руководство должно принять безотлагательные меры по повышению престижа военной службы. Необходимо увеличивать денежное довольствие, эффективно и быстро решать жилищные и другие социальные проблемы военнослужащих, а не удерживать офицеров, прапорщиков и сержантов в армии с помощью перспективы карьерного роста. Необходимо создать такие материальные, бытовые и социальные условия для людей в погонах, в результате которых каждый военнослужащий мог бы эффективно выполнять свои должностные обязанности, независимо от срока прохождения службы в том или ином воинском звании или должности.

Мельков Сергей

Сформулирую некоторые итоги. Время сногсшибательного карьерного роста в Российских Вооруженных Силах, если можно так выразиться, «притормаживается». Политическое руководство государства нуждается в более профессионально подготовленных и имеющих немалый войсковой опыт командных, воспитательных и технических кадрах. Словом, продолжается курс на создание профессиональной армии. Для руководства Минобороны это выражается в переходе от удержания офицеров к постепенному выращиванию опытных специалистов и созданию для них нормальных условий для службы и жизни. Думается, что такой подход заслуживает понимания и всяческой поддержки со стороны экспертов и широкой общественности.

Ассоциация военных политологов